Сентенции апреля 2025 года

-1--       Когда-то я был студентом, то есть молодым. Я начал постигать в те времена, что есть алкоголь. Меня удивляла та перемена во мне, которая сразу следовала за первым выпитым стаканом вина.  Я чувствовал энергию, откуда-то взявшуюся, я ощущал напор разнообразных чувств, возникших,  непонятно откуда и неподдающихся осмыслению.  Спустя 20 лет этот набор перемен во мне изменился: теперь я ощущаю приятную теплоту в теле, лёгкое головокружение и по-прежнему – непонимание: что это со мной.  Я описал происходящее от алкоголя, чтобы как-то пояснить, что в нас, не от алкоголя, а по непонятным причинам рождаются ощущения и чувства, сопровождаемые лёгкой энергией, которые, впрочем, как и в молодые годы, ищут выход воплотиться в чём-либо, раньше – в поступках, а сейчас – в мыслях и чувствах.  Подобное со мной происходит не как раньше, в связи с вином, а просто каждый вечер, когда все угомонились и я свободен думать и чувствовать просто от того, что пришла бодрость и осознание бытия.  И это настроение мне необходимо для радости и возможности написать несколько строк в дневник.  Какой-то вьетнамский мудрец-йог написал, что самые счастливые моменты в его жизни случаются вечером, когда идёт дождь и не очень холодно, а он, сидя перед выходом из своей пещеры, наблюдает дождевые пузыри и слушает, как ревёт голодный тигр в джунглях.  Нынче тигра не встретишь, но отчаянно злобных гиен вокруг – пруд пруди. И я тоже вечерами и в дождь не выхожу из своей однокомнатной пещеры и воспринимаю жизнь глазами, ушами и умом. Воспоминания и осмысление их увеличивают объём моего восприятия жизни и радости от этих процессов.

-2--        пофантазируем:  представьте себе, что у Вас есть любимый брат, но Вы – разные люди. Вы – командир Красной армии,  давно привыкли жить, как надо. У Вас нет сбоев Вашей душевной жизни: Вы не пьяница, не бабник, лень Вам незнакома, Вы всегда знаете, что в данный момент необходимо делать и выполняете без преодоления себя эти свои установки. Но  Ваш брат – пьяница и бабник, лентяй, он никогда не знает, выходя из дома, когда он вернётся: сегодня завтра, через неделю или месяц. Так бывало не раз, и он отругивался от беспокойных  родственников словами:  «Отстаньте, живу, как хочу, не Ваше дело». Ещё он был непредсказуем следующим образом: Он сочинял стишки, мог сбацать на гитаре так, что заслушивались.  Знающие братьев люди, говорили, что они такие непохожие и разные, что трудно поверить, что они братья, и каждый готов всё отдать за другого. Вот теперь у меня готов материал, исходные данные для следующего рассуждения.   Пьяница,  гуляка и бабник в душе своей себя презирал, а брата жалел, ибо чувствовал, что  жизнь брата – командира Красной армии пуста, как пустыня Гоби: как можно всегда делать то, что запланировано и записано на бумаге.  Где проявления жизни в этом?   «Как прекрасно, когда ты свободен, и никто за тебя не решает, что ты сейчас будешь делать» - думал наш гуляка и бабник.   В такой жизни – один недостаток – укоры совести за вину перед родными и перед собой, ибо  поступки его, загулы и пьянства происходили случайно, вдруг, необоснованно большими смыслами или необходимостью: просто  он очень захотел это. Поднимая паруса своей ладьи, гуляка с восторгом чувствовал, как жизнь с её бесчисленными милыми  силами наполняет эти паруса, и он несётся вперёд куда-то, ощущая восторг, иногда гибельный от скорости и восприятия жизни.  Каждый из братьев жалел другого, не понимал его поведения. Но каждый  не был уверен, что его выбор стиля жить – правильный, однако по-другому жить он не мог: натура перебарывала любые попытки перемен,  Командир ненавидел хаос и неопределённость, почти как персонаж Джейсона Стейтона в фильме, где он утверждал, что не допустит хаос в свою жизнь. А гуляка не мог себя изменить,  этого не позволяла его свободная и могучая натура.   Ну вот, рассуждение моё завершено, но я надеялся, что смогу сверху взглянуть на моих персонажей и убедить читателя в правильности жизни одного из них.   Не получилось:  я не чувствую вдохновляющую ясность правильности  выбора стиля жизни любым из братьев.  Начиная плавание в этом пространстве, я ощущал ветер в парусах стиля гуляки и отсутствие силы жизни в парусах командира Красной Армии. Но ветерок этот стих, а паруса командира наполнились свежим ветерком.  Наверное, я как гуляка и бабник, всё время ловлю ветер жизни, направляющийся то в одну, то в противоположную сторону.

-3--            Я подсмотрел за женщинами два замечательных качества.  Одно из них – это полное забвение всего, кроме того, кого она полюбила.  И у мужчин это случается, но на одного такого приходится много сотен таких. Второе – это лёгкость переключения между своими состояниями,- как у деток,  которые могут смеяться через минуту после рыданий и наоборот. Как женщины общаются? Это фейерверк  состояний:  удивления, отвращения, скуки, заинтересованности, жадности, равнодушия, бескорыстия, задумчивости, равнодушия, гневливости,  прозрения, … и всё это легко и быстро изменяется. Чтобы у мужчины произошла смена пары состояний нужно большое время и большие душевные усилия.   Конечно,   женские смены состояний не находятся под присмотром осознания и не связаны с мировоззрением.  Но процессы  душевного состояния женщин – это музыкальная пьеса с мелодией, контрапунктом и так далее. Увы, нам мужчинам это недоступно.  Я думаю, что всё дело в душевной энергии: у женщин она – в избытке, а мужчинам всегда её не хватает. 

-4--        Люди бывают очень разными. Мне пришлось общаться с типом  людей,  которые не понимают и не хотят чувствовать то, что происходит сейчас в общении. Они имеют схему общения со всеми: с врагами, друзьями, с прохожими, с коллегами, с женой, с детьми и так далее. В этой схеме им, этим для меня странным людям, назначена роль победителя и наставника неразумных и мелких людишек, получивших вдруг право на общения с ними, великими.  Выглядит такое общение в моих глазах противоестественно и глупо, но эти люди только так и общаются. Многие их них имеют учёные степени, то есть про них нельзя сказать, что они – идиоты.  В основном, это – мужчины с опосредственным ощущением жизни. То есть, если с ними что-то происходит, то они чувствуют это так:  « С Сократом был похожий случай и с Леонардо. Но они не поняли, что нужно реагировать правильно так, как я сейчас поступлю.  Я думаю, что и Бог не смог бы среагировать лучше меня».  Вы думаете, что таких идиотов нет?   А я знал и знаю нескольких.  И у них всё в порядке. Я ничего не имею против такого восприятия жизни, но я рад, что мне это противоестественно и дико.

-5--          Люди разговаривают друг с другом и, иногда повышают тон и оскорбляют собеседника.  Со мной это случалось, и я каждый раз недоумевал: чем я так задел визави, что удостоился оскорбительного завершения общения. Я вижу здесь две причины. Во-первых, разговор, его смысловая сторона, похожа на  звуки музыкального инструмента, которым мы не владеем, но звук извлекать можем.  Я имею в виду то, что наш собеседник сумел услышать то, что я не вкладывал в мои слова, но он это услышал.  Вполне допустимо, что я виновен в том, что использовал опасные и многозначные слова.  Вторая причина недоразумений  зависит от того с кем мы общаемся. Если это наш друг, то услышав от нас что-то нелестное для него, он подумает, что я просто неловко выразился и простит мня.   Если мой визави – недоброжелатель мне, то каждое возможное толкование моих слов он истолкует как открытое нападение на себя и скажет: «Сам – дурак»  Я это понимаю, но всё равно частенько столбенею от того, что услышали в моих словах. Здесь я, конечно, делаю вывод, что передо мной – враг, а не друг, или нейтральный человек.

-6--          На что походит пение петуха, вороны, дрозда?   Мне кажется, что они выкрикивают свои сентенции, подобные моим, но сжатые в одну-две эмоции.  Что я хочу прокукарекать сейчас? Дюма написал про Д'Артаньяна и его приключения, Луи Буссенар  фантазировал про Капитана Сорвиголова, а Пушкин думал о Германе «Пиковой дамы» и Евгении в «Медном всаднике». Чем качественно различаются эти замечательные произведения талантливых авторов?  Для меня – одним, отношением к жизни.  Пушкин видит её как стихию чувств, мыслей и непостижимости. А Дюма и иже с ним – как последовательность приключений, где ловкость и сила побеждают всех и всё.   Я иногда думаю, гуляя, или отправляясь по необходимости куда-то на метро:  вот если бы я был как Брюс-Ли или Стивен Сигал, или музыкант-демон из романа в. Орлова Альтист Данилов ….  Уж я бы им, меня обидевшим как-то и когда-то, я бы им показал кузькину мать.  Другими словами – я как бесталанные Дюма и Буссенар.  Мыслить как Пушкин – не хочется: где победа, где радость от поверженных врагов?  Но когда я сажусь писать свои опусы для себя и «прозы.ру» я не могу это делать в стиле Дюма и Бусенара, я автоматически, неосознанно, могу говорить только так, как будто исповедуюсь, иначе – стыдно писать что-либо. А способности мои далеки от Пушкина и Лермонтова и похожи на способности Дюма и Буссенара.  В студенческие времена мне говорили об этом друзья, которые высоко оценивали мои выдуманные и реальные приключения, им рассказанные.  Правильно сказано в братьях Карамазовых: человека надобно бы сузить, слишком многое намешено.

-7--        Выдающийся учёный по мозгу   Татьяна Черниговская утверждает, что воспринимаемое  мысленно или чувственно совершенно совпадает с тем восприятием, когда происходящее  осуществляется в реальности.   Поэтому во сне можно умереть от страха или испытать счастье.  Позднее произошедших событий мы осознаём, что они случились во сне и забываем про них. А в момент их восприятия мы испытывали то же самое, как если бы всё это действительно было нами. Я не забываю снов со Сталиным. Он водил меня по госпиталю, заполненному уродами: без рук, без ног, согбенными и передвигающимися как пауки. Сталин ходил по палатам и давал указания врачам: «Этому ампутировать ноги, тому – руки, а вот тем – и руки и ноги»  Все трепетали и пытались прятаться, но он находил и наказывал плетью.  Я мечтаю встретиться во сне с Пушкиным и Сократом, Иисусом Христом, но до сих пор это не случилось. А вот дворцы и храмы,  драгоценные камни, удивительные горы, деревья и ландшафты мне во снах встречаются часто.  Я задерживаюсь рядом и любуюсь ими, но почему-то часто в этом месте сон прерывается. Я даже придумал технологию, как избежать прерывания сна: нужно невнимательно глядеть на то, что удивляет и почаще переводить взор на что-либо заурядное.  Я пытался во сне сообразить, когда я вдруг поумнел и задать себе важные вопросы, но и во сне мне стать умным не удалось.  К сожалению, сны со временем подвержены увяданию, как и наше тело: в молодости я радовался фантастическим и символическим сюжетам моих снов, а сейчас, когда я постарел, сны редко дарят мне волшебство и символические намёки. Всё больше снятся заботы прежних дней: чиню, ищу неисправности в вычислительной машине,  создаю код, то есть программу для бухгалтерии, или налаживаю работу турбины и генератора, дающих энергию маленьким городкам. В этих хлопотах приятнее всего то, что я тружусь совместно моими друзьями, которых я люблю, но они  уже умерли.

-8--     Попытаюсь сказать о творчестве. Есть творческие профессии, например эстрадные певцы и артисты кино и театра. А вот физики, например Ландау и Пётр Капица,  Гинсбург, Жорес Алфёров – он работали не в творческих профессиях.  Это дурной анекдот.  Во времена Пушкина никто не говорил, что Пушкин и Лермонтов, и Гоголь работают в творческих профессиях. Отсюда ясно, что общество под творческими профессиями понимает пошлый штамп. Любой плотник и башмачник скажет, что он работает в творческой сфере, а вот про артистов скажет, что они  и поэты –  работают в цирке клоунами. Творчество – это когда создаётся нечто новое, ранее не бывшее, осмысленное и сложное: теория относительности или модный башмак, образ в кино или театре, или в романе. Жизнь человеческая – это творческий процесс: глубокий или плоский и мелкий.  Я вижу, что творцы часто понимают значение того, что они сделали, это нормально: не все творцы – идиоты и дураки, встречаются очень толковые ребята, например – А.С. Пушкин.  Добавляю, что такие творения как «Демон» Лермонтова,  «Евгений Онегин», или «Анна Каренина» - это настолько великие создания, что их авторы  должны были считать себя небожителями, равными богам. Тогда зачем им, богам, ещё трудиться и нарабатывать свои многотомные собрания сочинений?  А для того они трудятся, что в дар даются не только результаты их творчества, но и радостные ощущения от усталости, и от прозрений истины в процессе их созидания чего-то нового.  Способность догадываться и делать нечто небывалое ранее – самоценна, прекрасна, она приносит удовлетворения от жизни и понимания себя. Творчество похоже на детские игры, но осмысленные и направленные интуицией к неведомой цели.  Поэтому так много профессиональных и самодеятельных творцов, которые отдают себя процессу творения, от которого не ожидают результата. А вот профессиональные творцы не все продолжат работать, если им скажут, что результат их не будет никогда опубликован и за него не заплатят.  И детские игры – это чистое творчество без расчёта на зарплату и подарки. Профессиональные творцы больше надеются на государство, чем на своё творчество, и государство не спешит создавать условия для «свободного» плавания творцов. Здесь – хитрая политика. Замечу, что знание авторов о своем величии, доказательством которого являются его творения, даёт авторам психологическую защиту при описании мерзостей и подлостей, совершаемых его персонажами, всегда выращенных на основе психологических свойств и чувств автора.

-9--        Что держит наш человеческий мир? Почему он воспроизводится и никак не исчезнет? Я считаю, что  вседержитель – это чувства. От мыслей можно отказаться: не думать. От чувств – не откажешься.  Причём они таковы, что, прежде всего, удивительны: откуда берутся, почему так на нас действуют?  Это потому, что всё в мире, кроме чувств – нереально, а чувства – и есть реальность.  Понять их нельзя, они исчезают от действия анализа – как снег на весеннем солнце. Они как новорожденный младенец в наших руках: удивительны, бесконечно ценны и непостижимы. И они держат нас за руку всегда: и во сне, и в упадке духа, и в счастливые мгновения. Чувства – это и есть жизнь.

-10--         Я всегда удивлялся сладкой приятности думать о себе как о великом силаче или полиглоте, или музыканте, или учёном и так далее. Даже доказательства своего величия приходили в голову: это  ощущения фантастических мелодий или новых гениальных математических теорий, или гениальная режиссура политических, или литературных  событий и так далее.  Как бороться с этой гадостью?    Мне пришло в голову, что это всё радости и психологические конфетки для НАРЦИСОВ или психопатов – двух наиболее отвратительных для меня персонажей. Вот эта мысль – волшебная таблетка против  глупых фантазий и основание презирать нарциссов и психопатов, и себя, если поддаться искушению и мечтать о себе как о самом, самом ….

-11--     Интернет даёт возможность  общаться с незнакомыми.  Я заметил некую неправильность, особенность в таком общении.  Предположим, что некто N пишет, что Гоголь сошёл с ума и этим закончил свою жизнь.   Некто Х возражает и утверждает, что Гоголь – гений. Т – отвечает сообщением, что Х – идиот.   Конечно, N – прав в том, что Гоголь сошёл с ума перед смертью.  Конечно, и Х – прав: Гоголь – гений.  Утверждение: Х – ты идиот, основывается на том, что Х не принял контекст N и начал плести свой контекст: восхищаться талантом и умом Гоголя.   Вопрос: а почему кто-то из общающихся обязан принимать чужой, неприятный ему контекст?  Конечно, если никто не воспринимает другого, то общения и не будет, а случится ругательство:   «Х – ты идиот»  Теперь представьте ещё одну штуку: пусть N – это учитель в школе.  Он не будет стараться понимать своих учеников, он будет ставить им бесконечные двойки. Зачем обществу такой учитель? И плохо, если Ваш сосед – N.


Рецензии