Рукопись 10
РУКОПИСЬ 10
Сегодня 18 апреля, а на газоне уже одуванчики желтеют и скоро плодоносит начнут - пухом работать. Не диво ли в такой сезон? Ещё соловьи с юга не вернулись, чтобы начать свои вечерние трели, а палисадники многоэтажек в Казани пестрят яркими красками распустившихся цветков нарциссов, тюльпанов, фиалок, мускарей, крокусов... Листовые почки на листопадных деревьях и кустарниках только пошли в рост и зелёными мочками усеяли ветки и стволики, а малиновые серёжки тополей - соцветия с пыльцевыми (от слова пыльца) незатейливыми миниатюрными цветками осыпались, выполнив воё предназначение, покрыли асфальт, землю, молодую поросль злаков - газонную травку. Ещё нет весенней роскоши нежно зелёных оттенков и ароматной свежести в городском ландшафте, а температура воздуха сегодня +22 градуса по Цельсию. Живая природа запаздывает за космическими переменами погоды. Так бывает и это нормально. Не может же растение угнаться за космосом? Не для этого оно появилось на свет, а для того, чтобы служить источником энергии для развития всего живого и поддержания жизнеспособности всего живого. Каким образом? Ответ на этот вопрос - отдельная тема для литературного произведения и весьма обширная. Мне сейчас совсем не до неё! Я закончила работу над очередной рукописью и она, рукопись, получилась длинной как никогда. но не за счёт пустословия, ведь я пустословием не занимаюсь. Просто мне от него скучно и тоскливо делается. Время и энергия уходят в пустоту без возвратно. Там, в рукописи, четыре рисунка получилось. Я один представила как иллюстрацию к этому моему рассказу.
ЛИТЕРАТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
LITERARY AND EDUCATIONAL ACTIVITIES ARE THE BASIS OF PATRIOTIC IDEOLOGY
Аннотация. Учёный из Казанской ботанической научной школы, член Русского ботанического общества, писатель-просветитель с подтверждённым статусом медалями и дипломом от Президиума Российского союза писателей, представляет результаты опыта проведения литературно-просветительной деятельности, начатой с осени 2020 года.
Annotation. A scientist from the Kazan Botanical Scientific School, a member of the Russian Botanical Society, a writer and educator with a confirmed status of medals and a diploma from the Presidium of the Russian Union of Writers, presents the results of the experience of conducting literary and educational activities that began in the fall of 2020.
Ключевые слова: литература, просвещение, патриотическое воспитание, Казанский университет, связь поколений, ботаника, проблемы вуза
Keywords: literature, education, patriotic education, Kazan University, connection between generations, botany, problems of the university
Разобщённость сотрудников в пределах кафедр, факультетов и институтов, а также изолированность руководства, например, в Казанском (Приволжском) федеральном университете К(П)ФУ – это не тот алгоритм взаимодействия между людьми, который смог бы в должной мере поспособствовать патриотическому воспитанию молодого поколения в лице студентов вуза.
В силу своих трудовых обязанностей на кафедре ботаники и физиологии растений в К(П)ФУ я не имею прямого отношения ни к преподаванию учебных дисциплин, ни к воспитательному процессу студенческих групп. Между тем, имею богатейший опыт: 1) проведения научно-исследовательской деятельности [25]; 2) публикаций научных произведений разного формата (тезисы, статьи в научных журналах и сборниках, статьи и разделы научных книг, монографии) на русском и английском языках [26]; 3) редактирования и составления научно-популярных сборников [1–3]; 4) редактирования статей на английском языке для Американского биологического журнала [29]; 5) обобщения информации, добытой в ходе проведения научного исследования, достаточной для разработок инновационных методологических подходов в области ботаники, популяционной экологии растений, представления наследия учёных и их биографий в связи с историческими реконструкциями [7–12, 27, 31]; 6) оформления книг-альбомов в качестве дизайнера, редактора и корректора и издания их в формате книги "Печать на заказ" (рис.1) [22, 28, 29]; 7) издания литературных произведений в альманахах от Российского союза писателей (табл. 1); 8) пропаганды нового историко-документального и научно-достоверного знания через электронные литературные порталы и научные электронные библиотеки открытого доступа (рис. 2) [5, 6, 13–21, 23–26].
Имею несколько профессиональных дипломов: 1) Мастер цветовод-декоратор;
2) Биолог ботаник; 2) Кандидат биологических наук по специальностям экология и ботаника. Член Русского ботанического общества.
В качестве автора Светлана Федорова-Роблес на открытых Российских литературных порталах "Проза.ру" [5] и "Стихи.ру" [6] представляю литературные произведения различных жанров на соискание литературных премий. По итогам национальной литературной премии "Писатель года" за 2024 год и по решению Президиума Российского союза писателей за вклад в развитие русской литературы была награждена правом ношения медали "Александр Блок 145 лет" и Дипломом номинанта национальной литературной премии "Писатель года" за 2024 год (рис. 3). Была номинирована на соискание литературной премии имени Сергея Есенина "Русь моя" за 2025 год и на соискание литературной премии "Наследие" за 2025 год с правом издания произведений в альманахах для членов жюри – авторитетных деятелей русской культуры в России и за рубежом. Произведения для издания отобраны. После выхода альманахов из печати на моё имя будут оформлены: 1) Диплом литературной премии имени Сергея Есенина "Русь моя", подписанный Президентом Российского союза писателей; 2) Диплом литературной премии "Наследие", подписанный Директором Канцелярии Российского Императорского Дома.
Сочиняю художественные произведения на разнообразные темы в жанре реализм, касающиеся: 1) особенностей образовательной системы Российской империи, СССР и РФ; 2) особенностей формирования нового научного и историко-документального знания; 3) нюансов жизни и деятельности выдающихся учёных из Казанского университета, их предков, их потомков, их последователей, их единомышленников в связи с историческими реалиями и современными обстоятельствами; 4) процесса творческой работы над рукописями для научных, научно-популярных и художественных изданий; 5) объяснения нюансов, изданных в разные исторические периоды научных, просветительских и литературных текстов и их ценности для развития современной науки и общества; 6) жизни и деятельности героев нашего времени и давно ушедших дней; 7) жизненных сюжетов современных людей из разных социальных групп и стран; 8) чрезвычайно значимых, но забытых и недооценённых событий и дат Отеческой истории; 9) достоверного знания об объектах природы России и зарубежья [5, 6].
Перевожу в современную орфографию русского языка произведения из книг и журналов XIX века актуальные во многих отношениях в настоящий исторический период [1, 5].
Таблица 1. Библиографический список художественных произведений, изданных в альманахах Российского союза писателей (РСП) под псевдонимом автора Светлана Федорова-Роблес тиражом 370–450 экземпляров, зарегистрированных в Книжной палате РФ
________________________________________
1. Федорова-Роблес С. Первомай // Каталог современной литературы 2024: Московская международная книжная ярмарка. Москва: РСП, 2024. Книга вторая. С. 208–209.
2. Федорова-Роблес С. Письма из Карелии // Каталог современной литературы 2024: Московская международная книжная ярмарка. Москва: РСП, 2024. Книга вторая. С. 210–213.
3. Федорова-Роблес С. Сорока и "Бременские музыканты" // Фантастика и приключения 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 267–269.
4. Федорова-Роблес С. Из ботанических экспедиций // Фантастика и приключения 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 269–276.
5. Федорова-Роблес С. Диспансеризация // Юмор 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 261–264.
6. Федорова-Роблес С. Русские котята // Юмор 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 264–270.
7. Федорова-Роблес С. Новые встречи – новые планы. Часть 1 // Реальные истории 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 39–46.
8. Федорова-Роблес С. Яичница с поджаристой корочкой. Почему? // Реальные истории 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 46–47.
9. Федорова-Роблес С. Кошачьи фамилии // Детская литература 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга четвёртая. С. 207–210.
10. Федорова-Роблес С. Котёнок Поля опозорилась // Детская литература 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга четвёртая. С. 210–212.
11. Федорова-Роблес С. Как называется растение? // Детская литература 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга четвёртая. С. 212–216.
12. Федорова-Роблес С. Жук // Детская литература 2024 (Национальные литературные премии "Поэт года" и "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга четвёртая. С. 215–216.
13. Федорова-Роблес С. Потолок // Дебют 20024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 70–71.
14. Федорова-Роблес С. Все кошки спешат на Рождество! // Дебют 20024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 71–73.
15. Федорова-Роблес С. Люди или?.. // Дебют 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 73–74.
16. Федорова-Роблес С. Про письма // Дебют 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 74–75.
17. Федорова-Роблес С. Завтрак готов! // Дебют 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 76–77.
18. Федорова-Роблес С. Впечатления из юности: "А ну-ка, девушки!" // (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга вторая. С. 77–80.
19. Федорова-Роблес С. Ничего не успеваю // Писатель года 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга восьмая. С. 241–246.
20. Федорова-Роблес С. Впечатления из детства. Про волка // Писатель года 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга восьмая. С. 247–250.
21. Федорова-Роблес С. Преподаватель вуза обязан быть автором учебных пособий. Зачем? // Писатель года 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга восьмая. С. 250–252.
22. Федорова-Роблес С. Учебный текст не воспринимается. Почему? // Писатель года 2024 (Национальная литературная премия "Писатель года"). Москва: РСП, 2025. Книга восьмая. С. 252–254.
__________________________________________
;
Рисунок 1. Книги-альбомы из цикла "Книжная серия для просвещения: от учёного к обществу" [22, 27, 28]. Для иллюстраций в книгах-альбомах использованы только авторские иллюстрации, фото, дизайн-макеты. Книги в формате "Печать на заказ" могут быть изданы в любое время в любом количестве в разном качестве печати. Предлагаются на сайте "Авито"
Рисунок 2. Персоналия профессор ботаники Евгений Леонидович Любарский. Элементы электронной коллекции "Наследие ботаников в Казанском университете" на открытом портале электронной библиотеки в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета
Рисунок 3. Национальные литературные премии "Писатель года" и "Поэт года" за 2024 год: слева для автора Светлана Федорова-Роблес, справа для автора Дина Сукачева-Федорова. Дипломы и альманахи для членов жюри на соискание данной литературной премии с произведениями данных авторов (20 наименований слева и 56 наименований справа). Съёмка: Казань, 11 апреля 2025 г. Автор съёмки: Светлана Федорова
Рисунок 4. Выставка творческих работ сотрудников и ветеранов Казанского университета "Наш университет" в интерьерах музея Н. И. Лобачевского. Слева – экспонаты от Светланы Владиславовны Фёдоровой. Справа – репортаж о мероприятии по поводу открытия экспозиции. Светлана Федорова-Роблес читает, написанное ею стихотворение "Кактус эпифит – эпифиллюм" [5, 6]. Съёмка: Казань, К(П)ФУ, 10 декабря 2024 г.
______________________-
Открываю новых авторов – моих современников, рассказывая о них, представляя их произведения [1, 3, 5, 6]. Разбираю домашний архив и формирую фонд произведений поэта Дины Сукачевой-Федоровой – моей мамы [4]. Благодаря такой активной деятельности с моей стороны по пропаганде её творчества за последний год в альманахах Российского союза писателей были изданы 71 наименование с её произведениями (рис. 3). В соавторстве с ней под нашими настоящими фамилиями самиздатом в формате книги "Печать на заказ" изданы книги-альбомы для детей и их родителей в сериях "Окно в природу" и "Два года в средней полосе России" (рис. 1) [28, 29]. Президиумом Российского союза писателей за вклад в развитие русской литературы она была награждена: 1) Свидетельствами о праве ношения медалей "Сергей Есенин 125 лет", "Александр Блок 145 лет", "Георгиевская лента – 80 лет Великой Победы"; 2) Дипломом номинанта национальной литературной премии "Поэт года" за 2024 год; 3) Дипломом номинанта литературной премии имени Сергея Есенина "Русь моя" за 2024 год. В настоящее время она номинирована на: 1) литературный конкурс "Георгиевская лента" за 2021–2025 годы (произведения в альманахах для членов жюри премии свёрстаны и готовы к изданию); 2) соискание литературной премии "Наследие" за 2025 год (произведения для издания в альманахах для членов жюри премии отобраны).
Общалась и общаюсь с ветеранами университета и выпускниками биолого-почвенного факультета Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина (КГУ). На основе бесед сочиняю повести и рассказы о студентах и преподавателях разных лет. Перечитывала мемуары о ботанической экспедиции 1951 года в Приморский край моего коллеги – основоположника Казанской геоботанической научной школы профессора Евгения Леонидовича Любарского [3] и сочинила на этой основе документально-художественную повесть. Один из фрагментов повести издан вместе с моими личным впечатлениями о Международной комплексной Монголо-Китайской экспедиции по степным ландшафтам Центральной Монголии, подверженным пастбищной дигрессии различной степени, летом 2016 года под наименованием "Из ботанических экспедиций" в литературном альманахе "Фантастика и приключения 2024" (табл. 1, п. 4). На основе студенческих писем, написанных мной домой в последнее лето СССР в 1991 году с летней полевой практики по ботанике и зоологии на Беломорской биологической станции КГУ, написано произведение под наименованием "Письма из Карелии", изданное в альманахе "Каталог современной литературы 2024" (табл. 1, п. 2).
Проводила наблюдения за животными. Делала рисунки и фотографировала их. На этой основе сочинила многочисленные рассказы для детей и взрослых, оформила и издала самиздатом в формате книги "Печать на заказ" книги-альбомы: "Окно в природу: певчие птицы", "Два года в средней полосе России" (рис. 1) [28, 29]. И таким образом положила начало новых книжных серий из цикла "Книжная серия для просвещения: от учёного к обществу".
Сформировала зимний сад в интерьерах Казанской женской гимназии № 12, ухаживала за посадками растений в течение шести лет, приобрела бесценный опыт в области интерьерного фитодизайна, новые знания о нюансах выращивания растений и сформировала уникальный фонд флористических фотоизображений. На этой основе оформила и издала первую книгу-альбом из серии "Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия)" (рис. 1, 4) [22].
Работала и работаю с домашними архивами выдающихся ботаников из Казанского университета: 1) профессора Евгения Леонидовича Любарского – благодаря нашему регулярному общению в последний год его жизни; 2) профессора Михаила Васильевича Маркова – благодаря отзывчивости его внука, тоже профессора ботаники Михаила Витальевича Маркова (г. Москва). Разыскиваю выпускников Казанской геоботанической школы профессора М. В. Маркова и их учеников. Благодаря отзывчивости профессора ботаники Татьяны Александровны Терехиной (г. Барнаул), доцента Марины Анатольевны Борисовой (г. Ярославль) и моих коллег по К(П)ФУ смогла существенно восполнить пробел в наследии ботаников из Казанского университета.
Провожу историческую реконструкцию обстоятельств жизни и деятельности выдающихся учёных, связанных с Императорским Казанским и Казанским государственным университетом – моего родного вуза в разные исторические периоды. Открываю исторические нюансы мест, зданий, событий, связанных с биографиями моих персоналий на основе изучения старинных документов и достоверных литературных источников. Способствую пропаганде научных и других трудов выдающихся ботаников Казанского университета и их предков через формирование экспонатов электронной коллекции "Наследие ботаников в Казанском университете" на открытом портале электронной библиотеки в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ. Среди экспонатов электронные копии изданных произведений, рукописей, памятных предметов, фотокарточек и пр. (рис. 2). В качестве приложения к коллекции издала самиздатом электронные книги сборники и монографию из серии "Наследие ботаников в Казанском университете" [1–3]. Рассказываю научной общественности на международных мероприятиях и всем интересующимся читателям через научные и художественные тексты о том, как я это сделала [5, 14–16]. Провожу активную работу над макетами книг-альбомов и постеров – элементов просветительского научно-литературного комплекса "По страницам истории с ботаниками из Казанского университета".
В интерьерах музея Н. И. Лобачевского к 220-летию со дня основания Казанского университета и к 45-летию со дня основания Музея истории Казанского университета в декабре 2024 года была подготовлена Дирекцией музеев К(П)ФУ и Советом ветеранов К(П)ФУ выставка творческих работ сотрудников и ветеранов вуза на тему "Наш университет". В экспозиции в течение месяца были представлены книги-альбомы из серии "Окно в природу" [22, 28] с возможностью их читать и рассматривать постранично на столике для книги отзывов. Внутри застеклённых витрин были размещены эти же книги, альманахи РСП, Свидетельство о награждение правом ношения медали "Сергей Есенин 125 лет" и декоративные предметы: кружки и магнитики из серии "Певчие птицы России", сделанные в печатной технике на основе коллажей из рисунков и фото за моим авторством (рис. 4).
Неоднократно я предпринимала попытки достучаться до руководителей разного ранга, ответственных за формирование патриотической идеологии, образование и воспитание молодёжи РФ от школы до вуза по поводу того, чтобы они заметили мои труды и поспособствовали бы их пропаганде. Это не дало результат. Всё вышеперечисленное по факту – основа для патриотической идеологии никак не касается студенчества К(П)ФУ. Информация обо всём вышеперечисленном игнорируется преподавателями. Библиотека гимназии № 12 города Казани, в которой я работаю по совместительству садовником, не может принять книги-альбомы без их особой рекомендации из Министерства просвещения РФ.
Образование – политическое дело. Кто же обязан своей политической волей и юридически уполномочен выдавать пропуска конкретному учёному писателю-просветителю в молодёжную среду? Сколько времени потребуется для получения положительного решения со стороны правительственных органов по поводу признания ценности моих трудов и включения книг за моим авторством в реестр рекомендуемых для целей образования детей школьного возраста? Вопрос открыт. А между тем, бесконечное количество блогеров разных мастей и сортов, включая тунеядцев, сектантов, вербовщиков и мошенников беспрепятственно без участия библиотек и других культурных достижений, без выжидания официального одобрения от правительственных органов манипулируют молодёжными массами, формируя деструктивный зомбированный тип сознания. Почему так? Вопрос открыт.
Что делать? Прочитать статью, задуматься и начать действовать на Благо развития Отечества – вкладывать отборные литературно-просветительские материалы в особый фонд, налаживать систему пропаганды этих материалов в молодёжной среде посредством образовательной системы.
Меня, как автора литературно-просветительских произведений прозаических и стихотворных, прошитых нитями судьбы и нитями познания, наполненных психологизмом, – представляемых на открытых Российских литературных порталах "Проза.ру" с сентября 2023 года и "Стихи.ру" с октября 2024 года, утешает то, что количество читателей растёт и днём и ночью ежесуточно. Сейчас это около 24000. Кто-то может заставить взрослого человека читать в таком ритме? Кто-то может заставить литературные сообщества собираться для чтения, анализа и обсуждения литературных произведений в таком ритме? То, что это происходит – факт, подтверждаемый статистикой просмотров на страницах автора Светлана Федорова-Роблес. То, что там представляются авторские, а не заимствованные произведения подтверждают Свидетельства об авторском праве, оформляемые автоматически вместе с опубликованием конкретного произведения. Крайне редко в науке и литературе встречаются авторы, чьи мировоззрение, миропонимание и мировосприятие отличаются от того, что модно и широко распространено в общественной жизни. Только автор, обладающий такой особенностью, может завоевать неиссякаемый интерес к его произведениям со стороны случайных читателей образованных и интеллектуально развитых – людей разных профессий и конкурентов по перу.
Хотелось бы верить, что более чем 600 наименований литературных произведений, написанных мной и опубликованных на открытых Российских литературных порталах, уйдут в народ. Тематические каталоги помогут любознательному читателю ориентироваться в литературном фонде, формируемом мной практически в ежедневном режиме. Российское общество вошло в период быстрых перемен и промедление опасно! Если мы, патриотически настроенные учёные писатели-просветители из разных областей знания, не будем заниматься переформатированием мышления молодёжи в благоприятное русло, не жалея на это времени и энергии, тогда найдутся те, кто сделает это в неблагоприятное русло. На фронтовых рубежах СВО Российские воины борются годами с теми, кто является жертвой мракобесия, с детства воспитываемыми без участия патриотически настроенных учёных писателей-просветителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 1. По страницам истории с доктором Любарским / ред. С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 90 с.
2. Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 2. Евгений Леонидович Любарский: биографо-библиографический комплекс / ред. С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 128 с.
3. Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 3. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии / ред. С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 202 с.
4. Страница автора Дина Сукачева Федорова на Российском открытом литературно портале "Стихи.ру" [Электронный ресурс]. Москва. Российский союз писателей. URL https://stihi.ru/avtor/dynafedorova (Дата обращения 15.04.2025).
5. Страница автора Светлана Федорова-Роблес на Российском открытом литературно портале "Проза.ру" [Электронный ресурс]. Москва. Российский союз писателей. URL:http://proza.ru/avtor/svfedorova (Дата обращения: 15.04.2025).
6. Страница автора Светлана Федорова-Роблес на Российском открытом литературно портале "Стихи.ру" [Электронный ресурс]. Москва. Российский союз писателей. URL: https://stihi.ru/avtor/svtlanafedorova (Дата обращения: 15.04.2025).
7. Федорова С. В. Методологические основы популяционного исследования травянистых растений в лесных фитоценозах // Ботанические исследования в Сибири / Красноярское отделение Русского ботанического общества РАН; Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН обособленное подразделение ФИЦ КНЦ СО РАН. Красноярск. 2018. Вып. 26. C. 98–111. ISBN 978-5-94876-104-6.
8. Федорова С. В. Методология популяционного исследования растений для диагностики состояния элементов растительности // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2018 Т. 27, № 4 (1). С. 50–59.
9. Федорова С. В. Методологические подходы к исследованию элементов фитоценоза // Флора и растительность в меняющемся мире: проблемы изучения, сохранения и рационального использования. Материалы Международной научной конференции (Минск-Домжерицы, 24–27 сентября 2019 г.). Минск: Колорград, 2019. С.163–169.
10. Федорова С. В. 6 инновационных концепций на пути познания разнообразия растительного мира // Информационные технологии в исследовании биоразнообразия: материалы III Национальной научной конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения академика РАН П. Л. Горчаковского (Екатеринбург, 5–10 октября 2020 г.). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. С. 508–511.
11. Федорова С. В. Методология представления интеллектуального наследия выдающихся геоботаников в Казанском университете // Проблемы ботаники Южной Сибири и Монголии. 2021. Т. 20. № 1. С. 452–460. DOI: 10.14258/pbssm.2021090.
12. Федорова С. В. Методология формирования зимнего сада в интерьере гимназии // Роль ботанических садов в сохранении и обогащении природной и культурной флоры: материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой 20-летию Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (Якутск, 12–16 июля 2021 г.). Якутск: СВФУ, 2021. С. 191–196.
13. Федорова С. В. Основатели рационализации природопользования – Казанские ботаники ХХ–XI веков // Природопользование: от истории к современности. Куражковские чтения: материалы I Международной научно-практической конференции (Астрахань, 19–21 мая 2022 г.) / сост. А. Н. Бармин. Астрахань: АГУ, 2022. С. 128–134.
14. Федорова С. В. Наследие ботаников в Казанском университете: электронная коллекция с приложением // Ботанические коллекции Беларуси: сохранность, использование и перспективы развития гербариев: материалы II Международной научно-практической конференции (Минск, 20–23 сентября 2022 г.). Минск: ИВЦ Минфина, 2022. С. 218–222.
15. Федорова С. В. Перспектива использования электронной библиотеки для решения проблем популяционной экологии // Современные проблемы естественных наук и фармации: сборник статей Всероссийской научной конференции (Йошкар-Ола, 16–20 мая 2022 г.). Йошкар-Ола: МарГУ, 2022. Вып. 11. С. 251–254.
16. Федорова С. В. Книжная серия "Наследие ботаников в Казанском университете" – основа патриотического воспитания // Систематические и флористические исследования Северной Евразии: материалы III Всероссийской конференции с международным участием. К 95-летию со дня рождения профессора А. Г. Еленевского (Москва, 19–21 октября 2023 г.). Москва: МПГУ, 2023. С. 372–377.
17. Федорова С. В. Книжные серии для просвещения: от учёного к обществу // Экологическое краеведение: материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Ишим, 16 апреля 2024 г.). Ишим: ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2024. С. 140–144.
18. Федорова С. В. Популяционная экология растений: от ученого к обществу // Проблемы популяционной биологии: материалы XIII Всероссийского популяционного семинара с международным участием памяти Н. В. Глотова (к 85-летию со дня рождения). (Нижний Тагил, 9–11 апреля 2024 г.). Уфа: "Аэтерна", 2024. Ч. II. С. 201–205.
19. Федорова С. В. Учёные биологи из Казанского Федерального университета – авторы научно-популярных произведений и книг // Сборник материалов Республиканского экологического форума педагогических работников Республики Татарстан "От экологического образования – к экологической культуре" (Казань, 20 апреля 2024 г. Казань: К(П)ФУ, "Фолиант", 2024. С. 178–181.
20. Федорова С. В. По страницам истории с ботаниками из Казанского университета // Куражсковские чтения: материалы III Международной научно-практической конференции (Астрахань, 16–17 мая 2024 г.). Астрахань: АГУ, 2024. С. 237–243.
21. Федорова С. В. Учёный ботаник-эколог – автор литературных произведений о природе и первооткрывателях природы // Материалы IV Международной научной конференции "Актуальные вопросы охраны биоразнообразия", посвященной 60-летию Башкирского отделения Русского ботанического общества, 100-летию со дня рождения профессора Е. В. Кучерова (Уфа, 2–4 октября 2024 г.). Уфа: РИЦ УУНиТ, 2024. С. 407–412.
22. Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 72 с.
23. Федорова С. В. По пути просвещения // Экологическая морфология растений: материалы XI Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой памяти И. Г. и Т. И. Серебряковых (Москва, 24–26 октября 2024 г.). Москва: МПГУ, 2024. С. 466–470.
24. Федорова С. В. Литературные произведения о ботаниках из Казанского университета на книжных страницах // Экологическое краеведение: материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Ишим, 25 февраля 2025 г.). Ишим: ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2025. С. 225–229.
25. Федорова Светлана Владиславовна. Общие сведения. Персональная страница сотрудника К(П)ФУ. [Электронный ресурс]. Казань, Казанский федеральный университет. URL: https://kpfu.ru/Svetlana.Fjodorova (Дата обращения: 15.04.2025).
26. Федорова Светлана Владиславовна – профиль. ИСТИНА [Электронный ресурс]. Москва. МГУ. URL: https://istina.msu.ru/workers/115377865/all/ (Дата обращения: 15.04.2025).
27. Федорова С. В., Габдылвалиева С. И. Алгоритм проведения сравнительного популяционного анализа на примере Acer platanoides L. (Aceraceae) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2020. Т. 29. № 4. С. 43–50 DOI 10.24411/2073-1035-2020-10355.
28. Федорова С. В., Федорова Д. А. Окно в природу: певчие птицы. Москва: "Netprint", 2023. 44 с.
29. Федорова С. В., Федорова Д. А. Два года в средней полосе России. Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 38 с.
30. Fedorova S. Introduction to the special issue innovative methodological approaches in botany and plant population ecology [Электронный ресурс] // American Journal of BioScience. 2020, Vol. 8, N. 3. URL https://repository.kpfu.ru/?p_id=240140 (Дата обращения 15.04.2025).
31. Svetlana Vladislavovna Fedorova. Methodological Approaches in Population Botany and Plant Ecology. American Journal of BioScience. Special Issue: Innovative Methodological Approaches in Botany and Plant Population Ecology. 2020. Vol. 8, N. 3, Pp. 73–90. DOI: 10.11648/j.ajbio.20200803.14.
Светлана Федорова, Казань, 18 апреля 2025 г.
Свидетельство о публикации №225041801521