Давление властей, нестабильность...

Чем ближе подходил день праздника, тем сильнее чувствовалось напряжение в атмосфере. Власти всеми средствами добивались отказа казаков от проведения юбилея. Но, вероятно, поняв, что убеждения на нас не действуют, решили придать всему этому межнациональный характер. Однако не все население казахов встретило негативно сообщение о том, что казаки решили праздновать СВОЙ праздник.  Но… Резко стали выступать с националистическими лозунгами общественные объединения «Азат» и «Казах Тили».

Власти, чтобы отвлечь население от казачьего праздника, предложили, в противовес, организовать «День народов Приуралья» с участием общественных и национально-культурных обществ области. И назначили это мероприятие то же на 15 сентября, именно на тот день, когда должен отмечаться юбилей казаков.

Шло усиленное давление на казаков. Договорились до такой степени, что даже в средствах массовой информации появлялись статьи о невозможности проведения праздника, так как это пропаганда насилия, откровенная неоколониальная политика.

В казачьей среде удивлялись и не понимали, как можно назвать пропагандой насилия молебен в храме Христа Спасителя, прогулки и экскурсии по историческим местам Уральска и вечерний концерт Казачьей песни?

Пропаганду насилия в праздновании юбилея увидели те, кому нужно было преподнести казака как врага общества, а не друга. Такая же пропаганда велась и среди казахской молодежи, и нагнеталась ненависть не только к казакам, но и ко всему русскоязычному населению.

Был случай избиения казахами русских, поджоги домов в поселках…..

Это можно было бы отнести на счет бытовых разборок, но когда сожгли ХРАМ в поселке Котельном, власти испугались. Ведь можно ожидать сильного резонанса населения. И как можно тихо, негласно наказали «виновника», присудив ему лишь условное наказание.

Где, объясните, в истории России и Казахстана написано, что Уральские казаки враждовали с казахами. Зато есть в истории записи о том, как казаки защищали их от джунгарских завоевателей, как спасли Младший и Средний жузы, как русские войска и казаки разгромили Кокандское и Хивинское ханство, с которыми всегда враждовали казахи (киргизы). Разве можно забыть прошлое, кому нужно переделывать его!

Все ближе и ближе подходил день 400-летия.

Казалось бы, действия властей должны были бы поутихнуть. Да нет. Односторонние атаки продолжали существовать. Додумались до того, что отправили письма атаманам других казачеств с предупреждением о том, чтобы они не принимали участия в празднике и не нагнетали межнационального конфликта. На что получили отказ атаманов.

Он вызвал еще большую волну гнева, и под предлогом ремонта нас лишили помещения в «Доме Союзов». Перед казаками встал вопрос: где встречаться, где проводить круги? На улице? Да, была попытка. Только собрались на улице между домами, как сразу приехала машина, а в ней милиция, начали выяснять, что за скопление народа. Чтобы себе не навредить и не получить обвинение в несанкционированном митинге,  мы разошлись.

А вскоре у властей все же нашёлся повод запретить проведение праздника.

В Москве произошел «путч», знаменитый ГКЧП, под руководством Язова, и городской исполком в лице Мулдашева вынес решение о запрете проведения митингов, демонстраций и естественно праздников, ссылаясь на постановление ГКЧП. Но мятежники были подавлены, и «полетели головы» тех, кто поддержал путчистов. Мулдашева тоже сняли, а вот решение о запрете пересмотрено не было, и, значит, праздника не должно быть. Поэтому поводу собрался малый круг Уральских казаков, и решено было провести 400-летний юбилей Уральского казачества, во что бы ни стало. Возник еще один вопрос о размещении гостей-казаков, ведь власти, обязательно, закроют гостиницы. Казаки приняли решение разместить в своих домах.

Еще хочется рассказать о том, что в эти тревожные дни посетил город Уральск внук последнего атамана Уральского казачьего Войска Михаил Олегович Толстов. Мне, по воле случая, довелось увидеть его очень близко (он заходил к нам на казачий круг). Внук  Толстова был двухметрового роста (из наших казаков кроме Иртикеева С.П., никто не мог тягаться с ним в росте), не плохо, хоть и с акцентом, говорил по русский, но имел с собой переводчика. Сопровождали внука атамана казаки Иртикеев С.П., Корсунов Н.Ф.,Пышкин Б.Б., Святынин А. и другие казаки.

Пышкин всегда был с ним, водил его по городу Уральску и, как краевед, показывал исторические места, которые не были разрушены советской властью. Уезжая домой в Австралию, Михаил Толстов прослезился, вспоминая те впечатления, которые получил в Уральске. Ведь это те места, о которых он слышал с детства, о которых рассказывал ему дед – последний атаман Уральского казачьего Войска.

Противодействие празднику продолжалось. На местное телевидение были приглашены атаман Уральского казачества А.А.Качалин, а оппонентом у него был председатель движения «Азат» Зейнулин. Каждый излагал свои взгляды на будущие празднества.

При таком нагнетании властями межнационального конфликта казалось, что опять встретились два непримиримых врага: советы и казаки. Еще немного и вспыхнет вооруженный конфликт.

Так уже было на Кавказе между Абхазией и Грузией, в Приднестровье между русскими и молдаванами, теперь здесь, на Урале, пытаются столкнуть казаков с казахами. От этих событий становилось тревожно. С южных республик русские выезжали, бросая свои дома. Да и у нас творилось именно это на волне такого национального самовозвышения и унижения русских. Русские терпеливо все сносили и, за обручальное кольцо, отдавая свои квартиры, при случае уезжали. Возрождаясь, Уральские казаки вступали в век политической нестабильности, и могло произойти все что угодно…

Вопрос по поводу проведения праздника поднимался и на высоком уровне, где во время визита Б.Н.Ельцына в Казахстан было высказано неодобрение по поводу приезда казаков из России на Урал. Мы не думали и не гадали, что эти события поднимут рейтинг Уральского казачества на высокую планку.

А тем временем межнациональный конфликт все же зрел. Еще во времена наших сборов в доме Союзов мы получали предупреждения об опасности межнациональных конфликтов. А сообщили нам это  начальник УВД Шумов и председатель областного исполкома Гартман В.К.

Общественные организации, такие как «Казак Тили», написали донос-оговор на казаков городским властям. Смысл доноса сводился к тому, что казаки, собираясь, выезжают за город и там проходят военную подготовку, а на рынках нашего города по низким ценам, якобы, продают оружие. По этому поводу внутренними органами ОБХС, МВД и КГБ проводились проверки - факты не подтвердились!

Еще был случай, под окном помещения, где собиралось общество «Азат» была найдена ручная граната «Ф1», противопехотная оборонительная. Тоже у следствия одна из версий была, что это дело  рук казаков. Версия так и осталась версией, виновных так и не нашли.


Рецензии