Спас нерукотворный. Версия Томишко

Одним из знаковых архитектурных шедевров Петербурга является храм Воскресения Христова (Спаса на крови) на канале Грибоедова, канонический русский стиль которого неизменно вызывает у большинства православных прочувственное умиление.    
В определенной степени величие этого памятника определено непростой судьбой его создания. Судите сами, уважаемый Читатель: два конкурса, более 50 проектов, подготовленных легендарными зодчими Петербурга конца XIX века, и монаршая воля, послужили поводами к его совершенству.
Хотя, как знать, возможно окончательный выбор был сделан божественным проведением.
Во второе собрание портретов, изданных «Русской стариной» в 1886 году, вошли две примечательные гравюры: портрет архимандрита Игнатия Малышева, которому молва приписывает подготовку проекта храма Воскресения Христова, работы Ивана Ивановича Матюшина, и рисунок самого храма Воскресения Христова (проект 1882 года) выполненный художником Августом Ивановичем Даугелем.
Известно, что после убийства Александра II была создана комиссия по увековечению его памяти, а также объявлен конкурс на лучший проект храма в месте покушения на жизнь императора. В установленный срок, т.е. к полудню 31 декабря 1881 года на суд высокой комиссии были представлены 26 анонимных проектов.
Конкурс привлек лучших и знаменитых архитекторов своего времени, среди них были: Иероним Китнер, Иван Богомолов, Виктор Шретер, Андрей Гун, Леонтий Бенуа и другие. В распоряжение зодчих отводился обширный участком по обе стороны Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной.
23 марта 1882 года в Гатчине восемь лучших проектов были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, носителями которой являются церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, по высочайшему повелению следовало оформить место гибели императора внутри храма в виде отдельного придела.
Однако проекты участников первого конкурса оказались настолько интересными, что безусловно заслуживают особого внимания. Конкурсная комиссия признала победителем работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы архитектора Антония Томишко. Второй премии был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков архитектуры Иеронима Китнера и Андрея Гуна, третьей — замысел Леонтия Бенуа.
Решение храма в византийском стиле, принадлежащее смелому замыслу архитектору Антону (Антонию) Осиповича (Иосифовича) Томишко, вызывает восхищение глубоким знанием нюансов истории архитектуры в сочетании с монументальностью сооружения.       

1. Томишко А. И. Конкурсный проект храма. Перспективный вид. Сборник премированных проектов храма, предназначенного к сооружению на месте, где смертельно ранен император Александр П.СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996946. Государственный исторический музей.

2. Томишко А. И. Конкурсный проект храма. Продольный разрез. СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996786. Государственный исторический музей.

3. Томишко А. И. Конкурсный проект храма. Западный фасад. СПб,1882. Номер в Госкаталоге:48996928. Государственный исторический музей.

4. Томишко А. И. Конкурсный проект храма. Планы. СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996859. Государственный исторический музей

5. Матэ, Василий Васильевич (1856-1917). Портрет Антония Осиповича (Иосифовича) Томишко. 1901. Номер в Госкаталоге: 6366119. Музей-заповедник Петергоф.

#Спаснакрови #Петербург #Томишко #Византия

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]

Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков Иеронима Севастьянович Китнера и Андрея Леонтьевича Гуна.
23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Вскоре последовал второй конкурс. Ныне существующий Храм Спаса на Крови в русском стиле по проекту академика архитектуры Альфреда Александровича Парланда, навеянного рисунком архимандрита Игнатия Малышева, был существенно и неоднократно доработан и составляет архитектурную гордость Петербурга, однако, объективный Читатель вероятнее всего согласится, что проекты храма, победившие в первом конкурсе по красоте и гармоничности форм и сбалансированности объемов вряд ли уступят реализованному храму.

1. Китнер И. С., Гун А. Л.. Конкурсный проект храма. Перспективный вид. Сборник премированных проектов храма, предназначенного к сооружению на месте, где смертельно ранен император Александр II. СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996797. Государственный исторический музей.
2. Китнер И. С., Гун А. Л. Конкурсный проект храма. Западный фасад. СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996804. Государственный исторический музей.
3. Китнер И. С., Гун А. Л. Конкурсный проект храма. Боковой фасад. СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996939. Государственный исторический музей.
4. Китнер И. С., Гун А. Л. Конкурсный проект храма. Поперечный разрез. СПб,1882. Номер в Госкаталоге: 48996766. Государственный исторический музей.
5. Китнер И. С., Гун А. Л.. Конкурсный проект храма. Продольный разрез. СПб, 1882. Номер в Госкаталоге: 48996781. Государственный исторический музей.
6. Китнер И. С., Гун А. Л. Конкурсный проект храма. План. СПб,1882. Номер в Госкаталоге:48996750. Государственный исторический музей.
7. Китнер И.С. Фото. 1903. Номер в Госкаталоге: 56206248. Центральный музей железнодорожного транспорта.

#Спаснакрови #Петербург #Китнер #Гун

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]


Рецензии