Командировка на войну. Глава. 109 Мемуары
Если враг понёс большой урон,
Воспользуйся случаем — извлеки пользу для себя.
Сунь Цзы – великий китайский полководец
Казаки охраняли передовые части русской армии от нападений врага, постоянно перебрасываясь в глубь Болгарии для помощи мирному населению.
Они спасали болгар от истязаний турецких солдат и вообще использовались там, где требовалось применить главные достоинства казачьего войска – быстроту и натиск.
Оценивая действия казаков в этой войне, корреспондент английского журнала «Nature» писал, что «казаки замечательно проворны и необычайно смелы, легко вооружены и имеют хороших лошадей».
Несмотря на большое разнообразие функций, которые выполняли донские казаки в ту войну, главным их врагом стали турецкие башибузуки – жестокие убийцы-каратели, которые внезапно появлялись в болгарских селах, вырезая всё живое подчистую, не жалея ни детей, ни стариков.
Однако они являлись грозной силой только против болгарских ополченцев, слабо вооруженных и плохо подготовленных, а вот против казаков в чистом поле, равного боя они долго не выдерживали и бежали без оглядки.
Одно дело «воевать» с мирными жителями, а другое – отведать русской шашки, тем более что, наглядевшись на зверства турок, казаки башибузуков в плен не брали!
О превосходной подготовке донских казаков рассказывает случай с урядником Быкадоровым, который в очередной стычке донцов с башибузуками увлекся погоней за одним из разбойников.
Настигнув неприятеля, казак рубанул его шашкой с плеча, но клинок раскололся об подставленную бандитом саблю.
Находчивый казак не растерялся и, перемахнув всем корпусом через седло, как не раз это делал на джигитовках в лагерях, он уклонился от ответного удара, выхватил из приточенного к седлу чехла верную винтовку «Бердана» и из-под мчащегося коня застрелил башибузука.
Иной род службы несли кубанские пластуны. Это невысокие, невзрачные, на первый взгляд, казаки с Кавказской линии были непревзойдёнными разведчиками.
Днём и ночью они были глазами и ушами продвигающейся по неприятельской территории армии, не позволяя врагам приблизиться незамеченными к солдатским бивуакам, при этом сами спокойно проникали в распоряжения войск османов, добывая «язы ков» и устраняя часовых.
Уральские казаки успешно проявили себя при переходе перевалы Шипки трёх штурмовых колонн под командованием «белого» генерала М.Д.Скобелева.
Их опыт преодоления горных снежных преград оказался весьма востребован в тех условиях.
Тяжёлые сильные кони уральских казаков протаптывали дорогу в заснеженных коридорах перевала, а уже за ними следовали колонны пехоты, тянулись артиллерийские обозы и пушки, которые дадут решающее сражение при турецком лагере Шейнино, открывая путь на Константинополь.
Не менее героически казаки проявили себя на Закавказском театре военных действий.
В том числе они принимали участие в эпической обороне крепости Баязет, в ходе которой в нечеловеческих условиях русским солдатам и казакам во главе с войсковым старшиной Кваниным удалось отстоять честь русского оружия перед лицом многократно превосходящего неприятеля.
В самом конце войны, в районе Адрианополя последней не покорившейся русским крепостью стала крепость Руса.
Впрочем, не покорившейся она стала исключительно лишь вследствие того, что русская армия дошла в эти места лишь в конце января 1878 года.
А 14 февраля из крепости прибыли парламентеры, чтобы обсудить условия сдачи крепости и эвакуации гарнизона. Первыми торжественно войти в освобожденный город выпала честь лейб-гвардейскому Атаманскому полку.
Таким образом, командование отметило ту особую роль, которую казачество сыграло в той войне. Казаки первыми перешли за Дунай в начале войны и первыми же вошли в последний бастион уже поверженного врага. Болгарская пресса писала: «Это была очень внушительная, торжественная встреча...
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225041600765