Командировка на войну. Глава. 120 Мемуары

Глава. 120        Печальная судьба казачества после Октябрьской революции.


Смерть, конечно, большое несчастье, но всё - же не самое большое, если выбирать между ней и бессмертием.

Том Стоппард (настоящее имя при рождении — Томаш Штраусслер) — британский драматург


После Октябрьской революции пластуны повторили судьбу казачества в целом.

В ходе революции и последовавшей за ней Гражданской войны кубанские казаки и вместе с ними пластуны разделились на тех, кто поддерживал красных, и тех, кто сражался за белых.

Их ценили военачальники обеих противоборствующих сил. Известны случаи, когда красные назначали пленных пластунских урядников сразу командирами своих разведывательных взводов и рот – естественно, под неусыпным надзором политкомиссаров.

Но после своего полного установления Советская власть упразднила казачество как сословие. 29 января 1919 года ЦК РКП(б) направило на места директиву, как следует поступать с казачеством.

Следовало истребить поголовно всех казаков, принявших участие в вооружённой борьбе против Советской власти, всех, у кого будет найдено оружие, а также всех богатых казаков.

Директиву подписал Яков Свердлов, но её, несомненно, одобряли и остальные лидеры большевиков, в том числе Ленин, Сталин и Троцкий.

На местах требование директивы принять ко всем казакам меры, гарантирующие от новых выступлений против Советской власти – трактовалось расширительно.

При обнаружении оружия расстреливались не только его владелец, но и несколько заложников из жителей станицы. В мужском населении станиц, принимавших участие в восстании, проводились децимации и двойные децимации, то есть расстрелы каждого пятого.

Неудивительно, что восстания вспыхнули с новой силой, и летом 1919 года белогвардейцы снова легко овладели Донской областью.

После этого большевики принялись заигрывать с казачеством, стремясь распропагандировать его и отколоть от белого движения.

Но, снова оккупировав казачьи области в начале 1920 года, Советская власть продолжила политику геноцида.

Численность населения казачьих областей России за 1917-1920 годы в результате событий Гражданской войны сократилась примерно в два раза – с 4 млн. человек до 2 млн., больше всего на Дону – на 70 %.

Голод, «расказачивание» и репрессии – методы Военного коммунизма – вынудили одних организовывать повстанческие отряды, а других эмигрировать за рубеж, но и на чужбине казачья пехота не оставалась без внимания.

В то смутное и кровавое лихолетье сгинули бесследно полки: Линейный, Екатеринодарский, Черноморский, Полтавский, Хоперский, Запорожский, Уманский, Кавказский, Таманский, Лабинский, а с ними и знаменитые пластунские батальоны.

Но не пропала сама традиция, приёмы которой перекочевали в арсенал пограничников и войсковой разведки, служа Верой и правдой родному Отечеству.

Продолжение следует …


Рецензии
Следовало истребить поголовно всех казаков, принявших участие в вооружённой борьбе против Советской власти, всех, у кого будет найдено оружие, а также всех богатых казаков.

Советская власть старалась истребить все, что было потенциально опасным для нее

Юрий Баранов   21.04.2025 15:50     Заявить о нарушении
Спасибо Юрий за отклик !

Вы правы молодая советская власть не церемонилась с врагами революции. Хотя начиналось всё безоблачно и красиво.

По данным первой (и последней до советизации страны) общероссийской переписи населения 1897 года, в России насчитывалось почти 3-х миллиона войсковых казаков (вместе с семьями) – 11 казачьих войск в 15 губерниях, 2,3% населения царской державы.

В гражданскую войну казачество всячески уничтожалось на правительственном уровне, В. И. Ленин поставил задачу ликвидировать казаков как классовых врагов.

По неподтвержденным данным (в годы революции и Гражданской войны точного учета населения не производилось) численность российского казачества варьировалась от 4 до 6 миллионов. Наиболее многочисленным среди российский казаков, согласно переписи 1897 года, было Войско Донское – свыше миллиона человек (порядка трети от общего количества казаков того времени).

С учётом директивы Л. Д. Троцкого о казаках, как о единственном народонаселении, способном к самоорганизации и потому подлежащем поголовному уничтожению, «донцы» в конечном итоге больше остальных и хлебнули от Советов.

Поначалу большевики пытались заигрывать с казачеством, издав буквально в первые дни после утверждения своей власти, 7 декабря 1917 года, «Обращение к трудовому казачеству». В царской России казаки служили государю 20 лет, и полная экипировка перед отправкой в армию (вооружение, обмундирование, конь и т.д.) должна была быть подготовлена самим военнообязанным.

Советская власть, согласно декрету, вводила для военнообязанных казаков обязательную воинскую службу взамен долгосрочной, полную экипировку, вооружение и другое обеспечение за счет государства, свободу передвижения.

Однако уже в апреле 1919 года, после того как стало понятно, что казаки в большинстве своем советскую власть, мягко говоря, активно не приветствуют, Донское бюро РКП(б) принимает решение, согласно которому само существование донского казачества представляет собой контрреволюционную угрозу и «величайшую опасность» для советской власти.

В решении ясно сказано о необходимости «быстрой и решительной» нейтрализации самоорганизующегося казачества. Репрессии, массовый террор – самые эффективные для этого методы.

Плюс обезземеливание, конфискация рыболовных средств, грабительское налогообложение.

Согласно исследованию доктора исторических наук историка казачества Л. И. Футурянского, начавшееся в 1919 году расказачивание как процесс стартовало именно с Войска Донского и привело к расколу в казачьем войске.

Лев Троцкий с 06.09.1918 года председатель реввоенсовета возродил в войсках чудовищную казнь из далёких времён Римской Империи - децимацию. За трусость в бою расстреливали каждого десятого красноармейца, в первую очередь комиссаров этих подразделений.

Гражданская война отличалась исключительным ожесточением сторон по отношению друг к другу. И про красный, и про белый террор написано немало, существует масса документальных подтверждений о кровавом беспределе с обоих сторон, палачей и садистов хватало и там, и там.

Наиболее известным и упоминаемым во многих исторических исследованиях, публицистике и документальных научных монографиях стал случай под Свияжском, произошедший в августе восемнадцатого года.

Описание предыстории в разных источниках значительно отличаются. В одних говорится, что Петроградский рабочий полк выдвинули на фронт, в других что отряд Каппеля, совершив обходной маневр напал на необученный и необстрелянный полк в тылу частей РККА.

Суть это особо не меняет. При первом же столкновении полк во главе с командиром и комиссаром бросил позиции, захватил пароход и потребовал отправки в тыл. Дальнейшие события описал в мемуарах очевидец и сподвижник Троцкого Гусев:

«Петроградский рабочий полк был ссажен… с парохода, и созданный тут же полевой трибунал приговорил к расстрелу каждого десятого. В числе расстрелянных были и коммунисты (командир и комиссар полка и др.)».

Сам факт расстрела Троцкий не отрицает, утверждая, что обстановка вынуждала идти на крайние меры, однако о децимации в его версии изложения событий нет ни слова.

Тем не менее, осталось постановление РВС фронта, в котором подтверждается, что трибунал действительно приговорил расстрелять каждого десятого из полка. В целом, этот случай считается документально подтверждённым.

В вышедшей в 2008-м году четырёхтомной энциклопедии «Революция и гражданская война в России» упоминается о том, что когда в октябре девятнадцатого года белые вплотную приблизились к Петрограду, Лев Троцкий, чтобы остановить отступление красных частей опять пошёл на крайние меры:

«Теперь по его приказу за отступление расстреливали каждого десятого красноармейца».

Кроме этого остались документальные подтверждения приказа в отношении 261-го полка, отданного членом РВС Кузьминым в сентябре девятнадцатого года во время наступления белых под Тоболом.

Полк несколько раз оставлял свои позиции, и Кузьмин приказал отдать комсостав под трибунал и расстрелять каждого десятого красноармейца и каждого пятого коммуниста.

То, что это состоялось подтвердил в воспоминаниях сам Кузьмин, с гордостью поведав, что эта мера произвела огромное впечатление на отступающую армию.

В отношении пленных казаков Троцкий не церемонился и ввёл двойную децимацию, то есть расстреливали каждого пятого. Но и тут большевики удивили всех, придумав виртуозное уничтожение своих врагов.

Зачем на них тратить патроны и боеприпасы ? - задали они вопрос и тут же стали тысячами садить на баржи и топить на водных просторах несчастной России. И экономия патронов и хоронить не надо - пусть их рыбки едят !

Историки приводят разные данные о жертвах этого противостояния. Автором книги «Миронов» Евгением Федоровичем Лосевым приводится цифра, превышающая десятки тысяч человек, ставшими жертвами красного террора, развязанного Советами против донских казаков.

Доцент РГУ Р. Г. Бабичев (потомственный казак) в своём историческом исследовании утверждает, что войска белого генерала Краснова во время своего пребывания на Дону расстреляли и повесили 45 000 казаков, не принявших советскую власть.

По данным историков, большинство казачих войск долгое время старались придерживаться нейтралитета при выборе между белым и красным движением, но яростный красный террор побудил казачество примкнуть к активным противникам советской власти.

Спасибо за прочтение.

Всех Вам благ !

С теплом ...



Сергей Никитин7   22.04.2025 09:54   Заявить о нарушении