Картинка шестая. Сардинки

Эта, казалось бы, простая этикетка из-под сардин, на самом деле являет собой редчайший исторический артефакт и символ того, что изменило мою судьбу, на долгие годы определив вектор её развития…



В возрасте, когда мальчишки больше всего настроены искать приключений в дальних странах и покорять мир, я года полтора жил в приморском поселке под Севастополем, практически, на самом берегу моря, в дощатом сарае, пропахшем солью и продуваемом ветрами, словно сошедшем со страниц Грина. Я просыпался от криков чаек, выбегал наружу и, в нескольких десятках метров от меня простиралось море. Корабли гудели приветственно и прощально, морячки черноморского флота, в любую погоду делали утреннюю зарядку – гребли в шлюпке на середину бухты, а потом добирались вплавь назад к кораблю; а девушка Аля из соседнего домика, - худенькая, стройная, загорелая до черна и, как и всё вокруг, пропитанная морем и солнцем, в тоненьком ситцевом платьице, трепещущем на ветру, развешивала хлопающее бельё…



Что же удивительного в том, что я влюбился в море…и клятвенно пообещал самому себе когда-нибудь эту мечту воплотить. А обещания следует выполнять, особенно такие – из детства…



После демобилизации, я поступил в иерусалимский университет и параллельно - на службу в особый отдел полиции. Моим непосредственным командиром был Моти Шренцель – молчаливый блондин-гигант, напоминавший викинга, но добрый, спокойный и улыбчивый. Он был привезен ребёнком из России в конце 40-х, сложным кружным путём в Эрец Исраэль и немного говорил по-русски. Он-то и напомнил мне о моём обещании. Потому, как Шренцель, до того, как стать офицером полиции, был рыбаком.



Как вы видите на этикетке, она принадлежит компании «Йона». Тогда, в 70-е, в Израиле было две промышленные рыболовецкие компании – Йона и Атлантик. У обоих был свой рыболовецкий флот, включая траулеры и плавучие рыб-комбинаты, и обе рыбачили на просторах морей, в Атлантическом и Индийском океанах, по полгода и более не заходя в порты. И Шренцель служил простым матросом на одном из них. Мы с ним подружились, и он рассказывал мне истории… Как, к югу от Кейптауна, в особо бурных, но богатых рыбой водах, они вытягивали сети, под завязку набитые всяческими морскими богатствами и диковинами, отбирали самые деликатесные, и повар-португалец готовил их на жаровне прямо там же, на палубе…. Как тучи чаек, фрегатов, поморников и буревестников часами кружили над их кораблём… Как стаи дельфинов играли с ним на перегонки и упражнялись в акробатике… А когда они, наконец, сходили на берег в Кейптауне, то ходили по портовым кабачкам и злачным притонам, пили чёрный, белый и красный ром в обществе девушек всех цветов… Но больше всего, стремились вновь выйти в море…



И я поехал в компанию «Йона» записываться в рыбаки, тем более что, как сказал Сталин, «Рыбак – дважды моряк». Но, как оказалось, времена изменились. Коммерция диктовала свои правила, и израильские рыболовецкие компании перестали вербовать матросов-израильтян, - все матросы были теперь иностранцами: так было куда дешевле, а израильтяне – только офицерами.



«Ах так, - запальчиво сказал я им и самому себе, - тогда я стану офицером!». «Становись и возвращайся, - ответили мне, - тогда и поговорим».
И я поехал в Хайфу – записываться на офицерские курсы. Но, опять же, как оказалось, гражданских морских офицеров готовили лишь в торговом, а не в рыболовецком флоте, и только от одной компании – самой большой и почти «национальной» - «Цим». И я поступил на штурманские курсы в «Цим». Ввиду того, что в морфлоте я не служил, морского опыта у меня не было никакого, то для таких как я был разработан специальный маршрут  под названием «сэндвич»: короткий базисный курс на берегу – выход в море в качестве низшего кадета – сход на берег через годик – длинный курс штурманов на берегу – вновь уход в море в качестве высшего кадета – сход на берег – экзамен – получение «пермита» (присвоение условного звания «третьего штурмана») – уход в море годика на пол в качестве офицера-стажера – сход на берег – экзамен – получение «тикета» - полноценного звания третьего штурмана – самого начального из всех. А потом, ты был обязан подписать контракт именно с компанией «Цим» и начать отрабатывать всё то, что она вложила в твою квалификацию – а это обязательства ещё на пару лет... И только после всего этого ты мог, наконец-то, стать свободным и независимым мореплавателем…



Но за все эти годы моих хождений по морям и мореходкам, много чего произошло: сперва «Йона» и «Атлантик» слились в одну компанию – «Йона-Атлантик», а затем и вовсе закрылись. Израильскому дальнему рыболовецкому флоту пришел конец. Так что, когда я, после всех моих обязательных стадий в «Циме», стал, наконец, свободным человеком, наниматься рыбаком уже было некуда…


Осталась лишь вот эта этикетка из-под сардин…


Рецензии