Эпизод 23. Дозаправка в воздухе

 Крыльевая дозаправка Ту-16 считалась наиболее сложным элементом в производстве полётов, которую могли освоить только лётчики с отличной техникой пилотирования. Полёт на дозаправку топливом в воздухе состоял из нескольких этапов:

Встреча с самолётом-заправщиком.
Маневр на сближение. Лётчику заправляемого самолёта нужно уравнять скорость с танкером, чтобы законцовка заправочного шланга «остановилась» в воздухе.
Занятие исходного положения для сцепки. Левое крыло заправляемого самолёта должно проецироваться между правой плоскостью и правой частью стабилизатора самолёта-заправщика.
Контактирование с заправочным шлангом. Шланг скользит по нижней кромке крыла и попадает в захват заправочного узла на конце консоли крыла.
Выход в строй заправки и полёт в строю заправки. Передний наконечник шланга входит в концевую трубу, соединяется с приёмным устройством и герметизируется.
Расцеп в конце дозаправки.
В зависимости от погоды, высота, на которой происходила дозаправка, могла быть от 6 до 10 тысяч метров, а скорость - от 600 до 800 км/час.

Вот на таком красавце довелось мне полетать на заправку, в качестве штурмана, на "танкере", то есть самолёте заправщике:

Задачу по предстоящей заправке топливом в воздухе, предстояло выполнить экипажам нашей АЭ. Танкером назначен экипаж гвардии капитана Олег Анищенко.

Определены экипажи, которым предстоит заправиться:

Экипаж гвардии подполковника Кондрашова Б.А. - заместитель командира АЭ;

Экипаж гвардии майора Панкеева В.В. - в то время замполит АЭ, позднее -её командир.

Как я говорил, дозаправка в воздухе, один из наиболее сложных элементов в полёте, поэтому подготовка экипажей была самой тщательной. Заключительной фазой в ходе подготовки явилась отработка экипажами на земле элементов
№№ 1-4 в виде - "пеший по лётному"

"Пеший по лётному".

Выезд на аэродром. В танкере занимаю место второго штурмана, первый штурман- Василий Темиренко, командир корабля - Олег Анищенко, правый летчик Виктор Бендюжик. Выруливаем на ВПП. Следом за нами выруливает заправляемый борт, в котором разместились два экипажа- Кондрашова и Панкеева.

Остальной лётный состав строится в колонну по одному за правым крылом нашего лайнера. У них особая задача! Держать на своих могучих плечищах, как тот самый, мифический Атлант, но не небосвод, а выпущенный нами заправочный шланг! Гы-гы, у них так себе работёнка... А, если еще и прибавить к весу шланга, длину ВПП... И всё это ножками, ножками по бетону... Погода еще к тому же мерзкая выдалась - холодно, дует промозглый ветер, бр-р-р... А, у нас в "салоне" самолёта - светло, тепло и мухи не кусают!

Начинаем движение, выпускаем шланг, который тяжким бременем ложится на плечи моих сослуживцев. Не, я не злорадствую, просто счастлив от того, что я не в их компании!

Первый элемент отработан - самолёт заправщик встретился с заправляемым. Приступаем ко второму... Я поднялся к верхнему блистеру и наблюдаю как происходит сближение...Как вдруг, в шлемофоне раздается голос командира: - По моему, мужики замерзли, холодно же на улице. Сейчас мы их согреем...

Олег прибавляет обороты двигателям... "Бурлаки" с шага, переходят на рысь... Заправляемый уравнивает скорость с танкером. Не знаю, как в заправляемом самолёте, а нас в кабине стоит гогот до слёз. Как говорится, чужое горе - двойная радость.

Мелькает правда, где-то в подсознании мыслишка о том, что через часа два, нам придётся иметь неприятный разговор с "бурлаками", но это потом, потом... А сейчас- веселимся...

Через метров 100, Олег прибирает обороты( не фашисты же мы, какие -нибудь), даёт время на отдых бурлакам... и опять переводит их на лёгкую трусцу. И так на протяжении всего тренажа "пеший по лётному"...

... Короче. Все элементы дозаправки в воздухе мы отработали на отлично. Все довольны, за исключением бурлаков. Беглого взгляда на их физиономии, лично мне хватало, чтобы понять - скоро нас ждёт жестокая месть. А что, собственно Я? Моё дело маленькое. Не я же оборотами двигателя играл. Я может был "крайне возмущён" (хи-хи) действиям командира корабля!!!

Всё закончилось, как я и полагал. Поматерились мужики минут десять на нас, а потом вместе с нами и поржали над ситуацией. Тем более, среди бурлаков тоже оказались хитро-мудрые, например Олег Суржа. Он похвастался, о том, что когда Анищенко прибавлял обороты- поджимал ноги и парил вися на шланге над землёй, аки орёл... Его признание вызвало очередной нервный смешок у менее находчивых летунов...

Дозаправка в воздухе.

- 246! Ветер встречный 2-3 м/сек, взлёт - разрешаю!-командует РП.

-Взлетаю, правый лётчик - держать газ!!!- выдаёт квитанцию командир корабля.

Набираем скорость...Отрыв... Колёса в воздухе!!!

Набираем заданный эшелон полёта. Ложимся на генеральный курс полёта. Точку встречи с заправляемыми не помню. Помню, что на обратный курс, домой, мы должны встать в районе острова Монерон(где сбили корейский Боинг).

Заправляемые борты нас догнали в расчётное время, первым начинает сближение подполковник Кондрашов. Сблизились. Уравняли скорости. Накладка. Шланг скользит по кромке крыла...Нет захвата... Борис Андреевич уступает место Владимиру Панкееву.

Сблизились. Уравняли скорости. Шланг скользит по кромке крыла...Нет захвата...Владимир Вадимович уступает место Кондрашову...

Пока идёт перестроение, попытаюсь передать свои личные ощущения и визуальные наблюдения за другими членами экипажа в нашей кабине.

Сближение двух Ту-16, по 70 т весу, с размахом крыла почти 35 м, та еще картина! Нет. Страха нет(по крайней мере в полёте). Дикий восторг!!! Восхищение!!! и наверное Гордость, что ли, за себя и своих соратников. Да, наверное эти определения наполняли тогда и наполняют меня до сих пор.

Перевожу взгляд на своего командира. Вижу только его профиль. Вижу ни капли, нет, ручейки пота, которые стекают из под его шлемофона на подбородок... Какое напряжение испытывает он в данный момент, трудно определить и передать словами, по крайней мере - я не могу. Пилотировать "на руках" самолёт( тут автопилот ни при делах), когда малейшее неточное движение штурвалом, может привести... Сами понимаете куда может привести...

Давно пройдена точка возврата на обратный курс... Голос командира: - Штурман! Посчитай наш остаток топлива и сколько тонн можем отдать заправляемым, если они всё таки зацепятся за нас?!!

По докладу штурмана, понимаю, что топлива мы передадим несколько меньше, чем рассчитывали и у нас самих останется, до возвращения домой - тютелька в тютельку...

Есть контакт!!! В начале Кондрашов цепляется - получив свою порцию керосина, отваливает по заданию. За ним - Панкеев.

Всё. Можно возвращаться на базу.

Занимаем обратный курс. Смотрю на штурмана корабля. У Василия от НЛ-ки (навигационная линейка)"дым" идёт. После подсчёта остатка топлива Василий обращается к командиру: - Олег! Если будем возвращаться по заданному маршруту, то топлива не хватит до аэродрома посадки, однозначно. Запрашивай РЦ ЕС УВД Хабаровска и Владивостока, чтобы те разрешили нам изменить маршрут. Надо срезать участок суши, тогда может и хватит горючки...Точнее скажу, когда будем хотя бы в часе лёта от аэродрома. Ветерок посчитаем тогда и определимся окончательно!...

... До сих пор не знаю, почему мы не ушли на запасной. Рядом был ЗАС "Монгохто"... Наверное, уж очень домой хотелось. Не знаю.

Добро, на "срезание" всего, что можно, мы получили. Идём домой...

До родного аэродрома более получаса - на приборной доске загорается сигнальная лампочка "Остаток топлива 30 мин."...

Считаю время до посадки... Получается минут 17- загорается лампочка "Остаток топлива 15 мин."...

Командир даёт команду правому лётчику: -Виктор, закрой, нахрен, бленкеры, у лампочек, нервируют!(сигнальные лампочки с бленкерами, так сказать, со шторками, что ли. Днем - бленкеры открыты, только сегменты горят, ночью, чтобы не слепили, бленкеры закрывают, остаётся только светящаяся точка).

Заходим на посадку, с разрешения РП, с прямой. Кумекаю про себя: - Какое расстояние мы можем планировать без движков? Получается мало. Высоты то уже нет, практически...

... Торец полосы. Касание ВПП. Докладываю в эфир посадочную скорость: - Посадка,235!!!

Сруливаем в "карман". Движки останавливаются. Всё. Не вырабатываемый остаток топлива подошёл. Да, пофиг! Мы то на Земле!!! Самолёт - цел, экипаж-жив!!! Что еще надо?!!

***


Рецензии