Великий Страстной Четверг

Богослужебные чтения для осмысления и погружения в этот Великий День, взятые с сайта https://molitva.app/ «Православное богослужение» разработанное Преображенским братством.

Утреня
Великого Четверга (в синодальном переводе)
Лк., 108 зач., XXII, 1-39.

1-й час
Великого Четверга (в синодальном переводе)
Иер.XI, 18-23.XII, 1-4, 9-11, 14-15

Литургия Василия Великого
Великого Четверга  (в синодальном переводе)
1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
Мф., 107 зач., XXVI, 2-2. Ин., XIII, 3-1. Мф., XXVI, 21-3. Лк., XXII, 43-4. Мф., XXVI, 40 - XXVII, 2.

Вечерня
Великого Четверга  (в синодальном переводе)
Исх.XIX, 10-19
Иов.XXXVIII, 1-23.XLII, 1-5
Ис.L, 4-11

Душеполезные чтения
Вечером
Мф. XXVI, 6 - 16


В календаре Азбука Веры https://azbyka.ru/days/ предлагаются еще чтения
На умовении ног:
Ин.13:1–11
 (зач. 44). По умовении ног:
Ин.13:12–17
 (зач. 45).

***

«Мы должны в это вдуматься: нам всегда — или часто — кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек, не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрёка, отдался на муку. Единственные слова, обращённые Им к Отцу о мучителях, были: «Отче, прости им — они не знают, что творят…»

Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид — перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: «Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…»

_____________________
Фрагмент из проповеди:
«Служба «Двенадцати Евангелий» Страстного Четверга. 1980 год»
Автор: митрополит Сурожский Антоний (Блум)

***

«Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам) (Ин 18:20. хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна. Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются. Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой предательства остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором...

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в её существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Своё смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чём тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя. Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам. Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаз. друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не види. да и нет его — дна.

Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведём с чужими маленькими детьми и со своими детьми. Чужих маленьких детей, за которых мы не несём ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем. Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла. Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя. Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам даёт, тем больше Он от нас и требует»

_____________________
Фрагмент из проповеди:
«Проповедь в Великий Четверг, 15 апреля 1993 года»
Автор: Сергей Сергеевич Аверинцев

***

«Когда я вижу Спасителя, омывающего ноги ученикам, я произношу слова Исайи о нашей гордости: «Что гордится земля и пепел» (Сир.10:9, а не Исайи)? Представь себе Владыку, согбенного и омывающего ноги рабов. Как об этом говорить или как умолчать? Слово бессильно, а молчание обличало бы нашу неблагодарность. Что же нам делать, когда не можем и сказать? «И начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем» (Иоан.13:5). Даже ни одного способа услуги не пропустил. Не дозволил ни того, чтобы вода была налита другими, а Он сам стал бы мыть, ни того, чтобы Он вымыл, а другие вытерли. И кажется, что здесь какую-то непонятную тайну открыл ученикам. «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, ...снял с Себя верхнюю одежду» (Иоан.13:1–2.4)...

...Говорит Петр: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Иоан.13:9). Петр думал, что омовение то было отпущением грехов, и желал получить отпущение их со всего тела. Но омовение не было отпущением грехов, а выражением предусмотрительности. Затем говорит Спаситель: «омытому нужно только ноги умыть» (Иоан.13:10). «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан.15:3). Затем было так. Когда Он омыл ноги вытер, взяв, одел одежду, сохранил вид раба, а потом возлег как Господь и говорит со властью: «знаете ли, что Я сделал вам»? – Иначе говоря: вы не понимаете. «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». Этим он обнаружил неограниченную власть. Снял образ раба и принял образ Бога...

После этого подходят к Нему ученики Его и говорят: «где хочешь есть пасху»? Обрати внимание на предведение Божие. Говорит: «пойдите в город. и встретится вам человек, несущий кувшин вод. последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую» (Мк.14:12–15). Двойную цель наблюдает, – указывает путь, чтобы они спросили хозяина дом. а чтобы они не подумали, что Он сам не знает места, говорит им: «он покажет вам горницу большую, устланную». Если Ты предсказываешь место, зачем же говоришь ученикам: спросите о месте? Прежде чем спросить, мы уже узнали. Да, говорит, Мне прилично наперед знать, как Богу, а вам, как людям, нужно спросить. Нигде Христос не передает таинства в местах низких, но в гористых или верхних, потому что ничего нет низменного во Христе...

...Ныне Христос страдает, а ты роскошествуешь? Разве не знаешь, как многие, предавшись излишествам во время царского траура, заслужили большое порицание и подпали наказанию? А ты, видя страдания Господа, светящееся со креста, предвосхитив радость еще не наступившего воскресения, предаешься невоздержанию?...»

____________________
Фрагменты из книги:
«Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского»
Глава: «О предательстве (Иудой) Спасителя и проч*»
Автор: свт. Иоанн Златоуст (Spuria)*
*Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria.


...Скажи мне теперь, Иуда, предлагающий продать Владыку мира и своего учителя, – во что ты ценишь достоинство ученика? Что вынуждает тебя отправиться на предательство своего царя? В чем ты увидел предпочтение тебе остальных соучеников, что задумал это беззаконное дело? Ведь ты знаешь голос Владыки, бывший к тебе и одиннадцати апостолам: "кто хочет в вас быть первым, будь из всех последним и всем слугою» («аще кто хощет быти старей, да будет всех менший, и всем слуга») (Мк.9:35). Разве не сказал Он наперед этого, чтобы остановить твой замысел? И Он поощрил тебя служением в числе первых, чтобы ты, как последний, подверженный недостойной болезни, не изготовил своего коварства. Если бы ты не был жаден к деньгам, когда дарил иудеям предательство, то можно было подумать, что ты, перенесши что-нибудь неправое, ушел для мщения за несправедливость. Но слова твои: «что вы дадите мне, и я вам предам Его?» («что хощете ми дати, и аз вам предам его»), ясно обнаруживают тебя в твоей коварности.

____________________
свт. Иоанн Златоуст (Spuria)
О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа*.
В великий пяток.
*Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria.

Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1904. Том 10, Книга 2, О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток, с. 828-830.

***

И никого смирение не унизит, слушатели благочестивы. оно, напротив, возвышает всякого человека. Да, смирение только представляется нам унижением и слабостью, а в самом деле оно есть обнаружение силы духа и высоты чувствований. Как высокая степень знания есть сознание своего незнания, так и высокая степень нравственного совершенства есть сознание своего несовершенства. Тот много, очень много знал, кто умел сказать: я ничего не знаю. Тот много, очень много имеет совершенств, кто говорит о себе: я ничего не имею. И посмотрим на этих смиренных людей, которые пред всеми себя унижали, посмотрим, кто они были на самом деле.

_____________________
Фрагмент из книги:
«Проповеди протоиерея Родиона Путятина»
Глава: «Поучения в Великий Четверток»
Автор: Прот. Родион Путятин.

ТРОПАРЬ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Егда славнии ученицы / на умовении Вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый / сребролюбием недуговав омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. / Виждь имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: // Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

КОНДАК ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА
Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, // и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец.


Рецензии