Дома им неуютно

Отечественные олигархи массово бегут из России. В рейтинге богатейших людей журнала «Форбс» 24 изначально «наших» миллиардера (да всё какие фамилии!) перестали упоминатьcя как российские бизнесмены. Обычно такие изменения в личные данные издание вносит по требованию представителей бизнесменов, указывает деловая пресса.
Так, Алишер Усманов стал бизнесменом из Ташкента, Узбекистан. Окончивший МГИМО, большую часть жизни проживший в России, разбогатевший здесь, некогда женатый на блистательной Ирине Виннер, возглавлявший федерацию фехтования РФ, предпочёл вернуться к корням.

Михаил Прохоров теперь в Швейцарии. Перебрался поближе к так любимому им Куршавелю? Или к тамошним банкам, бережно сохраняющим тайны своих клиентов? Прохорову, заполучившему на пару с Потаниным в ходе залоговых аукционов часть «Норникеля», вероятно, есть что прятать от пристальных взглядов соотечественников.
Леонид Федун «прописался» в Монако. Позабыт любимый ФК «Спартак», тем более в далёком прошлом осталась военная карьера. Доля в «Лукойле», когда-то представлявшем из себя изрядный кусок советской нефтяной отрасли, приватизированный затем ловким замминистра Алекперовым, обязывает бизнесмена Федуна соответствовать своей роли.

Сергей Мельниченко, ценитель импрессионистов и владелец крупнейшей в мире парусной яхты бросил якорь в так полюбившемся русским в последнее время «Дубайске». Хотя его угольный и трубный бизнес, а также принадлежащее магнату производство удобрений, экспортируемых на европейский рынок, с собой не вывезешь, он выбрал Эмираты.
Позаботилась о себе и Елена Батурина, представляющая теперь Британию. Основной актив вдовы московского мэра — средства, вырученные от продажи бизнеса. Злые языки утверждали, что без брака с Юрием Лужковым она никогда не смогла бы так развить своё дело, но какое это теперь имеет значение? Тратить в Лондоне, видимо, интереснее.
Баба с воза, кобыле легче, скажут обо всём этом циники, имея ввиду, конечно, не гендерный момент, а определённую никчемность, даже зловредность большинства олигархов, как класса, сколотивших свои состояния в основном бесстыдной приватизацией уже созданных до них сырьевых, как правило, производств и мало что добавивших от себя.

Несколько жаль перехода под чужое крыло только предпринимателей, причастных к высокотехнологичному бизнесу. Такому как Rambler Group или «Яндекс», или «Сколково». Большинство из них уже в Израиле (среди других локаций, выбранных богатеями в качестве тихой гавани, Кипр, Франция, Австралия, Латвия).
Хотя моральная деградация отдельных «технарей», того же Аркадия Воложа из «Яндекса», который попытался полностью перекраситься, беспощадно осудил СВО, бывшую Родину и стал представляться, минуя Россию, «израильским бизнесменом казахстанского происхождения» (родился в Гурьеве, ныне Атырау) выглядит малоприятно.

Совокупное состояние сменивших Родину (изменивших Родине?) 24-х крупнейших предпринимателей — около 110 млрд долларов. Много это или мало? Общее состояние всех 146 условно российских миллиардеров (их число выросло со 125-ти годом ранее) составляет 625,5 млрд долларов. То есть у сбежавших меньше одной пятой. Негусто, но и не пусто.Причем, это не кэш и не ценности, которые можно погрузить в самолёт и вывезти из страны.


Рецензии