Позолоти ручку!

Помню, в детстве нас цыганами пугали. Летом это шумное пёстрое племя останавливалось напротив нашей деревни, в заливных лугах, как водится, табором.

В восьмидесятых у нас ещё держали лошадей и ходили с ними в ночное, переправляя через строптивую Оку на пароме, как раз в те самые луга.

Мы, мальчишки - мелкие школьники, проводящие каникулы на даче, так и смотрели в ту сторону. Было ужасно интересно, как живут цыгане. Пару раз даже переплывали Оку, сопротивляясь бурному течению.

Однако цыгане были очень недовольны такому бесцеремонному вторжению мокрых пацанов и велели нам убираться. Мы даже не успели увидеть ничего, кроме крутого мотоцикла да громко лающего лохматого пса. Тоже ругался.

Мы и поплыли обратно. Стремительным течением нас снесло так далеко, что потом долго пришлось шлёпать по берегу вдоль реки.

Иногда цыгане сами переплывали на нашу сторону на надувных лодках. Смуглые женщины в цветастых шалях и длинных, метущих землю, юбках ходили по дворам, энергично стуча в калитки.

Тогда ещё не было таких заборов, как теперь: невысокий штакетничек, всё на виду. Цыганки просили позолотить ручку взамен на гадания. Некоторые на это клевали. В любое время найдутся простаки, а на них и мошенники.

Помню, однажды к нам подошла такая цыганка, с тремя неухоженными ребятишками, и со страдальческим видом попросила "что-нибудь для детей". Моя сердобольная бабушка распахнула калитку, повернулась и пошла в дом. Цыгане чуть было всем коллективом не завалились в нашу усадьбу. Но я, хоть и был невелик, интуитивно догадался, что лучше калитку прикрыть.

Бабушка вернулась с какими-то моими вещичками, одеялком и банками с вареньем. Цыганка недовольно поцокала языком, взяла вещи и словно испарилась. Дети, смеясь, побежали за ней и тоже вмиг исчезли.

На другой день мы увидели вещички, одеялко и пустые банки в ближайшем овраге. Стало понятно, что ничего и не было нужно, а таким образом цыганка хотела проникнуть внутрь, желательно, в дом, и посмотреть, что там "плохо" лежит.

Со временем визиты этих гостей прекратились, и теперь у нас в деревне нет уже ни коров, ни лошадей, ни цыган в заливных лугах.


Рецензии
Патриотизм, на мой взгляд - это прежде всего отношение, // Отношение к соседним жителям как к тем, // В домах которых ничего плохо не лежит, // Особенно для того, кто без спроса в чужой дом вбежит, // А постановка своей индивидуальности выше индивидуальностей соседей, других, // Это - не патриотизм, а неприятный в сознании сдвиг, // Жаль, конечно, исчезнувших коров и лошадей, // Но, если говорить без затей, // И тогда, когда они были в изобилии, // Не все на чужих коров и лошадей только смотреть любили, // А патриотизм - это прежде всего добрососедство, // А когда коренным жителям в душу плюют - это средневекового насилия наследство. Спасибо вам, Фёдор, за постановку Вами вопроса, // Что это нехорошо, - брать чужое без спроса,// Особенно тогда, когда якобы чужой ничего плохого не сделал, // А даже кормил, довольно часто, берущего без спроса обедом...

Светлан Туголобов   21.04.2025 15:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис!
Да у них это был такой спорт: украсть, хоть и не нужно.

С уважением,

Федя Заокский   21.04.2025 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.