Последний из казахских могикан

         

                «Живи Оспан батыр пять – шесть               
                веков назад, он был бы таким же
                известным полководцем как  Монке,
                Чингисхан, Тамерлан»
               
                Годфри Лайес

 

                На пороге 29 апреля, день казни казахского батыра Оспана Ислам улы, последнего «могиканина» Степи, решил попробовать написать о нём. Я взял название этого индейского племени, потому что оно стало нарицательным символом стойкости, мужества и жертвенности во имя высоких идеалов. Вот что в своём предсмертном слове, по словам исследователя его жизни Жади Шокенулы, сказал Оспан батыр: «В каком преступлении вы меня признаете – в том я и преступник. Когда я сражался со своими врагами, я не разделял их на китайцев, русских, монголов. Кто посягнёт на мои чувства, религию, землю, народ – тот будет моим врагом. От такой борьбы я никогда не откажусь. Я готов к самому тяжкому наказанию, которое вы приготовили для меня».  Это 1951 год, город Урумчи Китайской народной республики, время недалёкого прошлого, время, казалось бы, цивилизованных людей, время, когда он будет казнён. Но ещё два года потребуется старшему сыну Оспан батыра Шердиману, чтобы похоронить тело отца по мусульманским обычаям в Коктогайском уезде Алтая. Они боялись его не только живого, они «глумились» над его мёртвым телом, не давая совершить положенные обряды захоронения в своей бессильной злобе, потому что не могли стереть у людей память о нём,  а иначе как это объяснить, ведь по их же законам, они обязаны передать тело родственникам для захоронения, ведь это был враг, который заслуживал уважения. Кто питает какие-то иллюзии, знайте  же историю легендарного батыра, не забывайте, помните! Как помните и участь своего страшного врага – джунгар, которых стёрли с лица земли, они в любом случае это не заслуживали. У нас никто не имеет права забрать память и право мыслить, и делать выводы. Увы, к сожалению, на государственном уровне мы не отдаём дань памяти легендарному соплеменнику, видимо, оглядываемся, чтобы ненароком не вызвать нежелательную реакцию китайской стороны. Мне вспомнилось то, что я написал в память о казахском хане Тогуме, который вместе с девятью сыновьями (девять рыжих) отдал свои жизни на плаху чести ради Родины. У Оспан батыра было три жены, от старшей - Нуркизы шесть сыновей и три дочери, от второй - Мемей три дочери, от младшей - Баян сын и дочь. Трое сыновей погибли в 1940 году во время восстания, трое в 1943 году замучены в тюрьмах, трое Шердиман, Ныгметолла, Наби участвовали во всех сражениях отца. Свобода, Народ, Родина и во имя этого настоящие герои идут на жертвы, что же может быть величественнее этого. И узнавая биографии таких людей, понимаешь, у нас всегда есть надежда, в том, что герои всегда среди нас и в критические минуты они проявят себя.
                Но прежде чем рассказать, за что боролся наш соотечественник, необходимо понимать, что из себя представлял Китай того времени и какая ситуация была в Синьцзяне. В начале ХХ века в Китае приходила в упадок династия Цин, в декабре 1911 года Сунь Ятсен объявил о создании Временного правительства Китайской республики, через несколько месяцев малолетний император династии Цин Пу И отрёкся от престола. Сунь Ятсен, соблюдая демократические принципы, подал в отставку, предложив на пост президента цинского генерала Юань Шикая. Партия Сунь Ятсена победила на парламентских выборах, но армия во главе с Юань Шикаем удерживала контроль над правительством. В 1916 году после смерти генерала они заявили об автономии Севера. В 1925 году национальная партия Гоминьдан вместе с Коммунистической партией начали создавать Коалиционное правительство в Гуанчжоу, в 1928 году Чан Кайши начал военную экспедицию и скинул национальное правительство. Спустя некоторое время история повторяется, и Чан Кайши разрывает связи с коммунистами. Если коротко резюмировать, то в Китае тот период не было устойчивой и сильной власти, всё это осложнялось международной обстановкой. И такие государства как Япония и Советский Союз активно вмешивались во внутриполитическую ситуацию в Китае. Отсутствие жёсткого централизованного контроля власти сказывалось и на провинциях. В Синьцзяне в тот период проживало более 4,4 миллиона человек, из которых 930 тысяч были этнические казахи. Генерал губернатор Синьцзяня Шэн Шицай вёл политику отличную от проводимой Чан Кайши и склонялся к контактам с Советским Союзом. Придёт время и он переметнётся на сторону Гоминьдана, предав своих покровителей. Но нужно понимать, что Китай это тысячелетнее государство и какие бы силы к власти не приходили, неизменной оставалась их стратегическая концепция экспансии и ассимиляции народов, населяющих собственные и сопредельные территории и государства. Сейчас, находясь в ХХI веке, мы прекрасно понимаем это, поскольку 90 % населения Китая это ханьцы, а множество мелких народов и народностей исчезли «поглощённые» большинством. Их участь ждёт и остальных, в этом у меня нет и тени сомнения, наблюдая какими темпами идёт расселение основного этноса в регионы компактного проживания других этносов Китая. Это не афишируемая стратегическая, растянутая на столетия работа, это политика проводится скрупулёзно, неназойливо и умно. Но от этого не легче, ведь это не то, что декларируется властями, это какие-то программные документы неизвестные мировому сообществу и чем сильнее становится Китай, тем всё это становится стратегически опаснее для его соседей. Экономическая экспансия у всех на виду, есть шаги и стимулирования экспансии человеческими ресурсами, для которой особо уязвимы мы казахи, поскольку, владея огромными территориями, мы до сих пор находимся в демографической яме. Это ещё в сороковые годы ХХ века прекрасно понимал лидер казахов Синьцзяня Оспан батыр, который в те годы поднимал свой народ на борьбу против переселения китайцев в регионы проживания казахов и мечтал о создании независимого Алтайского ханства. Вот его слова: «Пока буду жить под чистым небом, не приму ничьего подданства, особенно Китая». Возможно, он с течением времени согласился бы с предложениями Сталина и Берии, но он, видимо, чувствовал, что они ведут двойную игру и продадут его, что в итоге и произошло. Он и им ответил прямо и жёстко, не хитрил и не двурушничал как они, как же мне по-человечески стал ещё больше противен образ Берии, который фактически осуществлял политику Советского Союза на границах Китая и Монголии.  Это ведь он преподносил события и ситуацию с Оспан батыром до Сталина. Благородство часто бессильно пред лицом лицемеров и подлецов, вот слова Оспан батыра: «Я казах и не играю с вами в игры, не собираюсь быть игрушкой в ваших руках». Будь они в поступках также благородны, как наш батыр, возможно, в составе Советского Союза была бы Алтайская республика на территории нынешнего Синьцзяна!
                В зимовье Ондикара Коктогайского района Актогайского округа империи Цин в 1899 году родился Оспан (Осман). Сын казаха Ислама из рода Керей (молкы) Среднего жуза. В 1940 году он участвовал в Коктогайском  восстании казахов, а 1943 году казахи вновь восстали против их переселения на юг Синьцзяня, чтобы  на их места пришли китайские беженцы. В эти годы Советский Союз, планируя создать Восточно Туркестанскую республику, начинает поддерживать Оспан батыра, передавая ему винтовки и пулемёты. Но следует учесть, что помощь была не односторонней, Оспан батыр передавал лошадей, золото. В 1944 году под руководством батыра несколько тысяч казахов перейдут на территорию Монгольской народной республики. Где батыр создаст боеспособные отряды казахов и частично монгол. В 1945 году совместно с отрядами ВТР он освободит Алтайский округ от  войск Гоминьдана, Оспан батыр будет назначен губернатором округа и ему будет присвоено звание народного героя ВТР. Сам же батыр, надеясь на обещания, полученные через Хорлогийнома Чойболсана маршала МНР, будет вынашивать планы создания Алтайского ханства. Казалось бы, вот мечта о государстве казахов на территории Синьцзяна рядом, стоит протянуть руку. Но Берия, узнав о планах батыра, начнёт свои интриги. Поменяется и ситуация внутри Китая, вместо Чан Кайши к власти придут коммунисты. И выбор руководства Советского Союза будет в предательстве интересов казахов Синьцзяна, короче говоря, на большой геополитической карте наши соотечественники окажутся разменной монетой в пользу КПК Китая. Возможно, в тот исторический момент все основания для этого были, но когда с течением времени Мао Цзэдун пойдёт на противостояние с И. Сталином и Советским Союзом, станет ясно какой же ошибкой была подлость Берии и Сталина по отношению к Оспан батыру и казахам Синьцзяна. Батыр, потеряв надежду на союзников, уйдёт с поста губернатора и продолжит свою борьбу, он не предаст свои идеалы. Хотя будет понимать реальную ситуацию, теперь у него будет несколько сильных врагов: войска ВТР(практически СССР), монголы, гоминьдан и КПК. Он пойдёт на союз с Чан Кайши, но это уже не спасёт ситуацию, теряя братьев и детей, погибающих за общие идеалы, смерть соратников, он будет биться ожесточённо и дерзко. Он станет легендой своего народа и времени, и его имя и образ будут вдохновлять на борьбу последующие поколения и не только казахов. Кстати, на Тайване, где Чан Кайши создаст своё государство, Оспан батыра чтят, как героя.  Пишу и слёзы наворачиваются, почему в этом мире благородные возвышенные души, горящие всем сердцем за народ и свободу, не получают поддержки Всевышнего, почему они вынуждены идти на голгофу и бросать в это пламя самое дорогое, это жизни своих соратников и детей. Вы только представьте восемь сыновей и дочерей Оспан батыра были убиты и казнены этими «тварями», нет сил сдерживать эмоции. Одни в угоду каких-то якобы высших интересов предают своего союзника, другие победители, которые руководствуются высшими Кодексами морали и нравственности (это всё есть в программных документах КПК), вместо проявления благородства уничтожают детей героя, их же героя по большому счёту, он казах, но он гражданин Китайской республики и пытаются уничтожить память о нём, сжигая и изымая все документы о нём и не допуская к архивам. На его примере и благородстве нужно учить поколения людей на земле, неважно какой они национальности. Вы послушайте, что нам вещают с высоких трибун руководители большинства государств мира и посмотрите, что они делают на самом деле.  Я бы мог перечислить и привести примеры их слов, речей и умозаключений, чтобы все мы умилились, ах, какой же батенька прекрасный человек, какие у него идеалы и т.д. и тому подобное. А на деле?  Все мы свидетели того, что творится на Ближнем Востоке, при попустительстве всего арабского мира, (каждый из лидеров которых с Аллахом на устах) идёт геноцид палестинского народа со стороны сионистов Израиля, столкнув лбами два братских государства Россию и Украину, потирают руки западные моралисты и примеры можно продолжать. Самое страшное это питать иллюзии и витать в плену догм. Ясно одно, никто не будет ставить мораль выше интересов и никто ради постулатов веры не выступит против сильных мира сего.  Раз уж тема Китая, вернусь к ней. Сейчас на очереди у них проблема уйгур и тибетцев, и они её будут решать с улыбкой на устах, целенаправленно и самыми разными способами, но итог будет один, на территории Китая они будут как малое число, как погрешность. Это горькая правда, когда-то казахов на территории Китая было более двух миллионов, но, к счастью, есть независимый Казахстан и большинство переехало и переезжает на Родину. А куда поедут тибетцы, а уйгуры? Конечно, нужно смотреть под ноги, но иногда полезно поднять глаза и посмотреть вдаль. Когда-то в истории Китая тюркский язык был главным языком власти, и тюркские ныне казахские роды населяли главные оазисы Китая, «ни следа, ни запаха не осталось», когда-то город Харбин был городом белой эмиграции (русских), когда в девяностых я ездил туда, там ещё оставался большой магазин купца Жулина, китайцы называли Джулин магазин, сейчас там, видимо, не осталось никаких следов. Это я о чём, о простом банальном. Огромный единообразный этнос, это как огромный единообразный организм, он по своей природе не терпит несоответствия своему типу, и в силу своей природы он переформатирует любые несоответствия под свой стандарт, не обязательно насильственно, можно естественным эволюционным путём. Это они в эпоху шестого императора династии Цин Айсиньгиоро Хунли  просто уничтожили не только государство, но и вырезали целый народ джунгар, сейчас способы будут иные. Но от это не легче, тем более, что это естественно природное, было, видимо, заложено в программные документы ещё в глубокой старине, не зря же говорят, что политика Китая тысячелетняя и не меняется, а несколько сотен народов исчезнувших в этой «топке» это факт и доказательство. Возможно, кто-то скажет, что я утрирую. Да нет, во-первых, я помню то, о чём нас предупреждал наш пращур Бухар жырау и великий Аблай хан, во-вторых, я чувствую на уровне интуиции, как китайцы мыслят, во втретих, я знаю кое-что из их истории и анализирую. Как вам такое, что в одно время, совсем недавнее в интернете «гуляла», якобы утечка китайских секретных программных документов, в которых предусматривается будущая экспансия на нынешние казахские земли, с утверждением, что казахи недостойны владеть таким огромными ресурсами. Скажите это фейк, вброс, чьи-то интриги, не существующие теории заговоров, шутки, газетные утки? Всё намного сложнее и глубже, весь вопрос заключается в том, что время неумолимо, ресурсы земли не безграничны, а от 1.5 миллиарда родится не тысяча? Куда им легче всего «мигрировать»? А почему бы не просчитывать на столетия вперёд и не готовить это? Поймите, они «конфуцианцы», у них мышление несколько иное и приоритеты они расставляют вглубь веков. Не верите? Почитайте Конфуция. Приведу вам одну небольшую беседу с Конфуцием, в которой легко найти ответ: «Цзы – чжан спросил: «Можно ли наперёд знать, что будет в последующие десять поколений?» Философ сказал: «Династия Инь руководствовалась сяскими правилами, и что было в них убавлено или прибавлено, можно знать; династия Чжоу пользовалась иньскими правилами, прибавления и убавления в которых также можно знать. Если бы случилось так, что чжоускую династию сменила бы другая, то даже и на сто поколений вперёд можно было узнать, что будет». У них существуют целые исследовательские институты и направления в науке, изучающие соседние государства под микроскопом, они знают все наше потаённое и сокровенное, они находятся в непрерывном исследовании нас, как объекта и как субъекта, и открыто не вмешиваются лишь до поры и до времени. И всё что они делают в отношении нас, они делают, исходя из своих интересов. Как вам такой сосед, друг, вас не передёрнуло, а мне как-то жутковато, какой душок, не чувствуете? Наши великие пращуры понимали это!
                Но вернёмся к нашему славному батыру, я понимаю, что тот  видел сквозь призму лет и жертвовал всем, чтобы попытаться это предотвратить, хотя бы приостановить. Ведь у него была полная возможность, согласившись на условия Советского Союза, решить проблемы своего клана, своих соратников, обеспечить будущее детей, и в уважении и почёте дожить свою жизнь. Не задавались вопросом, почему иногда люди идут даже на самые страшные жертвы осознанно. Даже его пленение свидетельство его жертвенности на этом пути. По стечению обстоятельств он с дочерью Ак Арай на лошадях натыкаются на китайских солдат, пытаются уйти от преследования, он отстреливается из автомата. Конь под дочерью будет сражён пулей, батыр подхватит её и, отстреливаясь, уходит от погони. Но на озере Гез – Коль, на льду лошадь под весом двух человек сломает ногу, батыр, отстреливаясь до конца, будет всё же пленён. У них двоих не будет ни тени сомнения и страха за свою судьбу, они не ждали милости и благородства со стороны врага, они сражались, пока могли, и они погибнут во имя своего народа, который был для них выше всего, и это не красивые слова. Вот слова батыра: «Ради казаха я готов пойти на сделку с самим дьяволом». Он верующий человек не ждал милости не только от врагов, он не молил о милости Бога, он понимал, что это бессмысленно, тогда Бог отвернулся от казахов, как много раз и до этого. Потому что, чтобы говорить такие горькие слова, нужно пройти через то, что пережил и испытал герой, теряющий надежду, но продолжающий борьбу даже вопреки всему. А я когда пишу о горьких минутах казахской истории, всегда думаю, почему же Всевышний позволял это. Не потому ли, что мы забыли своего Бога – Тенгри, часто ловлю себя на этой мысли, может быть, ведь я сам, перешагнув возраст последнего Пророка человечества, всё ещё не могу обрести Бога в душе, всё что-то мешает мне до конца понять, осознать и прийти к Нему. Понимаю, что же чувствовал наш батыр Оспан, отдав на плаху борьбы за судьбу казахов братьев, детей, соратников, жён, разочарованный в Боге и всё же не сдавшийся. Эй, китайцы, откройте архивы, верните не только казахам, а всем людям память о Человеке, Батыре, Легенде и склоните головы в честь памяти о нём, если вам дороги идеалы, о которых вы вещаете с трибун всему миру!
                Скажите: чего же ты, кто же тебя услышит и чихать они хотели на стенания казахов. Важно другое, не зря говорят вода камень точит, пусть услышат сами казахи, прочитают и задумаются. Мысль зародится и будет возвращаться… Когда Оспан батыр сражался и умирал, он не мог даже подумать о том, что более 23 миллионов китайцев Тайваня будут его чтить как героя. Он даже не мечтал о том, что Казахстан станет независимым государством, и у казахов будет исторический шанс стать сильным и процветающим государством. Пока ещё только шанс, но станет ли этот шанс реальностью, зависит в первую очередь от нас самих. Мы более тридцати лет «спустили псу под хвост», сделав государство синонимом «назарбаевщины», но мы ещё не потеряли этот шанс. Оспан батыр боролся даже в самые страшные и отчаянные минуты, выполнял свой долг пред будущей Родиной и я, пытаясь хоть на малую толику быть похожим на своих героев, выполняю свой долг, просвещая людей и призывая задуматься. А.Ф. Амьель писатель, поэт, мыслитель сказал: «Тот, кто не имеет идеала, довольствуется тем, что есть», я не хочу быть подобным таким людям, я нахожу себе идеалы в лице героев моих рассказов, реальных героев, реального времени и хочу донести их образы до вас, уважаемые читатели. Мы не можем быть идеальными, но мы должны верить в идеалы. Если вдруг понадобится пойти ради них на Голгофу, как Оспан батыр, а такие среди нас есть, я верю. Я верю в казахов, вся история моего народа тому свидетельство, и мы вырвемся из того болота, в которое позволили себя затащить, и в том числе ради памяти таких, как Оспан батыр и другие мои герои.


Рецензии