Советские джипы и катастрофа 1941 года
кий джип ГАЗ-64 ("козёл"), в общем-то недурственный, был срочно
разработан лишь весной 1941 года, и страшное военное лето прошло
без него.
ГАЗ-64 задумывался очень правильно: среди прочего, как средство
буксировки 45 мм противотанковых пушек. Но с ним припоздали года
на два.
Вот только представим себе, что у РККА на вооружении летом 1941
года имелись бы по крайней мере 2 000 "сорокапяток" на буксировке
автомобилем ГАЗ-64, сведенных в летучие противотанковые отряды
храбрецов, не пуганных репрессиями, не замороченных приказом "ни
шагу назад". С радиостанцией на каждой десятой машине. И с радио-
станциями в пехоте, чтобы она могла вызывать противотанковую под-
могу. Как быстро Вермахт потерял бы свои "танковые клинья" вслед-
ствие нападений на эти "клинья" из засад? Дошёл бы он хоть до
Минска, бедненький? Учтём, что скорость передвижения ГАЗ-64, даже
с пушками на буксире, была выше скорости передвижения немецких
танков.
В условиях Белоруссии, Литвы, даже севера Украины юрким "коз-
лам" улепётывать от немецкой штурмовой авиации под прикрытие леса
было не очень сложно. И джип -- не танк: топлива требует мало.
* * *
Обратимся к немецкой стороне. Немцы вступили в войну, имея даже
не джип, а целую "линейку" джипов: лёгких, средних и тяжёлых:
- VW Typ 82 "Kuebelwagen": масса 750 кг, грузоподъёмность
400 кг; выпускался с 1940 по 1945 г.; всего изготовили
то ли 50 000, то ли 55 000 шт.;
- Leichter gelaendegaengiger Einheits-Personenkraftwagen:
масса 1755 кг, грузоподъёмность 425 кг; выпускался в
1936-1942 гг.; всего изготовили 14 500 шт.;
- Mittlerer gelaendegaengiger Einheits-Personenkraftwagen:
масса 2700 кг, грузоподъёмность 600 кг; выпускался в
1937-1943 гг.; сколько всего изготовили, не известно;
- Schwerer gelaendegaengiger Einheits-Personenkraftwagen:
масса 3000 кг, грузоподъёмность 900 кг.; выпускался в
1938-1941 гг.; сколько всего изготовили, не известно.
Последние три модели были унифицированными (отсюда "Einheits" в
названии), но слишком тяжёлыми и сложными, и их "подсидели" прос-
тенькие и лёгкие VW Typ 82 "Kuebelwagen" и появившийся в 1942
году плавучий VW Typ 166.
* * *
Немецкий предвоенный пример на большевиков почему-то не дейст-
вовал, а желание создать, наконец, свой армейский джип появилось
под влиянием американцев.
Очень быстрое проектирование ГАЗ-64 и очень быстрое производст-
во первых образцов этого автомобиля показывает, что советская ав-
томобильная мысль и советская автопромышленность в 1941 году были
вполне готовы к созданию джипов. А значит, были более-менее гото-
вы к этому и в 1939 году. Что мешало?
По-моему, мешала только сосредоточенность на танках и боевых
самолётах. А ведь джип был много проще, дешевле, надёжнее, шире в
применениях. Джипы легко можно было перевести на использование в
"народном хозяйстве", а с танками и боевыми самолётами такое не
получилось бы.
Массовое производство джипа ГАЗ-64 не сложилось: удачное шасси
в основном шло на производство бронеавтомобилей БА-64, а джипы
позже поставлялись из США.
Придирки к ГАЗ-64. Надо было сделать его чуть подлиннее, по-
вместительнее. Чтобы в нём можно было размещать миномёт, крупно-
калиберный пулемёт, перевозить в лежачем положении раненых,
спать. И съёмный брезентовый верх требовался (такой, чтобы его
можно было использовать и без автомобиля, в качестве импровизи-
рованной палатки: мало ли что).
Идея широкого применения джипов хорошо сочетается с идеей при-
менения немногочисленных отборных войск и мобильных ударных ба-
тальонов.
В 1939-1941 гг. надо было не войска наращивать, а налаживать
массовое производство джипов. Теми самыми людьми, которые шли в
войска. Откуда, скажем, металл было брать? Да экономить на тан-
ках. На тех же Т-34: всё равно они потом быстро оказывались без
топлива или ломались, да и удирать от немцев (для последующего
устройства засад, конечно) было на джипах много сподручнее, чем
на танках.
Достали уже славословиями по поводу танков Т-34 и доблестных
ВДВ, первых в мире: тут вот на ровном месте была профукана мега-
возможность, может, выиграть войну ещё в 1941-м. Ну, при усло-
вии, что Гитлер не испугался бы грамотной джипизации РККА и всё-
таки попёр на восток.
Свидетельство о публикации №225041701425