Отголоски пальмового масла

ОТГОЛОСКИ  ПАЛЬМОВОГО  МАСЛА

  Лихие  девяностые:  безработица,  на  заводах  сокращение,  разруха,  выживает,  кто   как  может.  Не  многие  сумели  приспособиться,  найти  занятие  и  средства  для  безбедной   жизни.  А,  вот   мой  сосед  с  первого  этажа,  хоть  до  этого  работал  заточником,    сообразил,  проявил  коммерческую  сметку,  нашел  свою  нишу.  Занялся  бизнесом,  организовал,  так  ныне  называемое,  малое  предприятие,  а  конкретнее:  мини  пекарню  по  выпуску  сдобных   хлебобулочных  изделий.  Оформил  он  все  на  себя,  назвался  хозяином,  фирмачом,  хотя  фактически  все  держится  только,  благодаря  неустанным  заботам  его  супруги.  У  нее  прирожденный  дар:  волшебные  кулинарные  способности,  золотые  руки    и  удивительный  талант  по  этой  части.  Унаследовала  она  его  от  своих  предков,  даже  поговаривают,  что    каким-то  …надцатым  коленом  связана  с  династией  знаменитого  булочника   Филиппова.
  Бывало,  как  затеет  у  себя  на  кухне  печь  пирожки  или  другую  сдобу,  так  весь  подъезд  от  ароматов  и  соблазнительных  запахов  с  ума  сходит.  На  нее  жильцы  один  раз  даже  жалобу  властям  писали,  винили   в  посягательстве  на  их  здоровье.  У  одних  страдали  желудки,   измученные  неудовлетворенным  разыгравшимся  аппетитом,  у  других  разгорались   семейные  неурядицы  и  скандалы  на  почве  неумения  женами  так  стряпать   и  готовить.   Но,  с  наступлением  годов  неразберихи,  успокоились:   с  голодухи,    уже  ставший  редкостью,   хлебный    дух    многим   стал  неожиданной   радостью.
   Дела  у  соседа  ладились,  шли  успешно,  их  булочки  под  названием  «домашние»  пользовались  спросом,  соблазняли  не  высокой  ценой   и  покупались  нарасхват.  Фирма  процветала  и  богатела.  Но,  все  до  поры  до  времени.  Жизнь  в  стране  потихоньку  стала  налаживаться,  возникли  более  продвинутые   конкуренты,  товара  стало  больше.  Появилась  возможность  выбора:  его  рядовые  и  простые  булочки  блекли  на  фоне,  более  привлекательных,  сдобренных  шоколадами   и  диковинными  начинками,  изделий,  потеряли  спрос,  покупались  плохо.
  Приуныл  Николай,  так  звали   соседа.  Раньше  со  мной  не  знался,  даже  не  всегда  здоровался, а  тут  снизошел,  наведался  прямо  в  квартиру,   чтоб    пожаловаться  на  жизнь,  на  трудности.  Я  вначале  не  понял,  почему  он  со  своими  заботами  пришел  именно  ко  мне.  Но,  оказалось,  все  просто.  Откуда-то   прознал,  что  я  работаю  в  отделе  сбыта,  и  не  где-нибудь,  а  на  кирпичном  заводе.  Мол,  кирпич  пользуется  повышенным  спросом  и,  по  его  мнению,  заслуга  в  этом  нашего  отдела.  Вот  и  пришел  просить  совета,  как  поправить    дела,  как  вернуть  у  покупателей  интерес   к  его  булочках.   
     - В  общем,  ты  профессионал,  знаешь  конъюнктуру  рынка,  тонкости  и  секреты  рекламы,  тебе  и  карты  в  руки.  Выручай,  в  долгу  не  останусь.
  Вот,  надумал?  Сравнил  что-то  с  пальцем.  Одно  дело  кирпичи:  в  стране  строительный  бум,  они  в  дефиците,  не  нужна  никакая  реклама,  хватают  за  милую  душу.   А  тут  еда,   пристрастия,  привычки,  традиции,  удовлетворенность    сытостью   и  полученной  пищей,  нюансы  смака  и  вкусовых   предпочтений.
   -  Нет,  извини,  отказываюсь:  не  мой  профиль,  ничем  помочь  не  могу.
   Но,  он  с  такой  надеждой  смотрел  на  меня,  так  жалостно   и  так  грустно,  что  я  не  выдержал,  сдался:  тем  более,  что  именно  как  раз  в  этот  момент,  мне  вспомнилась  известная  история  с  пальмовым  маслом.   Да  и  вы,  наверное,  тоже  не  забыли,  как
не  так  давно,  в   пресловутую  эпоху  всеобщего  дефицита,  проявилась  в  продаже  пищевая  продукция,   приготовленная на  пальмовом  масле.   Это  сразу  заинтриговало,  возбудило  жгучий  интерес:  как  же  -  экзотика,  заморская  редкость,  южный  тропический  фрукт,  заграничная,  не  известная  до  селе  диковина,  импорт.  Сразу   ажиотаж:   берут,  хватают,  восторгаются,  хвастаются  друг  перед  другом,  только  давай.
   Полакомились,  насладились,  прошло  какое-то  время,  то  ли  диетологи,  то  ли  конкуренты   постарались:  по  стране  пополз  слух,  что  масло-то  дрянь,  не  такое,  как  его  расписывают.  Больше  того,  весьма  вредное,  скверно  влияет  на  наш  организм.   Шустрые  ребята  сразу  сообразили,  пришел  их  черед.  Предложили  ту  же  еду,  но  уже  очищенную,  без  пальмового  масла,  о  чем  громогласно  объявили  во  всеуслышание.  Люди  обрадовались,  крамола  пресечена,  можно  брать  теперь  уже  без   опаски,  экологически  чистый  продукт.   И  опять  хватают:  даже,  пуще   прежнего,   метут,  только  давай.
   В  общем,  в  торговле  очень  важно   чем-то  удивить,  ошарашить  покупателя,   чего-то  очень  необычного  посулить  или,  наоборот,  чем-то  напугать,  ошеломить  броской  агрессивной  рекламой.  Побольше  в  ней  непонятных  заумных  слов  и  давно  осточертевших  ликов  артистов  и  певцов.  Наивные,  думают,  если  артист  профессионально  изображает,  якобы,  неимоверное  удовольствие  от  рекламируемого  продукта,   так  ему  сразу  поверят.  Наоборот,  плюнут  и  отвернутся.
   А,  что?  Почему  бы  не  применить  подобное   и  в  делах  Николая?
   - Вот  твои  булочки  значатся  «домашние»,  а  ты  назови  их   «булочки  домашние,  сдобренные  бабалашкой».
   - Не,  не  пойдет.  Где  я  буду  приобретать  эту  бабалашку,   не  знаю,  как  её  применять,  в  какой  пропорции  добавлять  и,  вообще,  что  это  такое,  первый  раз  о  ней  слышу.
   - Да,  постой  ты,  не  торопись,  дай  договорить:  не  дал  прилечь,  а  уже  за  ноги  тащишь.  Балабашка  - это  просто  каламбур,  случайно  втемяшившийся  в  мою  голову.  Такого  не  существует,  не  надо  его  искать  и  тем  более  применять.  Просто  слово  красивое,  непривычное,  неожиданное,  хорошо  будоражит  слух   и  не  только  твой,  но  и  твоих  потенциальных  покупателей:  не  устоят,   соблазнятся,  захотят  попробовать,   отведать  и  втянутся,  будут  покупать.
   - Ну,  а , если  спросят,  поинтересуются,  что  это  такое,  я  ж  не    отвечу,  как  ты  сказал – каламбур.  Могут  и   морду  разрисовать  за  обман.
  - Не  бойся,  не  спросят.  Кто  же  сам  распишется  в  своей  некомпетентности:  сделают  вид,   что  и  без  тебя  знают .
   И  он  решился.  Дела  сразу  поправились.  Николай  доволен,  ходит  королем,  хвастается,  что  покупателям  продукт  понравился.  Даже  утверждают,  что  добавка  пошла  на  пользу,  у  булочек  в  отличие  от  прежних  появился  более  тонкий  аромат  и  весьма  нежные  вкусовые  ощущения.
  Но,  как  и  до  этого,  мнимые  восторги  со  временем  иссякли,  а  с  ними  и  интерес  к  выпечке.  Сосед  опять  пришел  с  поклоном.   Памятуя  историю  с  пальмовым  маслом,  я  сразу  предложил:
   - А,  ты  теперь  назови:  «булочка  домашняя,  улучшенная,   без  балабашки».
   Торговля  опять  оживилась.  С  тех  пор  и  повелось:  как  только  наступал  штиль  с  продажами,  булочки  получали  броское  название  или  интригующее  дополнение  к  прежнему,  вроде - обработанные  лазером,  по  рецептам  искусственного  интеллекта,  из  рациона  космонавтов,  из   кремлевской  кухни  и  т.д.
  В  конце  концов,  мне  надоело  его  опекать  и   давать  дурацкие,  но  действенные,  названия  его  булочкам.
   - Хватит  с  меня.  На,  вот  возьми,  дарю  тебе  Большую  Советскую  энциклопедию.  Сам  выбирай  названия  и  больше  не  морочь  мне  голову.
  И  действительно,  он  перестал  беспокоить  меня,  со  временем  эта  история  для  меня  забылась.
  Но,  на  днях  звонок  в  дверь,  опять  он:
  - На,  забери  свою  книженцию,  больше  не  нужна  она  мне,  надобность  отпала.  Жена  устроилась  работать  в  школу,  на  кухню  питания  учеников.  Теперь  наши  булочки  прекрасно  расходятся  и  без  рекламы.  Кстати,  скоро  прекратим  и  раздражать  запахами  подъезд,  печь  их  будем  там,  на  месте,  на  их  оборудовании.
   Повезло  Николаю,  бизнес  процветает,  со  сбытом  теперь  не  мучается.  А,  каково  нам?   Мы  так  привыкли  к  божественному  хлебному  духу  и  сказочному  аромату  свежей  выпечки,  что  уже  не  представляем  жизни  без  них.
  Кстати,  сказанное  когда-то  Николаем:  «в  долгу  не  останусь»  до  сих  пор  для   меня  загадка – что  он  имел  в  виду?


Рецензии