Как спеть Степь...

 Дорогие друзья! Данный опус ни в коей мере не является «инструкцией», «методичкой» и прочим издевательством. Это глубоко личный взгляд безголосого писаки на одну из удивительных по красоте русских песен «Степь да степь кругом...»

Немного занимательной истории.

6 апреля 1841 года в Ярославской губернии в деревне Новосёлово в семье (вроде бы крестьянина, хотя работал он приказчиком в московской овощной лавке)  Захара Сурикова, родился мальчик Иван. Жизнь мальчика сложилась в трудах в отцовской лавке, а вот стихи он начал складывать рано и, уж как в сказке, но в начале 60-х годов известнейший прозаик, поэт и петрашевец Алексей Плещеев помогает молодому поэту с публикациями. Сначала это журнал «Развлечение», но потом идут публикации вплоть до «Отечественных записок». Жизнь «крестьянского поэта» была недолгой - 39 лет. Умер он в бедности. В Москве, от туберкулёза в 1880 году. НО! За такую короткую жизнь он написал: «Вот моя деревня, вот мой дом родной...», былину «Садко», на основании которой появилось либретто оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковский написал на его стихи романс. Иван Захарович перевёл на русский язык девять стихотворений Тараса Шевченко, а переработанные стихи «В степи» и «Дубинушка» превратились в народные песни.

Точная дата написания стихотворения неизвестна. Возможно, это 1865 год, возможно 1877. А музыку пишет совсем уж неизвестный композитор Сергей Садовский. И, похоже, кроме как автора музыки к этому произведению, он более ни чем не знаменит. Но именно он написал фантастическую музыку! Дело в том, что «Степь» позволяет исполнять её в самом широком диапазоне, мужчинам, женщинам, хору, строить на музыкальной базе любые аранжировки и инструментальные композиции. Музыка и слова поистине универсальны. И, пожалуй, нет ни одного «народно-эстрадного» певца, в репертуаре которого её бы не было.

Смотрите:
Надежда Обухова - меццо-сопрано
Лидия Русланова - контральто
Людмила Зыкина - контральто
Фёдор Шаляпин - бас
Максим Михайлов - бас
Борис Штоколов - бас
Сергей Лемешев - тенор
Все остальные - от колоратурного сопрано до бас-профундо, включая хор монахов Сретенского монастыря и Академический ансамбль им. А.В. Александрова.

Уникальность этого произведения состоит ещё в том, что это идеальный инструмент, который позволяет исполнителю практически полностью продемонстрировать свои вокальные и артистические возможности.

И это беда. Увы, но именно в этой песне, певцу надо наступить на горло собственной песни. Дикий какой-то каламбур получился. Но, либо певец, либо песня. Так как-то.


Начало.

Степь да степь кругом...
.............
Умирал ямщик.

Самая сложная часть. Здесь необходимо показывать равнодушие. Да, именно плавное равнодушие прекрасной природы. И смерть человека для природы естественный и безэмоциональный процесс. Поэтому в этой части нет никаких эмоций. Только плавное и широкое пение. Многие стараются голосом передать волнующий волнами степь ветер, широту, трагичность... Все это будет дальше. А эта часть спокойная и отстраненная.

И набравшись сил
...........
Отдавал наказ:

Конечно здесь начинает появляться эмоциональная окраска, но не более того. Это продолжение первого куплета с едва заметным акцентированием на «набравшись сил, чуя смертный час» Пока ещё идет описание, а не действие.

Ты, товарищ мой
..........
Схорони меня


А вот здесь надо представить себе умирающего человека. И речь его будет прерывистой (!), задыхающейся. Спеть это крайне сложно, но если получится, то будет одним из самых красивых мест песни.

А коней отдай
.......
Родной матушке.

В этой части можно импровизировать как угодно. Она проходная и можно заняться демонстрацией себя любимого.

А жене скажи
.............
Обручальное...

Тоже сложный участок. Здесь надо донести любовь. Сложно, романтично, как бы светлой печалью опевая воспоминание дорогого образа. Если получится, пропеть попытку «снятия кольца с пальца», т.е. голос слегка прерывается из-за физического действия.

А ещё скажи
...............
Я с собой у...

Здесь необходимо всей мощью, всей страстью и всеми силами умереть недопев на самой высокой ноте. И после «у», никаких «нёс», а просто всем гробовая тишина. Пауза.

Степь, да степь кругом...
.............
Умирал ямщик.

Так же, как начало. Спокойно и отстраненно. Можно концовку дать в piano с распевом, как бы затихающий в бескрайности голос.


P.S. Тексты, как и исполнения разнятся. Этот текст дан по фонограмме Лидии Руслановой. Поэтому если не достает каких-либо частей, то все вопросы к Прасковье Андриановне Лейкиной-Горшениной, заслуженной артисте РСФСР (1942 г.)


Рецензии