Дор место силы русов и славян

Кулачный бой (Тудьский городской музей оружия)
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Составитель словаря «Живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль выводит участок без леса - дор от слова «драть», когда с будущей пашни сдирают все лишнее — кустарник, лес, пни. Древнее слово «га», на санскрите «га» означает движение, английский глагол go – идти. Таким образом, дорога - это участок без леса для движения.

Если учесть, что не менее древнее слово «но» означает «вперёд» (раньше лошадям давали команды, понукали - «но» – вперед и «тпру» - стой), то, значит, нога – движущая вперёд.

Другое древнее слово «коло» означало колесо, значит, коломага или колымага есть движущая на колёсах. «Не» всегда означало у славян отрицание. Не движение, обездвижение, ничего неделание – это нега. Слово «гать», таким образом, есть движение по тверди. Из этого логического ряда видно, почему так названа утка гагара. Да и фамилия первого русского человека, полетевшего в космос – Гагарин – не могла быть иной.

Еще одно более древнее значение слова дор раскрывает писатель Сергей Тимофеевич Алексеев в книге «Сорок уроков русского»: «На просторах нашей необъятной Родины есть, пожалуй, сотни деревень, селений или просто мест, урочищ, холмов с несколько странным названием - Дор… Чаще встречаются они вдоль основных дорог на европейской части России, тех, что проложены по древним путям… Первоначально «дор» — от «драть» (откуда и слово драка) – поле, площадка, место, земля, на которой собиралась рать (племя), чтобы молиться солнцу, брать, гонять, получать, воздавать богу дары — жертвы… Поэтому и родилось еще одно значение слова «дружно»: друг — это тот, кто стоит с тобой в одном круге братии, держась за руки. Но в результате получилось воинское формирование - дружина, рать…

На дору, в священном месте, и произошли первые раздоры, раздраи». (С.Т. Алексеев. «Сорок уроков русского»)

С. Т. Алексеев пишет о том, что делалось на «дорах»: «Только на архангельской дороге, в Верхнем Доре, нашлась бабуля, которая помнила, что сюда, на поляну, раньше драться ходили. Обязательно на Масленицу, да и так, по праздникам, когда у мужиков кулаки чешутся: разденутся до пояса и идут стенка на стенку. В кровь расхлещут губы и носы друг другу, а потом возвращаются довольными, садятся за столы и гуляют. В общем, безобразничали... Еще в двух деревнях мне объяснили, будто Дор — это место, где опять же на Масленицу жгут соломенное чучело, веселятся, пляшут вокруг огня … Вроде радуются, но невеселые почему-то...

Архивные розыски также принесли результаты странные и смутные. С одной стороны, выяснилось: мест с названием Дор когда-то было множество, считай, возле каждого большого села либо группы деревень. (Посмотрите например на названия клинских деревень Подорки, Доршево, Дорино, пустоши Дор на реке Яуза, пустоши Подары на реке Городенка и другие)

С другой — ничего конкретного относительно предназначения, но по косвенным упоминаниям можно было предположить, что были они игрищами, где дети и отроки играли в основном в лапту, ну еще там же гуляли, будто совсем давно хороводы водили, потом стали собираться на летние складчинные праздники. А какая гулянка на Руси без драки обходится? (С.Т. Алексеев. «Сорок уроков русского»)

Не просто драки, а тренировеи и получения навыка самообороны.

На Руси издревле известны кулачные бои – «русской души разгул», проходившие в праздники в городах, и в деревнях. Наиболее популярными были «стенка на стенку», «плечом к плечу», сообща. Но были и «сцеплялки – свалки», где дрались без соблюдения правил каждый сам за себя и против всех. Что и являлось практически тренировкой ополченцев, и выявлением опытных бойцов.

Из работы Г.Н. Базлова и Кайманакова А.Г. «Русский рукопашный бой и народные состязательные игры» узнаем, что крестьяне, крестьянские общины (как и городские) должны были защищать себя, а в лихую годину - страну. Поэтому у них существовали боевые артели взрослых, а у детей они назывались беседами. Были и дядьки – наставники или казатели.

Отработанные движения крестьян при косьбе, работе цепями, колке дров, работе вилами и т. д., которые крестьяне использовали веками, в приёмах кулачного боя, народной борьбе. С ними было тяжело супостату в бою. Не случайно из крестьян лучших брали и в княжескую дружину.

Были и боевые сказки, наставлявшие молодёжь. В лихую пору плечом к плечу с мужчинами становились и девушки. Например, в археологическом музее Курска показано оружие из захоронения погибшей в бою молодой славянской женщины, которую похоронили как воина с оружием.

Поэтому: «Первоначально дор — дра, поле, площадка, место, земля, на которой собиралась рать (племя), чтобы молиться к солнцу, брать, гоять, получать го и воздавать богу дары — жертвы. Иное название - капище, где питалась благом душа земли, ка, более позднее храм, приобретший вид строения, на что указывает знак X (хер), имеющий руническое начертание и происхождение (отсюда хоромы, хата, халупа, хижина). Кстати, позже на месте доров и рощений часто строили христианские церкви. Братия собиралась помолиться дружно, то есть вставши в круг, кружало, взявшись за руки. Отсюда круговая порука, обручиться - взяться за руки, обруч, теперь чисто бондарный термин (стягивающий клепки бочки), имеет то же происхождение. Круг и рука — однокоренные слова.

На дору, в священном месте, и произошли первые раздоры, раздраи, когда крамольники не поделили благо…

Поэтому и родилось еще одно значение слова дружно: друг — это тот, кто стоит с тобой в одном круге братии, держась за руки. Но в результате получилось воинское формирование — дружина, рать. А из священного круга впоследствии родилось еще одно агрессивное слово — руганъ, все та же ссора.» (С.Т. Алексеев. «Сорок уроков русского»)

По нашему мнению со временем доры стали называться полями. Поле, на котором бились за правду. «Поле» — судебный поединок, существовавший на Руси с древнейших времен до XVI века. Его упоминают многие арабские авторы, писавшие о стране славян и руссов: Ибн Русте, ал-Марвази, Абу Саид Гардизи. К решению тяжбы боем обращались тогда, когда соперничавшие стороны представляли равные по убедительности доказательства и на их основании определить «правду» оказывалось невозможно».

Топонимические названия с корнем «дор» связаны со священными местами наших предков, с местами силы. Через них и проходили дороги.

В старину великая или большая дорога называлась гостиница, образованная от того же древнего слова «га», ставшим «го», и слова «ст» – твердь, земля. В итоге, как вариант, гостиница - движение по земле.

По гостиницам передвигались гости. Из этого же ряда слов на границах княжеств появились и погосты, которые располагались на торговых путях и где собирали дань.

Так же они были местами гостьбы, то есть торгов, на которых останавливались в старину проезжие купцы.

По нашему мнению название дороги гостиницей больше соответствует степям или лесостепям. Слово «дорога» в древности больше подходило к лесной зоне Русской равнины, а потому оно вытеснило из употребление обозначение «гостиница», придав ему иной смысл.


Рецензии