Давление властей, нестабильность...
Власти, чтобы отвлечь население от казачьего праздника, предложили, в противовес, организовать «День народов Приуралья» с участием общественных и национально-культурных обществ области. И назначили это мероприятие то же на 15 сентября, именно на тот день, когда должен отмечаться юбилей казаков.
Шло усиленное давление на казаков. Договорились до такой степени, что даже в средствах массовой информации появлялись статьи о невозможности проведения праздника, так как это пропаганда насилия, откровенная неоколониальная политика.
В казачьей среде удивлялись и не понимали, как можно назвать пропагандой насилия молебен в храме Христа Спасителя, прогулки и экскурсии по историческим местам Уральска и вечерний концерт Казачьей песни?
Пропаганду насилия в праздновании юбилея увидели те, кому нужно было преподнести казака как врага общества, а не друга. Такая же пропаганда велась и среди казахской молодежи, и нагнеталась ненависть не только к казакам, но и ко всему русскоязычному населению.
Был случай избиения казахами русских, поджоги домов в поселках…..
Это можно было бы отнести на счет бытовых разборок, но когда сожгли ХРАМ в поселке Котельном, власти испугались. Ведь можно ожидать сильного резонанса населения. И как можно тихо, негласно наказали «виновника», присудив ему лишь условное наказание.
Где, объясните, в истории России и Казахстана написано, что Уральские казаки враждовали с казахами. Зато есть в истории записи о том, как казаки защищали их от джунгарских завоевателей, как спасли Младший и Средний жузы, как русские войска и казаки разгромили Кокандское и Хивинское ханство, с которыми всегда враждовали казахи (киргизы). Разве можно забыть прошлое, кому нужно переделывать его!
Все ближе и ближе подходил день 400-летия.
Казалось бы, действия властей должны были бы поутихнуть. Да нет. Односторонние атаки продолжали существовать. Додумались до того, что отправили письма атаманам других казачеств с предупреждением о том, чтобы они не принимали участия в празднике и не нагнетали межнационального конфликта. На что получили отказ атаманов.
Он вызвал еще большую волну гнева, и под предлогом ремонта нас лишили помещения в «Доме Союзов». Перед казаками встал вопрос: где встречаться, где проводить круги? На улице? Да, была попытка. Только собрались на улице между домами, как сразу приехала машина, а в ней милиция, начали выяснять, что за скопление народа. Чтобы себе не навредить и не получить обвинение в несанкционированном митинге, мы разошлись.
А вскоре у властей все же нашёлся повод запретить проведение праздника.
В Москве произошел «путч», знаменитый ГКЧП, под руководством Язова, и городской исполком в лице Мулдашева вынес решение о запрете проведения митингов, демонстраций и естественно праздников, ссылаясь на постановление ГКЧП. Но мятежники были подавлены, и «полетели головы» тех, кто поддержал путчистов. Мулдашева тоже сняли, а вот решение о запрете пересмотрено не было, и, значит, праздника не должно быть. Поэтому поводу собрался малый круг Уральских казаков, и решено было провести 400-летний юбилей Уральского казачества, во что бы ни стало. Возник еще один вопрос о размещении гостей-казаков, ведь власти, обязательно, закроют гостиницы. Казаки приняли решение разместить в своих домах.
Еще хочется рассказать о том, что в эти тревожные дни посетил город Уральск внук последнего атамана Уральского казачьего Войска Михаил Олегович Толстов. Мне, по воле случая, довелось увидеть его очень близко (он заходил к нам на казачий круг). Внук Толстова был двухметрового роста (из наших казаков кроме Иртикеева С.П., никто не мог тягаться с ним в росте), не плохо, хоть и с акцентом, говорил по русский, но имел с собой переводчика. Сопровождали внука атамана казаки Иртикеев С.П., Корсунов Н.Ф.,Пышкин Б.Б., Святынин А. и другие казаки.
Пышкин всегда был с ним, водил его по городу Уральску и, как краевед, показывал исторические места, которые не были разрушены советской властью. Уезжая домой в Австралию, Михаил Толстов прослезился, вспоминая те впечатления, которые получил в Уральске. Ведь это те места, о которых он слышал с детства, о которых рассказывал ему дед – последний атаман Уральского казачьего Войска.
Противодействие празднику продолжалось. На местное телевидение были приглашены атаман Уральского казачества А.А.Качалин, а оппонентом у него был председатель движения «Азат» Зейнулин. Каждый излагал свои взгляды на будущие празднества.
При таком нагнетании властями межнационального конфликта казалось, что опять встретились два непримиримых врага: советы и казаки. Еще немного и вспыхнет вооруженный конфликт.
Так уже было на Кавказе между Абхазией и Грузией, в Приднестровье между русскими и молдаванами, теперь здесь, на Урале, пытаются столкнуть казаков с казахами. От этих событий становилось тревожно. С южных республик русские выезжали, бросая свои дома. Да и у нас творилось именно это на волне такого национального самовозвышения и унижения русских. Русские терпеливо все сносили и, за обручальное кольцо, отдавая свои квартиры, при случае уезжали. Возрождаясь, Уральские казаки вступали в век политической нестабильности, и могло произойти все что угодно…
Вопрос по поводу проведения праздника поднимался и на высоком уровне, где во время визита Б.Н.Ельцына в Казахстан было высказано неодобрение по поводу приезда казаков из России на Урал. Мы не думали и не гадали, что эти события поднимут рейтинг Уральского казачества на высокую планку.
А тем временем межнациональный конфликт все же зрел. Еще во времена наших сборов в доме Союзов мы получали предупреждения об опасности межнациональных конфликтов. А сообщили нам это начальник УВД Шумов и председатель областного исполкома Гартман В.К.
Общественные организации, такие как «Казак Тили», написали донос-оговор на казаков городским властям. Смысл доноса сводился к тому, что казаки, собираясь, выезжают за город и там проходят военную подготовку, а на рынках нашего города по низким ценам, якобы, продают оружие. По этому поводу внутренними органами ОБХС, МВД и КГБ проводились проверки - факты не подтвердились!
Еще был случай, под окном помещения, где собиралось общество «Азат» была найдена ручная граната «Ф1», противопехотная оборонительная. Тоже у следствия одна из версий была, что это дело рук казаков. Версия так и осталась версией, виновных так и не нашли.
Свидетельство о публикации №225041600931