Выбор фрагмент 2
Алексею позвонил его друг Григорий. С Григорием он познакомился на тренировке по самбо, когда они учились на первом курсе на одном факультете, но на разных специальностях. Григорий осваивал радио-связь, а Алексей электронные вычислительные машины.
Так получилось, что партнер Алексея заболел, и на тренировке Алексея поставили в пару с Григорием. Григорий был крепким парнем, а Алексей был высоким и тощим. Никак не мог набрать вес более 65 кг при росте 183 см. Алексей пытался решить этот вопрос усиленным питанием. Он попросил маму кормить его утром, днем и вечером по программе — первое, второе и третье. Не помогло — вес оставался стабильным.
Алексей был шустрым и юрким, он злил неповоротливого Григория, выскальзывая из его захватов и дразня. Войдя в раж, Алексей не заметил, как Григорий разозлился, а когда увидел глаза Григория, удивился, тормознул. Григорий схватил Алексея, легко поднял его и бросил так, что Алексей вылетел за круг из матов и ударился спиной о радиатор батареи под окном.
Григорий испугался содеянного, подбежал к Алексею со словами:
- Извини, не рассчитал, что ты такой легкий.
- Ничего, бывает. Я в порядке. Сам виноват — зазевался — ответил Алексей.
Так началась их дружба.
Григорий позвонил и попросил Алексея, зная, что ему тот не откажет:
- Помоги моей хорошей знакомой. Она пишет диссертацию в области медицины, ей нужна лабораторная установка для проведения исследований. Позвони ей она все расскажет. Диктую номер. Инесса.
Выяснилось, что надо сделать прибор измеряющий время реакции лабораторных крыс на разные воздействия. При этом при правильном поведении животное должно получить лакомство из управляемой автоматически кормушки, а при ошибках получать удар током из сетки, лежащей на полу лабораторного ящика.
Алексей нарисовал схему устройства управления, а спаять само устройство предложил молодому коллеге инженеру Дмитрию. Когда Дмитрий завершил работу и хотел уже подключить устройство к источнику питания. Алексей обратил внимание Дмитрия, что на входе нужно не забыть установить диод для защиты от переполюсовки питания. Иначе при ошибочном подключении питания схема сгорит.
Алексей отошел на минуту, а когда он вернулся Дмитрий стоял с расстроенным лицом рядом со сгоревшим устройством.
- Вы все-таки не поставили защитный диод ? - спросил Алексей
- Поставил- не включилось! Тогда я поменял провода питания местами, плюс с минусом, а она все равно сгорела! Как так?
- Ха, да вы его перевернули так, что питание могло поступись в схему только неправильной полярности. Диод надо ставить правильно! Это можно выкинуть все, заменяйте сгоревшие микросхемы. Ничего страшного: оно железное, переживать сильно не надо. А вот думать головой перед тем, как двигать руками - инженеру рекомендуется— ответил Алексей.
После испытаний устройство доставили в медицинский институт. Инесса молодая симпатичная девушка с умными живыми глазами показала Алексею кресло академика Павлова и тут ее позвали в лабораторию. Алексей последовал за ней и остановился ожидая, пока она закончит разговор с пришедшими к ней мужчиной и женщиной. И Алексей удивился, услышав, как она бегло говорит по-английски.
Через несколько минут гости Инессы удалились и Алексей стал демонстрировать хозяйке возможности установки. Инесса принесла двух белых крыс, которых ласково называла мышками и посадила их в установку.
- Я довольна результатом вашей работы. Не зря Гриша вас рекомендовал! Спасибо огромное! — сказала Инесса.
- А вам не жалко этих маленьких мышек, которые так негуманно получают удар током за пустяковые ошибки — спросил, улыбаясь, Алексей.
- Вы еще не знаете, что я буду делать с ними потом! - в ответ улыбнулась девушка
- Надеюсь не жарить их на медленном огне?
- Ну, вот еще придумали! Я буду вскрывать их черепные коробки и изучать химический состав мозга тренированных и не поддающихся тренировке особей.
- Зачем? - удивленно спросил Алексей.
- Я работаю над созданием лекарства от ДЦП (детского церебрального паралича). Это тема моей кандидатской диссертации — ответила Инесса
На свою часть от полученного вознаграждения Дмитрий купил путевку и уехал с женой к морю. Алексею отдыхать было некогда, у него недавно родился сын и много времени занимала работа над собственной диссертацией и другими интересными разработками.
* * *
1984
Когда Алексей ушел в аспирантуру, его рабочий стол в лаборатории перешел другому инженеру. Заведующий лабораторией, видимо, завидовал аспиранту, и как мог вредил ему по мелочам, хотя вполне можно было организовать еще одно рабочее место в лаборатории. Очевидно, он ждал, что Алексей сам попросит его об этом. Но Алексей не имел привычки у кого-то что-то просить, тем более у человека, которого он сам рекомендовал на должность заведующего учебной лабораторией при своем увольнении.
Когда Алексей отработал три года инженером учебной лаборатории кафедры, он пришел к заведующему кафедрой и сказал, что ему уже неинтересна его текущая работа. Профессор сказал:
- Мы предлагаем вам должность заведующего учебными лабораториями.
- Нет. Мне это совсем не интересно.
- А если я вам предложу остаться в аспирантуре. Но вы поможете найти кандидата на должность завлаба?
- В аспирантуру — согласен. Завлабом может стать Андрей Смазов.
- Он работает первый год. Не рано ли? - спросил профессор.
- Думаю он согласится пойти на повышение. Других желающих я не знаю.
Вот и посоветовал на свою голову. Став завлабом, недавний студент задрал нос и стал дуть щеки. Есть такие люди, основной талант которых упиваться своим положением начальника, даже мелкого масштаба.
Когда Алексей не находил свободное рабочее место на кафедре , то располагался на стуле в помещении вахты рядом с расписанием занятий.
В здании старинного особняка располагались три кафедры факультета.
Однажды, аспирант услышал разговор двух пожилых профессоров с соседней кафедры, проходящих мимо Алексея, который, наклонясь, быстро что-то писал в тетрадке, лежащей у него на коленях:
- Смотри, сидит и пишет! Что он здесь постоянно увлеченно пишет? - спросил один.
- Диссертацию — улыбнулся второй.
- И ведь напишет, а другие в комфорте - никогда! - резюмировал первый.
- Молодость и упорство — страшная сила, особенно при наличии способностей — услышал Алексей последнюю фразу, удаляющихся по коридору людей.
* * *
1981
Алексея оставили на кафедре по распределению инженером учебной лаборатории. Основная задача его была содержать в технически исправном состоянии оборудование лаборатории по определенным предметам. Однако, он начал помогать преподавателю проводить лабораторные занятия. Его начальник, заведующий учебными лабораториями кафедры, как-то сказал Алексею, что занятия со студентами не входят в его обязанности, и он имеет право отказать преподавателю в такой помощи. Алексей ничего не сказал начальнику, но продолжил участвовать в проведении занятий.
Первую неделю Алексей осматривался и наблюдал, чем занимаются его коллеги, которые работали в лаборатории не первый год, в свободное от работы рабочее время (в том числе, когда в лабораториях проходили занятия студентов). Один из них, спокойный парень уже два года, как занимался разработкой своей системы игры в Спортлото. Начальник его постоянно сидел с флегматичным видом, курил сигареты, читал газеты. Старший лаборант с увлечением собирала кубик Рубика.
Алексей не мог просто сидеть и скучать без дела. Он подумал и пошел к заведующему научной лабораторией кафедры.
Заведующий научной лабораторией Геннадий Владимирович Добрис в то время сидел в одном кабинете с заведующим кафедрой — Сан Санычем Эйлером. Александр Александрович - потомок знаменитого Леонардо Эйлера был на занятиях, читал в соседнем корпусе лекцию студентам.
Геннадий Владимирович посмотрел на молодого сотрудника и спросил:
- Вы ко мне?
- Да, я пришел узнать не найдется ли для меня какой-либо дополнительной работы помимо основной в учебной лаборатории. — сказал Алексей
- Хорошо, что Вы пришли. Работа, конечно, найдется. Вот, например, нужно сделать тестер- индикатор для проверки логических схем.
- Я с удовольствием займусь этим — ответил Алексей.
- Тогда, я оформляю вас на работу по совместительству на полставки инженера — ответил заведующий научной лабораторией
Когда коллеги Алексея узнали, что он начал работать в научной лаборатории по совместительству, они возмутились:
- Почему молодой сотрудник, только пришедший на кафедру, сразу получил такую работу, а мы старожилы - нет ?
Геннадий Владимирович удивился:
-А вы и не говорили, что желаете работать! Пожалуйста, приходите — найдем и вам задачи!
Справочная литература по микросхемам в то время была очень скудной. Чтобы купить справочник нужно было отстоять очередь в магазине, предварительно узнав от сведущих знакомых, где и когда эти книги будут в продаже.
В учебной лаборатории были в наличии различные микросхемы, и Алексей экспериментировал с ними с удовольствием, узнавая на практике то, о чем не было описано в справочниках. В последствии эти знания ему очень пригодились.
Начальник Игорь позволял ему паять и делать всяческие эксперименты, иногда сам наблюдал за их ходом.
В те времена элементную базу купить в магазине было невозможно. Знакомые из клубов по интересам бесплатно « угощали» друг друга новыми микросхемами и передавали для ксерокопирования документацию на микросхемы, которых не было в справочниках, продаваемых в магазинах.
С Георгием Сергеевичем, русским интеллигентом, дворянских корней Алексей познакомился в организации, где они оба читали лекции по микропроцессорам по линии общества «Знание».
Георгий Сергеевич, научный сотрудник ЛЭТИ, разработал и изготовил небольшой стенд для изучения микропроцессора КР580. Новый знакомый пригласил Алексея к себе домой и подарил ему чистую печатную плату своего микропроцессорного стенда с приложенной принципиальной схемой. Они пили чай на кухне старинной квартиры. Почему-то заговорили о творчестве Алексея Толстого. Алексею нравились произведения этого писателя. Георгий Сергеевич ругал Толстого , называл его проституткой. Алексея хозяин квартиры призывал никому не верить - ни газетам, ни авторитетам, а думать самому и все проверять самому.
Алексей спаял микропроцессорный стенд и занялся его программированием. Программировать пришлось в машинных кодах, а команды вносить с помощью тумблеров и наблюдать за их выполнением на светодиодных индикаторах. Первая программа, которую написал Алексей для стенда, это были бегущие огни на светодиодах.
Всеволод Ефимович Лохматый — доцент, которому помогал на занятиях Алексей, и руководитель его дипломного проекта, с большим интересом отнесся к стенду, изготовленному Алексеем. Стенд был примитивный и слишком простой, чтобы его тиражировать для обучения студентов. Но это был первый действующий микропроцессорный стенд в институте.
На кафедре уже было принято решение создать новый учебный курс «Микропроцессорные системы» и поручить эту работу Всеволоду Ефимовичу.
Всеволод Ефимович предложил организовать на кафедре микропроцессорную лабораторию, одну из первых в СССР.
Свидетельство о публикации №225041701880