К социализму мирным путем

    Крепостническое рабство, унижение господ, Кровавые воскресенья, стихийные и вооруженные восстания, революции и войны, голод и разруху – все это прошел, сполна познал и претерпел наш народ.

    Так, на передых и мирное созидание после самой жестокой и разрушительной войны ХХ века 1941-45 годов советскому народу выпало совсем немного, всего несколько десятилетий. Но за короткий срок удалось возродить сожженные и уничтоженные фашистами города и села, заводы и фабрики, восстановить промышленность и сельское хозяйство, построить и развить многое заново. Наша страна заняла ведущее место в мире и, освоив новые технологии, первой покорила Космос.

   Тут бы теперь и пожить советскому человеку, как следует, хорошо. Вроде бы и зажили в последние два десятилетия до перестройки не хуже многих развитых стран. В городах полный сервис и комфорт, да и селяне к городской жизни приблизились. Свет, тепло, газ, воду, телевизионную и телефонную связь в дома стали проводить, мягкой мебелью обзаводиться, как в городе, автомобили покупать в личное пользование. Еще немного, глядишь, и совсем село преобразилось бы. Молодежь не рвалась бы в город, а оставалась в родных местах, на селе, обихаживать с помощью унифицированной сельскохозяйственной техники землю-матушку, кормилицу.

    Не случилось, навязали народу перестройку. И перестроились, что даже нарочно не придумаешь. Все, что трудом нажили, пошло прахом, порушили. Говорят, что консультанты заокеанские помогали, советы давали, как легче и быстрее разрушить, превращая великую страну в сырьевой придаток капитализма.

    Через двадцать лет образумились. Стали вспоминать, как раньше было, и соображать, как восстановить порушенное, как не стать рабами, холопами да окончательными прислужниками у западных капиталистов не оказаться.

    Всем известно, что народ наш любит волю, простор и свободу. У русского человека широкая душа. Об этом, в «Заметках о русском» писал в свое время академик Дмитрий Лихачев, утверждая, что она, «воля вольная, хорошо определялась в русских лирических песнях». И «издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека».

    Немало споров в настоящее время ведется в российском обществе, СМИ, на радио и телевидении, в интернете на различных сайтах о возможности возврата социализма в нашей стране. Многие с ностальгией вспоминают былые времена, когда каждому человеку было доступно бесплатное образование, медицинское обслуживание, не надо было копить сбережения на приобретение жилья, на дорогостоящие операции и лекарства, или скидываться на них всем миром и всей страной. Советский человек верил в свой завтрашний день и в то, что государство и общественность не оставят его один на один со своей бедой и окажут помощь в трудной жизненной ситуации.

    Но как вернуться в прошлое, когда так запугали народ кровью и революцией, всевозможными репрессиями и привилегиями номенклатурной верхушки, которая якобы съела все сдобные пампушки и деликатесы, оставив народу черную, черствую горбушку хлеба, вместо икры с маслом?

    Многие, вероятно, знают и помнят, как в первые годы перестройки запугивали народ сталинскими репрессиями, дабы не повадно было вернуться назад. Охаивалось, обливалось грязью все советское, как самое худшее и недостойное. Даже пытались дискредитировать и умалить нашу Великую Победу.

    Помнится, в преддверии перестройки, один знакомый экономист доказывал в своих горячих спорах, как мы здорово станем жить в рыночной экономике, какая помощь хлынет к нам от западных капиталистов, ведь там у них товарное перепроизводство, что даже все девать некуда и лишнее выбрасывается в море или на помойку. А зачем выбрасывать лишнее добро куда-то на помойку?! Его отдадут нам просто так, задаром. Но не тут-то было.

    Все наоборот вышло. Наше достояние, наши природные богатства, ресурсы, денежки стали утекать безвозвратно на Запад. Будь он жив сейчас, тот экономист, у него самого сказанное вызвало бы горькую досадную улыбку наивного человека. Не выдержал он трудностей, безработицы и безденежья перестроечных лет. Эмигрировал в сытую страну Израиль, и сына взрослого туда переманил, да так там преждевременно и скончался на чужих, «сладких» хлебах капиталистов.
Настрадался вволю наш терпеливый народ. Не хочет он теперь никаких потрясений. Главное для него, чтобы был мир.

    Разумеется, мирный переход, или, как в нашем случае, возврат к социализму, имеет большие преимущества, так как он позволяет провести преобразования общественной жизни с наименьшими затратами и жертвами, с минимальными потерями и разрушениями производительных сил. Рабочий класс, взяв в свои руки производственный аппарат, проведя необходимую реорганизацию капиталистических монополий, даст возможность всем слоям населения почувствовать преимущества нового, более справедливого способа производства и распределения.

    Возможность мирной революции и взятие власти мирным путем, без применения насилия, признавали и марксисты-ленинцы.
Такую возможность, например, допускал К.Маркс для Англии и Америки в период наибольшего расцвета домонополистического капитализма, когда в этих странах военщины и бюрократизма было меньше, чем где-либо еще. Переворот мог не вызвать широкого применения насилия со стороны буржуазии, что потребовало бы соответствующих контрмер со стороны пролетариата. Рабочий класс уже тогда преобладал среди населения Англии и отличался высокой организованностью, а буржуазия могла и умела решать спорные вопросы компромиссами. К.Маркс в данных условиях считал возможным мирную победу социализма даже путем выкупа рабочими у буржуазии основных средств производства.

    Ленин впоследствии писал: «Маркс не связывал себе и будущим деятелям социалистической революции рук насчет форм, приемов, способов переворота…» (В.И.Ленин. ПСС, 5-е издание, т 43, с.214).

    Марксисты всегда выступали за использование всех форм борьбы против капитализма, понимая при этом, что выбор наиболее целесообразных из них зависит от расстановки и соотношения социальных сил в национальном и мировом масштабе. Так, Ф.Энгельс указывал, что коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы возражать против уничтожения частной собственности мирным путем, однако развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах насильственно подавляется, и это делает реальной иную перспективу (см.: Ф Энгельс. Т. 4, с. 331).

    Либеральные реформисты считают мирный путь единственным путем к социализму. По их мнению, общество «социальной справедливости» возникает не в результате революционных действий трудящихся, а путем стихийной эволюции самого капиталистического общества.

    Приверженцы коммунизма, не отвергая возможности мирного перехода к социализму, считают, что он не всегда возможен, так как крупные капиталисты, олигархи, их пособники и прихлебатели не отдадут своего господствующего положения без борьбы, и рабочий класс непременно столкнется с ожесточенным сопротивлением. Как не раз предупреждал В.И.Ленин, буржуазия может попытаться испробовать в последней, отчаянной битве все свои преимущества. Не учитывать этого нельзя.

    Сторонники капиталистического образа жизни отвергают и не признают даже самую малейшую мысль, о каком бы то ни было социализме, советском, скандинавском, кубинском или ином, который противоречит сущности американского образа жизни, где свобода предпринимательства является «священной коровой».
«Социализм - это глупый альтруизм и фэнтези», - заявила одна из самых известных и влиятельных женщин-политиков США Хиллари Клинтон.

    Тем не менее, мы не можем, например, сегодня отрицать особую экономическую и социальную модель североевропейских стран (Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии). Всем известно, что эти страны достаточно успешны в своем развитии, которое сопровождается продуманной и универсальной социальной политикой.

    Либералы же всех мастей, неприемлющие экономическое равенство и справедливость, ненавидят «скандинавский социализм», как, впрочем, и любой другой.
    После распада СССР все европейские соцстраны и бывшие советские республики отказались от идей социализма и вошли в состав ЕС и НАТО.
    Но, несмотря ни на что, в настоящее время, в наступившем и раздираемом противоречиями 21 веке, социалистическая идея не умерла. На нашей планете существуют страны, идущие по пути социализма и социалистических преобразований.        К ним относятся такие страны, как Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба.

   По некоторым данным и по свидетельству аналитиков, общее количество населения этих стран составляет четверть всего населения земного шара. Вполне логично, что около двух миллиардов людей невозможно заставить жить при социализме насильно. Кроме того, почти все современные социалистические государства открыты для посещения туристами. И в качестве жизни жителей этих государств может убедиться каждый.

   В настоящее время Китайская Народная Республика – самое динамично развивающееся государство в мире. Примером успешного развития, стойкости, приверженности и верности коммунистическим идеям служит маленькая островная страна, свободная от эксплуатации и социального неравенства, - Куба, народ которой вот уже в течение 66-ти лет строит социализм.
 
    Отметим, что современные соцстраны имеют общие особенности: допускается деятельность нескольких партий, часть предприятий приватизирована, привлекаются иностранные инвестиции. Все они стремятся к взаимоуважению, дружбе, миру и сотрудничеству, к всеобщему справедливому социальному равенству и благополучию.
    Однако им приходится испытывать внешнее давление в виде разнообразных санкций со стороны экономически развитых капиталистических стран и США. Противники действующей власти имеют поддержку извне и используют любой предлог для организации беспорядков.
    Капиталисты стремятся подчинить данные и другие страны своей воле, помешать их развитию, разжигают конфликты и межэтнические войны, извлекая для себя выгоду.
 
    Несмотря на противостояние в сфере экономики, политики и дипломатии, постепенно формируется многополярный мир. Возможно, такая модель уменьшит риск глобальных войн, поможет слабым странам решать экономические, экологические и другие проблемы.

    Многие россияне, среди которых немало ультралевой молодежи, верят в то, что в Россию неизбежно вернется социализм, способный спасти нацию от деградации и вымирания, так как в отличие от капитализма, он отдает предпочтение человеческим ценностям и справедливому образу жизни.

    С каждым днем капиталистическая система все более заходит в тупик, и ее ждет неизбежный крах и поражение.


Рецензии
\\\ Многие россияне, среди которых немало ультралевой молодежи, верят в то, что в Россию неизбежно вернется социализм, способный спасти нацию от деградации и вымирания, так как в отличие от капитализма, он отдает предпочтение человеческим ценностям и справедливому образу жизни. \\\

Нина. Вы затронули непростую тему. Я тоже интересуюсь этим процессом и поделился своими представлениями в серии статей с индексом «ОЭП» - Осознанный Эволюционный Процесс.

Выводы неутешительные. Но, в индивидуальном порядке, можно реально, существенным образом, оптимизировать свои индивидуальные «возможности».

Как пример, выдержки из этой статьи.

ОЭП 7. 2 Мой проект по оптимизации жизни общества http://proza.ru/2019/12/26/252

В отличие от диких биологических популяций, атомного и молекулярного мира, у которых процесс СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕН некими природными факторами, в человеческой популяции процесс СОСУЩЕСТВОВАНИЯ осложняется стереотипами социума. Этот процесс настолько консервативный, что он неосознанно сопротивляется любой разумной оптимизации, так как это затрагивает не только социум, но и конкретных людей, привычных к определенным нормам СОСУЩЕСТВОВАНИЯ.

существующая система не препятствует, в индивидуальном порядке, уже сейчас перейти на подобный режим своего осознания. Сейчас, с каждым годом, увеличивается сторонников здорового образа жизни. Я тоже из их числа. Обнаружив, что к своим клеткам мы относимся пренебрежительно, я уже почти год тестирую этот процесс и результаты зафиксировал в своих статьях. Задавая свои вопросы «собратьям по здоровью» по их отношению к питанию и дыханию получал невразумительные ответы, и отсутствия интереса к подобной тематике.

Владимир Плетнёв   16.04.2025 14:19     Заявить о нарушении
Не совсем согласна с Вами, Владимир, как считаете Вы, что "существующая система не препятствует, в индивидуальном порядке, уже сейчас перейти на подобный режим своего осознания".

Должна сказать Вам, что в моей публикации речь идет о смене общественно-экономической капиталистической формации на социалистическую. Последняя, социалистическая, основана на принципах равенства, социальной справедливости и коллективного управления средствами производства, в отличие от капитализма,
основанного на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и свободе предпринимательства.
При капитализме средства производства — заводы, фабрики, оборудование, машины, земля — находятся в частной собственности, то есть, принадлежат капиталистам. Прибыль от производства уходит им.

При социализме средства производства находятся в общественной собственности, осуществляется принцип всеобщего равенства и социальной справедливости. Социализм в марксизме – первая фаза коммунистической общественно-экономической формации.
К. Маркс в 1875 г. в «Критике Готской программы» научно обосновал, что социализм и коммунизм — это две ступени развития, две фазы одной, коммунистической общественно-экономической формации.

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
(К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 15.)

Нина Анютина   17.04.2025 00:22   Заявить о нарушении
\\\ в отличие от капитализма, он отдает предпочтение человеческим ценностям и справедливому образу жизни. \\\

В своей рецензии я поместил вашу цитату, в которой имеется ключевой элемент – «справедливый образ жизни».

В моем понимании вот этот «элемент» играет важную роль в «смене общественно-экономической капиталистической формации на социалистическую».

Владимир Плетнёв   17.04.2025 04:17   Заявить о нарушении
Владимир, это в моей статье идет речь о социализме и его человеческих ценностях и справедливом образе жизни. А у Вас о чем? О том, что (цитирую Вас)
"существующая система не препятствует, в индивидуальном порядке, уже сейчас перейти на подобный режим своего осознания. Сейчас, с каждым годом, увеличивается сторонников здорового образа жизни. Я тоже из их числа. Обнаружив, что к своим клеткам мы относимся пренебрежительно, я уже почти год тестирую этот процесс и результаты зафиксировал в своих статьях. Задавая свои вопросы «собратьям по здоровью» по их отношению к питанию и дыханию получал невразумительные ответы, и отсутствия интереса к подобной тематике".

А всё, как видим, гораздо глубже, Владимир, и не только о здоровом образе жизни.

Нина Анютина   17.04.2025 12:42   Заявить о нарушении
Нина. Мне понравилась ваши представления. Это компактная подборка существующих реалий. К сожалению, это простая констатация . мы хотим как лучше, а получается как всегда.

А все действительно гораздо глубже и, что парадоксально, проще.

Владимир Плетнёв   17.04.2025 17:58   Заявить о нарушении
Не всё так просто, Владимир. Мир сегодня сотрясается войнами.
В своих многочисленных научных трудах, в том числе и в известной работе «Империализм как высшая стадия капитализма», В.И.Ленин неоднократно указывал на неизбежность войн при империализме.
И наоборот, как писал Ленин, социалисты всегда осуждали войны между народами, как варварское и зверское дело.
«Разоружение есть идеал социализма. В социалистическом обществе не будет войн, следовательно, осуществится разоружение». (В.И.Ленин. Соч., т. 30, с.152).

Нина Анютина   18.04.2025 14:25   Заявить о нарушении