Камилла Клодель тернистый путь к признанию

Камилла Клодель: тернистый путь к признанию.


Имя Камиллы Клодель (08.12.1864 – 19.10.1943), гениальной дочери Франции,  женщины-скульптора и художника-графика, долгие годы было предано забвению.
Это имя не было известно широкому кругу почитателей искусства. Камиллу  рассматривали исключительно как музу, возлюбленную, ученицу, помощницу, натурщицу великого скульптора Огюста Родена (12.11.1840-17.11.1917), либо как сестру поэта, драматурга и дипломата Поля Клоделя, но не как неординарную творческую личность и  самобытного художника.

О Камилле Клодель вновь заговорили после опубликования в 1984 году  книги на французском языке биографа и внучатой племянницы Камиллы, Рейн-Мари Пари, «Камилла Клодель: 1864-1943».

Поль Клодель писал: “Я так и вижу ее, эту горделивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения...» (Здесь и далее цитаты из книги Рейн-Мари Пари «Камилла Клодель: 1864-1943», перевод на русский язык Натальи Шаховской).
Гордость и уверенность в себе были присущи  Камилле, даже в детском возрасте она не сомневалась в своей гениальности.

На творчество Камиллы Клодель огромное влияние оказал скульптор Альфред Буше, знавший Камиллу еще девочкой-подростком и высоко оценивший ее работы, ныне утерянные, «Наполеон», «Бисмарк» и «Давид и Голиаф».
«Очевидно одно: прямо или косвенно — через Альфреда Буше — определяющее влияние на творчество Камиллы Клодель оказала флорентийская школа; так были заложены основы, позволившие ей позднее сопротивляться чарам Родена».
Альфред Буше являлся наставником Камиллы в Париже, во время ее обучения в Академии Коларосси.

Дату встречи Камиллы Клодель и Родена определяют по-разному, то 1883 год, то 1888 год.
Джудит Кладель, французский драматург и биограф Родена, так описывала эту встречу: «Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Как жаль, что лишь теперь он встретил ту, что словно создана была стать его подругой и ученицей. Она была молода и прелестна, в ней чувствовалась порода...».

К моменту знакомства Камиллы и Родена, Роден уже двадцать лет жил с первой возлюбленной и музой Розой Бёре (09.06.1844-14.02.1917) (брак не был зарегистрирован). С Розой Роден познакомился в тот год, когда Камилла только родилась.

Рейн-Мари Пари утверждает, что к моменту поступления двадцатилетней Камиллы в мастерскую Родена, ее ученичество было уже завершено, и Камилла выработала свой собственный неповторимый стиль. Поэтому нельзя утверждать, что Роден был ее единственным учителем.
Камилла стала для Родена не только ученицей и помощницей, но и музой, и возлюбленной, которая вдохновила его на создание многих шедевров.
В период  творческого союза Камиллы Клодель и Огюста Родена, слава Родена возросла, он получал награды и участвовал в интересных проектах. «Вместе с Роденом Камилла вращается в высших кругах общества, знакомится с выдающимися людьми той эпохи. Роден предпочитает появляться в свете со своей красивой, жизнерадостной и остроумной подругой…».

Камилла оттачивает свое мастерство, она уже самостоятельный художник, отображающий в камне и бронзе свой внутренний мир и  гамму пережитых эмоций.
В ее работах разных лет - и страсть, и отчаяние, и страх одиночества.

К сожалению, судьба многих работ Камиллы неизвестна, некоторые из них находятся в частных коллекциях, другие работы были уничтожены самой художницей.

С 1892 года по 1893 год между Камиллой и Роденом начался разлад.

«Уязвленное творческое самолюбие Камиллы, которая считала, что расчетливый мэтр использует ее в своих интересах,…а также, разумеется, конфликт с Розой Бере …Но вернее было бы искать причины разлада не столько в ревнивой злобе Розы, сколько в неизбежности столкновения двух незаурядных характеров — рано или поздно оно должно было произойти. Можно удивляться другому: что связь двух людей столь бурного и столь несхожего темперамента продлилась около пятнадцати лет».

Вероятно, Родена устраивала тихая спокойная жизнь с Розой Бёре, а может он устал от напряженных отношений с Камиллой, так или иначе, на Камилле  Роден не женился. «Однако Камилла считала такой союз возможным и желала его всем своим существом как спасения, которое искупило бы годы компромиссов, неудовлетворенности и затаенных обид».

Амбициозная Камилла не могла смириться с жизнью на вторых ролях: постоянное соперничество с Розой за любовь и внимание Родена, творческое соперничество с Роденом на пути к признанию подорвали ее силы и здоровье.

«Видеть, как человек, которому она своим талантом помогала расти, движется к славе, в то время как ее поглощает тьма, было непосильным испытанием для этой гордой и одинокой души. Ее рассудок не выдерживает. С 1905 года страхи и подозрения превращаются в навязчивые идеи, а потом и в психоз».

В 1913 году Камилла Клодель, отвергнутая семьей и близкими людьми, была помещена в приют для душевнобольных, где провела в забвении и одиночестве остаток жизни длинною в 30 лет.
Рейн-Мари Пари пишет, что нет четкого ответа на такие вопросы, как и кем было принято решение о госпитализации, вся переписка уничтожена, а Поль Клодель в своем «Дневнике» обходит факты личного характера.
Известно, что переговоры с врачами проводил Поль Клодель, он также получил медицинское заключение на госпитализацию Камиллы.

Мог ли Поль стать участником интриг против Камиллы, когда «все свидетельствует о том, что его любовь к сестре была, да и впоследствии осталась нерушимой? Переписка Поля с сестрой никогда не прерывалась. В каждый свой приезд он навещал ее в приюте. Он единственный из членов семьи, кто проводил подле Камиллы значительное время, чтобы поддержать ее».

Прошли годы, и имя Камиллы Клодель, возродившись из забвения, зазвучало вновь.
В городе Ножан-сюр-Сен, в доме, где проживала семья Клоделей,  в марте 2017 года был открыт Музей Камиллы Клодель, в котором представлено около половины из девяноста сохранившихся работ художницы.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Статья иллюстрирована фотографиями Камиллы Клодель разных лет. Источник Википедия. Фото опубликовано в культурных и просветительских целях, а также в целях популяризации творчества Камиллы Клодель.


Рецензии