Великая Страстная Пятница

В Великую Страстную Пятницу Церковью предлагается чтение 12 Евангелий

Утр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от пол.), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от пол.), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-4. Лк., XXIII, 39-4. Мф., XXVII, 45-5. Ин., XIX, 31-3. Мф., XXVII, 55-61 .

Еще чтения пророков.
Зах.XI, 10-1. Ис.L, 4-1. Ис.LII, 13-15.LIII, 1-12.LIV, . Иер.XI, 18-23, XII, 1-4, 9-11, 14-1. Исх.XXXIII, 11-2. Иов.XLII, 12-1. Ис.LII, 13-15.LIII, 1-12.LIV, 1

Великая Пятница как особый день богослужебного года появляется уже в середине II век. по факту этот день – древнейший праздник годичного круга в Церкви. В середине II века еще праздновали «Пасху крестную», то есть воспоминали страдания Христовы и сама Великая Пятница именовалась «Пасхой». Однако уже в III веке под влиянием Рима акцент смещается на празднование Воскресения Христова и потому Пасха перемещается на воскресение, а Великая Пятница становится исключительно днем воспоминания страданий Господних. К рубежу II–III вв. относятся свидетельства сщмч. Иринея Лионского и Тертуллиана о двухдневном предпасхальном пост. следовательно, в это время Великая Пятница уже становится днем строгого поста (полного воздержания от пищи).

Историческое содержание праздника, взятое с портала Азбука Веры.
Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

***

«Плач Богоматери, «Не рыдай Мене, Мати» — немая беседа души с Богом: закрытые, мёртвые очи Спасителя и широко раскрытые зеницы Матери. В глубине скорби слышен ответ, в бездне мрака загорается свет: «Восстану бо и прославлюся». Это прозвучало раньше в сердце, как победа веры, как познанная духовно самоочевидность, вопреки очевидности чувств»

...

«Путь Церкви есть путь скорбей, гонений, нужды, — царство не от мира сего — но это есть единственный путь к победе веры, к спасению от отчаяния и уныния, это есть путь Матери Божьей. И гроб Христов для нас становится ещё по-новому и по человечеству нашему священным: он таков, ибо в нём источник жизни, не только совершившегося спасения, но и непрестанно, в борении совершающегося подвига веры, чрез умирание к воскресению. Зерно пшеничное, если не умрёт, не даст плода.

Не рыдай Мене, Мати!»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Слова. Поучения. Беседы.»
Глава: «Плач Богоматери, 1929 год»
Автор: Протоиерей Сергий Булгаков

***

«Пророчество, которое мы сейчас слышали (Иез.37:1–14), – образ всего видимого. Вся земля лежит перед нами, и вся она покрыта костьми мертвым. из поколения в поколение легли эти кости в землю, из поколения в поколение как будто торжествует смерть.
И вот еще одно погребальное шествие совершено, и в эту землю легло бессмертное, нетленное, пречистое Тело Иисусово. И земля дрогнула, и все изменилось, до самых недр ее. Как зерно пшеничное, легло Тело Иисусово в эту землю, и, как огонь Божественный, сошла Его пречистая душа в глубины ада, и сотрясся ад. И теперь, когда мы предстоим перед Гробом, в глубинах той тайны отвержения, которую мы называем адом, совершилось последнее чудо: ад опустел, ада нет, потому что в самые его глубины вошел Господь, соединяя с Собой все»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Проповеди»
Глава: «Триодь постная (часть III). Служба Погребения в Страстную Пятницу»
Автор: митрополит Сурожский Антоний (Блум)

***

«И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят...»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Проповеди»
Глава: «Триодь постная (часть III). Служба “Двенадцати Евангелий” Страстного Четверга»
Автор: митрополит Сурожский Антоний (Блум)

***

Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе.
Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых.

_____________________
Фрагмент из книги:
«Проповеди»
Глава: «Триодь постная (часть III). На полпути Великого поста. Вынос Плащаницы. Страстная Пятница – 8 апреля 1966»
Автор: митрополит Сурожский Антоний (Блум)


МОЛИТВЫ В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ
Тропарь, глас 4
Искупил ны еси от клятвы законныя/ Честною Твоею Кровию,/ на кресте пригвоздився, и копием прободся,/ безсмертие источил еси человеком,// Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 8
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим:/ Того бо виде Мария на Древе и глаголаше:// аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

Ексапостиларий
Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом Крестным просвети и спаси мя.

1-го часа
Тропарь, глас 1
Распеншуся Тебе, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия: ниже бо Ангел, ниже человек, но Сам, Господи, спасл еси нас, слава Тебе.

3-го часа
Тропарь, глас 6
Господи, осудиша Тя иудее на смерть, Жизнь всех, иже Чермное море жезлом прошедшии, на Кресте Тя пригвоздиша: и иже от камене мед ссавшии, желчь Тебе принесоша. Но волею претерпел еси, да нас свободиши от работы вражия, Христе Боже, слава Тебе.

6-го часа
Тропарь, глас 2
Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе.

9-го часа
Тропарь, глас 8
Видя разбойник Начальника жизни на Кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася. Но вся терпяй, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Стихира, певаемая во время целования Плащаницы
Стихира, глас 5
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость Воскресения Твоего плач преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе, покланяемся страстем Твоим, Христе, покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению.


Рецензии