Важнейший аят из Корана и толкования к нему

Коран:

«И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где их найдете...» (Коран 9:5)

Толкования:

Ас Сади:

«Аллах запретил сражаться с многобожниками, которые заключили с мусульманами мирные договора, в четыре запретных месяца. В течение этих месяцев им позволено беспрепятственно перемещаться по земле, но по истечении этого срока они лишаются неприкосновенности, и мусульмане имеют право сражаться с ними в любом месте и в любое время, а также брать их в плен. Более того, мусульмане должны осаждать их и не позволять им привольно чувствовать себя на земле, которую Аллах сделал местом для поклонения Ему. Многобожники не достойны жить на ней и не имеют права даже на пядь этой земли…»

Ибн Кассир:

«Когда же завершатся запретные месяцы – т.е. когда кончатся эти четыре месяца, в которые Мы запретили вам убивать их, то где бы вы не находили их, вы можете убивать их.»; «Слова Аллаха: «Хватайте их» – т.е. казните кого-то из них и берите их плен.»; «Осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» – т.е. не ограничивайтесь тем, что просто находите их. Осаждайте их логова и крепости, устраивайте засады на их путях и дорогах, чтобы сделать их жизнь невыносимой. Вынудите их сделать выбор: или смерть или Ислам»

Коментарии Мухаммада Абу Захры к словам Ибн Теймии :

«379 — В вопросе взаимоотношений мусульман с другими: война или мир, третий пункт — допустимость постоянного мирного соглашения или недопустимость этого. Эти три вопроса рассматривает Ибн Таймия, и основа их заключается в размышлении над первым вопросом.

390 — Что касается первого вопроса — сражение происходит из-за неверия или из-за агрессии — Ибн Таймия утверждает, что по этому вопросу существуют два мнения:
Первое — мнение большинства (джумхура) — таких как Малик, Ахмад ибн Ханбаль, Абу Ханифа и другие. Оно заключается в том, что сражение ведётся из-за агрессии. Согласно этому мнению, не допускается сражение, кроме как при агрессии, то есть сражение — это защита (оборона), даже если оно выглядит как наступление. Убиваются только те, кто сражается, или те, чьё мнение может быть полезным в бою, например, благодаря их опыту. Не убиваются женщины, монахи, люди с инвалидностью, старики, которые не сражаются, не имеют полезного опыта и не подстрекают. В целом, не убивается тот, кто не сражается, не подстрекает и не приносит пользы в бою ни с какой стороны.

Второе мнение: причиной дозволенности сражения с неверными является их неверие, а не агрессия. Это мнение аш-Шафии. Согласно ему, убивается каждый совершеннолетний разумный представитель неверующих, будь он способным к сражению или нет, будь он участвующим в бою или нет.

Ибн Таймия считает, что правильным является мнение большинства, и приводит в его поддержку тексты Корана и пророческое руководство в вопросе сражения. Да будет доволен им Аллах, он говорит: «Мнение большинства — это то, на что указывает Книга (Коран), Сунна и здравое рассмотрение».»

;См. "Ибн Таймия: его жизнь и эпоха, его взгляды и юриспруденция" стр.379

слова Всевышнего «Спрашивают они тебя о запретном месяце…» (2:217) – аят, отменённый Его словами «…и сражайтесь все с многобожниками…» и далее до конца аята (9:36) (список отменённых аятов по мнению Джалял ад-Дина ас-Суйути)


Рецензии