Детективы
В определенный момент детектив смотрит на старую газетную вырезку, и его посещает озарение. Но через короткое время его убивают. Другой персонаж книги, которому досталась тетрадь после смерти детектива, читает ее и пытается понять то, что понял в последние часы своей жизни детектив. У него есть только эта тетрадь с огромным количеством деталей и наблюдений, касающихся дела.
Это очень похоже на то, как мы изучаем Библию. Рассматривая конкретный вопрос или несколько стихов, находясь внутри определенного текста, надо правильно определить границы его контекста и исходить из того, что здесь заключено все, что нужно для понимания этого текста.
Процесс изучения Библии я разделяю на три этапа: наблюдение, толкование, применение. На этапе наблюдения мы смотрим на текст и обращаем внимание на его детали, повторяющиеся и необычные слова, значение слов и имен, переклички с другими текстами, связь с контекстом, динамику развития мысли, структуру, хронологию, географические нюансы и т.д. Здесь мы отвечаем на вопрос «Что я вижу?», подмечаем самые разные нюансы и особенности, но не занимаемся их объяснением. Мы собираем каталог или кунсткамеру содержания текста.
На этапе толкования мы отвечаем на вопрос «Что это значит?». Т.е. говорим уже о значении текста. Причем здесь мы стремимся увидеть буквальное значение текста, смотрим на него глазами его автора и первых читателей, стараемся объяснить, что имел в виду автор и что должны были понять первые читатели. Наша задача – увидеть цель автора, вопрос и запрос, на который он отвечал, показать развитие его мысли.
И только на этапе применения мы берем уроки для себя и отвечаем на вопрос «Как это связано с нами?». Очень частая ошибка при изучении Библии – когда после прочтения текста из него сразу берут уроки. Нередко это хорошие и правильные уроки, но если они не вытекают из наблюдения и толкования, то велик риск того, что они будут либо «притянуты за уши», т.е. не будут следовать из текста, либо даже будут неправильными. К сожалению, это происходит сплошь и рядом.
Два первых этапа похожи на работу детектива. Он сначала собирает информацию, ползает с лупой по полу, собирает в пакетики улики, фотографирует детали, обращает внимание на то, какие предметы сдвинуты со своих обычных мест, а какие отсутствуют, изучает следы в округе, опрашивает свидетелей, снимает отпечатки пальцев и отправляет их на экспертизу. Потом детектив собирает и описывает общую картину происшествия, и каждая деталь должна непротиворечиво занять в ней свое место.
Нам при исследовании Писания надо иметь не меньше зоркости, терпения, дотошности, заинтересованности, вовлеченности, компетентности, рассудительности, чем у самого квалифицированного детектива.
17.04.2025
Свидетельство о публикации №225041700995