Взявший на Себя грехи мира!

Конспект Главы 23. Вземляй грехи мира из моей книги «Кончина против смерти. Размышления».

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» (Ин.8:43). «...впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф.26:24).
 
Об истинном смысле слов «вземляй грехи мира» нами уже говорилось в день Крещения Господня. В этот праздник в проповедях священников всегда говорится о том, что Господь, выходя на спасительное служение, крестился чтобы «взять на Себя грехи мира» и тем самым искупить от смерти падшего человека. Но никогда не объясняется, что это значит? Слова из проповеди все люди хорошо запомнили, но мало кто понимает их подлинный смысл.…
 
На одном из православных форумов священнику был задан вопрос: Апостол пишет: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». Скажите, пожалуйста, что означают слова «Вземляй грехи мира»? Спасибо (Ъ). Священник невозмутимо ответил: «Вземляй грехи мира» - взявший на Себя грехи мира. С уважением, священник (Ъ). Как мы видим кроме простого перевода ответа по существу вопроса, священником не было дано! Сегодня в скорбную среду предательства Господа учеником Его всем нам особенно важно постараться глубоко и очень внимательно подумать над этой темой….
 
Уже много раз говорилось о том, что всякое слово Господа, заветы, заповеди и оказанные милости обязательно должны быть ясно и верно поняты людьми для их же блага и спасения! Однако чаще всего мы предпочитаем не вникать в их смысл, а просто запоминать их. По духовной нашей лени нам больше по вкусу лукавые, но комфортные мысли о том, что «многое нам не дано, ни постигнуть умом, ни выразить точным словом» и что «опасно и страшно касаться дерзкою мыслью» смысла сказанного Господом. В итоге мы как попугаи произносим важнейшие слова о деле нашего спасения, даже не понимая их смысла….

Самое главное событие в истории мира – искупительная жертва и потом телесное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа произошло через Его победу над грехом и смертью. И без полного понимания того – как взял Он на себя грехи мира и тем самым искупил человека от его грехов, само это событие никак не может быть правильно осмыслено и понято человеком! Насколько важно понимание этой проблемы можно судить по словам Григория Богослова: «Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования, кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь, кровь великая и преславная, Бога, Архиерея и Жертвы? Мы были под властью лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена Искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю, - кому и по какой причине принесена такая цена. Если лукавому, то как сие оскорбительно - разбойник получает цену Искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, и за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас. А если Отцу? То, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение - вместо словесной жертвы дав овна….» (Творения святителя Григория Богослова, Том 1, с. 570, п.22). Итак, попробуем разобраться в этом вопросе….
 
На церковнославянском языке: «се, агнецъ Божiй, вземляй грехи; мiра» (Ин.1:29). Представим себе смысловые варианты того как Он взял на Себя грехи мира:
1. Сложил их в большую котомку и понес на себе? – Очевидная глупость!
2. Лжесвидетельство на себя за грехи людей перед Отцом? – Немыслимо!
3. Заступничество за виновных людей перед Отцом? – Тогда какое и зачем?
– Чтобы через страдания, боль и кровь Его невинного Бог простил людей? Но Он и так прощает их всю их историю! – Что люди больше не будут грешить? Но они будут грешить еще хуже прежнего…. Так как же Господь принял на Себя все грехи мира и почему, несмотря на то, что сами грехи и смерть не только никуда из этого мира не делись, но напротив даже умножились – необратимая победа над ними уже произошла?
 
В вочеловечившимся Господе Бог явил людям Свой замысел о человеке! Только в Нем как истинном Человеке смогла целиком и полностью явиться подлинная изначальная человеческая сущность - человечность, для спасения которой в гибнущем человеке Он и пришел в мир. Именно эта человечность в Нем открыто словом и делом противостала дьяволу и всей его державе смерти, находящейся во всех зараженных страстями и смертью людях. И тогда дьявол всей своей огромной державой зараженных смертью людей накинулся на Господа. О немыслимо страшном, дьявольском их возмущении говорится в мессианских псалмах пророка Давида от первого лица: Более чем волос на голове моей умножилось число ненавидящих меня напрасно и неправедно гонящих без всякой вины. И поносили меня, и глумились надо мной сидящие у ворот, и пели песни о мне пьющие вино. А я возношу молитву к Тебе, Боже! Ибо ведаешь Ты позор мой, стыд мой и посрамление мое; оскорбители мои пред Тобою. Унижений ожидала душа моя и страданий; и ждал я сострадающего, и не было, и утешающих ждал, и не обрел их. И дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом….
 
Всю злобу, презрение и ненависть всех грехов от начала мира сотворенных против Бога одними людьми и повторяемых другими, от слов и рук этих спасаемых Им людей Господь принял на Себя, был распят из-за них и ими! Принял грехи мира на Себя – это значит принял бой злобы, презрения, ненависти, противостав им любовью терпением и верой Отцу Небесному. Господь пил эту чашу страданий ради победы добра над злом и первым исполнил Свою же заповедь: «И не бойтесь убивающих тело, души; же не могущих убить...». И зло дьявольских ценностей мира сего разбилось о Его бессмертную душу, исполненную любви. Он выстоял, не соблазнился, не убоялся, не поддался смерти до самой Своей кончины и ЭТИМ ПОБЕДИЛ смерть и ее господство в людях! Вот что означают слова: «Вземляй грехи мира»! Буквально – взявший (принявший на Себя удар) всех грехов мира в Своей искупительной жертве. И как не старался хозяин смерти и сама смерть, ополчившаяся на Господа злодейством порабощенных страстями людей, она не смогла войти в Него! Смерть не смогла войти в Источник жизни, а вся злоба и ненависть – в любовь, наполнявшую всего истинного Человека….

Так человечность победила грех человека, а жизнь победила смерть! Этим Господь навсегда избавил грешного человека от обреченности дьяволу и смерти! Открыл ему путь спасения через противостояние любовью страстям и грехам по ним. А последовавшим затем Своим телесным Воскресением Он уничтожил всякие сомнения у веровавших в Него людей в победоносности указанного Им пути и учении Его! По воле любви Отца пребывавшего в Нем и во Имя Его принес Господь эту жертву людям. Принес ради пробуждения и последующего спасения в них человечности, этого Образа Божьего - победителя смерти.
 
Спасительным служением и крестным подвигом Он через Себя восстановил изначального бесстрастного безгрешного и потому бессмертного человека. Поэтому священномученик Ириней Лионский учил, что Господь Иисус Христос есть «восстанавливающий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека…» (Против ересей, с.292, Кн.4, гл.18,7).
 
Итак, ясно и верно понимать истинный смысл слов Господа, Его заповедей, заветов и оказанных Им милостей человеку необходимо для его же блага и спасения! И это возможно человеку, если понимать их не только умом, но воспринимать всем сердцем. Ведь Истина открывается только тем, чье сердце открыто жаждет воспринять ее. Только тогда для нас сбудутся слова Христовы: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится…».


Рецензии