Визит старой дамы Фридриха Дюрренматта
«Визит старой дамы» - пьеса, написанная Фридрихом Дюрренматтом в 1956 году.
Автор называл "Визит старой дамы" – «злой пьесой, именно поэтому трактовать ее следует как можно более гуманистически».
В городок Гюллен с визитом прибывает мультимиллионерша Клара Цаханассьян (урожденная Вешер). Городок разорен и находится в полном упадке, вся надежда на помощь миллионерши. И она готова помочь жителям города, но при одном условии – миллиард в обмен на правосудие, в обмен на жизнь Альфреда Илла.
Клара Вешер родилась и выросла в городке Гюллен. Возлюбленный Клары, Альфред Илл, узнав о том, что у Клары будет ребенок, предает ее. В суде Клара не смогла доказать отцовство Альфреда Илла, Илл подкупил свидетелей. Оклеветанная и оскорбленная, отвергнутая обществом, Клара была изгнана из города.
Прошли годы, теперь у Клары миллионы, она владеет всем миром, но счастлива ли она? Не думаю, раз она возвращается в город своей юности. Нет, она не живет настоящим, терзает себя прошлым, обуреваемая жаждой мщения. И эта жажда мести овладевает ей, превращается в навязчивую идею, разрушающую и без того сломанную жизнь.
Богатейшая дама, постоянно меняющая мужей, которая, кажется, может себе позволить все, скрывает от всех разочарование в жизни и в любви. Растоптанное чувство первой любви, смерть ребенка, рожденного от Альфреда Илла, позор, изгнание, и жажда мщения, опустошили Клару. Она не смогла обрести счастье, окруженная свитой, находясь в центре внимания, осталась одинокой. И даже возмездие не приносит Кларе радости и удовлетворения своего самолюбия.
Ф. Дюрренматт в примечании к пьесе так описывал образ Клары:
«Клара Цаханассьян не олицетворяет ни справедливости, ни плана Маршалла и тем более Апокалипсиса, она лишь то, что она есть, - самая богатая в мире женщина, которая благодаря своему состоянию получила возможность действовать наподобие героини древнегреческой трагедии, самовластно и жестоко, как, например, Медея. Клара Цаханассьян может себе это позволить. И не надо забывать, что у этой старой дамы есть чувство юмора, поскольку она может смотреть на людей со стороны; для нее люди - товар, который она покупает. Но и на себя она тоже смотрит со стороны, что придает ей своеобразную грацию и некое злое очарование. Клара стоит как бы вне общества, поэтому она превращается в нечто неподвижное, окостеневшее».
Илл (Альфред Илл) – не такой уж уникальный персонаж. Разве мало мужчин, предавших любимых женщин? Кларе он предпочел девушку из состоятельной семьи, дочь лавочника, и вполне устроил свою жизнь. Только в отличие от других мужчин, к нему в один прекрасный день и по его душу явилась старая дама.
Дюрренматт так описывает Альфреда Илла: «В отличие от Клары, ее прежний возлюбленный волею судеб превращается в героя лишь постепенно. Этот жалкий лавочник, сам того не ведая, сразу же становится ее жертвой. Будучи виновным, он убежден, что время списало все его грехи. И лишь по ходу пьесы страх и отчаяние пробуждают в этом заурядном человеке нечто в высшей степени индивидуальное. Осознав свою вину, он начинает понимать, что такое справедливость; неизбежная гибель придает ему величие».
Альфред Илл, на мой взгляд, героем не воспринимается. Конечно, у Вас может возникнуть иное впечатление. Человек слабый, эгоистичный и безответственный, по прошествии стольких лет не ожидавший возмездия, он и спустя годы пытается оправдать себя и свои поступки. Все, что произошло с Кларой, для него лишь «старая дурацкая история».
Если Клара у Ф. Дюрренматта пребывает «как бы вне общества», то Альфред Илл - порождение этого общества, теряющего человеческое лицо.
Общество Гюллена, провозглашающее идеи нравственности, милосердия и гуманизма, преследует сугубо меркантильные и эгоистичные цели. Ф. Дюрренматт в пьесе изображает горожан в гротескной форме, но так ли он далек от реальности?
В конце первого действия жители Гюллена в лице бургомистра с возмущением отказываются от предложения Клары: «Мы пока еще живем в Европе, и мы христиане. От имени города Гюллена и во имя гуманизма я отвергаю ваше предложение. Лучше быть нищим, чем палачом».
Но в продолжение действия пьесы горожане, преследуемые жаждой обогащения, встают на путь преступления, оправдывая его идеями справедливости и правосудия, которые в Гюллене давно утрачены.
Ф. Дюрренматт, тонкий психолог, ставит перед героями пьесы вопрос - стоит ли ради денег идти на сделку с совестью? И оставляет каждому из них право на выбор.
Сюжет пьесы актуален в современном обществе, многие театры включают ее в свой репертуар. Есть несколько экранизаций пьесы. Автору статьи довелось посмотреть театральные постановки «Визит старой дамы» Малого театра и «Визит старой дамы» Тверского театра драмы, а также экранизации «Визит», 1964 года и «Визит дамы», «Мосфильм», 1989 года.
Из перечисленных постановок мне импонируют, и, на мой взгляд, наиболее приближены к оригиналу экранизация «Визит дамы», 1989 года (режиссер М. Козаков, в главных ролях Екатерина Васильева и Валентин Гафт) и спектакль Малого театра «Визит старой дамы» (режиссер Илан Ронен, в главных ролях Людмила Титова и Василий Бочкарёв).
«Визит», 1964 года и спектакль Тверского театра драмы, по-своему интересны, но развязка отличается от оригинала. Клара оставляет Илла в живых, обрекая его на жизнь среди безнравственных циничных людей.
Мечтаю посмотреть запись знаменитой постановки пьесы Московского драматического театра на Малой Бронной, с Лидией Сухаревской и Борисом Тениным в главных ролях, но, к сожалению, на просторах интернета найти этот спектакль не представляется возможным.
А какая постановка пьесы Вам по душе?
Спасибо за внимание, до новых встреч!
Свидетельство о публикации №225041600873