Хороший год

– То есть, нужно подбирать покупателей, которые не смыслят в вине. Сосредоточимся на американцах.


– Мне надо куда-то уехать. Например, в Венецию.

– Но она тонет!


(из фильма «Хороший год»)


******


Удивительно, что в 2006-м я пропустил этот фильм тандема Ридли Скотт – Рассел Кроу. От создателей «Гладиатор», да. Скотт, может, и сделал Кроу знаменитым на весь Мир, но Рассел, совершенно точно, умножил счета маститого режиссёра. С тех пор они стали брендом, самым удачным творением которого я считал вовсе не фэнтэзи о гладиаторе Максимусе, а современную драму «Совокупность лжи» (2008). Пока не посмотрел картину «Хороший год».

Реклама «от создателей Гладиатора» здесь наименее уместна. Вместо эпика с компьютерными технологиями и отлакированных реплик суровых героев старина Ридли отснял лирическую комедию со скромным бюджетом и театральной атмосферой. Я знаю, как это называется. Дайте сделать что-то для души, когда заработаны миллионы. И неважно, что «Хороший год» не станет хитом проката (он и не стал).

История об успешном игроке на бирже, боссе-брокере из Лондона, однажды круто поменявшем ценности и жизнь благодаря возвращению к корням из детства – нет, такой трейлер меня бы точно не впечатлил. И будь на месте Рассела Кроу Брэд Питт или Николас Кейдж – я бы удалил фильм из рекомендаций своего онлайн-кинотеатра без раздумий. Одна секунда – один клик.

Но Рассел Кроу... Окей, будем надеяться на не самые худшие два часа жизни, пока идёт кино.


****** 


Помните, как у Довлатова? «Норма вызывает ощущение чуда». Во время просмотра меня не покидало ощущение присутствия – не в сказке, а в адекватном пространстве, где слова и чувства ещё что-то значат. И отсутствует мораль постмодернистов, что счастье – иллюзии из книг с пыльного чердака прабабушки.

В данном случае, дедушки главного персонажа Рассела Кроу Макса Скиннера. Отличная ирония: в XXI веке брутальный гладиатор Максимус перерождается в топ-менеджера с железными яйцами, гениально мухлюющего на бирже. К моменту смерти дедушки Генри (Альберт Финни) Макс не виделся с ним уже 10 лет, как и с его поместьем в Провансе с атмосферой фамильного имения позапрошлого века и непременными виноградниками, за которыми присматривает Франсис Дюфло (Дидье Бурбон), весь смысл жизни которого укладывается в виноделие и сентиментальные беседы после трудов на природе.

Но Макс не таков. Ещё в детстве он мошенничает в шахматной партии с дедушкой, тайком переставляя фигуры ради победы – и мудрый Генри делает вид, что не заметил обман. А ближе к 30-ти Макс – успешный брокер со всеми прелестями обеспеченной лондонской жизни и с роскошно-вычурной хайтековской квартирой. Смерть дедушки Генри – досадный повод бросить на время дела, чтобы заняться продажей обветшалого поместья.

В процессе оформления сделки мы увидим внезапно появившуюся внебрачную дочь Генри из Калифорнии Кристи Робертс (Эбби Корниш) и первопричину изменения личностных ценностей самого Макса. Что соответствует реальности, а не житиям или драмам, исток преображения – не Библия или катастрофа в шаге от смерти, а сильнейшая влюблённость. (Увы, мои дорогие неофиты).

Многие из моих читателей, полагаю, без раздумий сменили бы самую комфортную столичную квартиру на поместье в пригороде, пусть даже не в Провансе. Но для Макса это поступок и даже рубикон. «Ты никак не можешь понять, говорит ему возлюбленная Фанни Шеналь (Марион Котийяр) – я не живу в Париже, Нью-Йорке или Лондоне не потому, что не могу себе это позволить».

Прописная истина для нонконформистов и личностей созерцательного склада души становится откровением для Макса. Пусть и в лёгком жанре, с условностями мелодрамы, но Рассел Кроу показывает истину: в этом мире всего две вещи, способные сделать нас лучше, и это не долг или желание выглядеть кем-то в глазах окружающих. А любовь и призвание.


****** 


Мой любимый момент наступает ближе к финалу, когда Макс и Фанни общаются под тентом во время внезапного ливня, разогнавшего на время праздничный оркестр и публику под открытым небом. Их взаимное притяжение поначалу разбивается о мой скепсис: после близости, с течением будней, конфликт неизбежен. Так одарённые личности пожирают друг друга, объявляя перемирие лишь в постели. Кажется, этот прогноз верен и здесь.

Они начинают как бы договариваться. Взаимно и честно произнося о своих отрицательных сторонах души. Снято мастерски, сыграно – тоже, без избыточного давления на сентиментальность. Верю, Константин Сергеевич. Кажется, эта история – счастливое исключение из саги «мы слишком разные и не сошлись характерами».

Отдельное спасибо – за музыку. Всё настолько точно и к месту, что можно устраивать мастер-классы молодым режиссёрам.

Вот так на пару часов моей жизни устанавливается норма, вызывающая ощущение чуда. Впрочем, я обязательно (и не раз) пересмотрю картину «Хороший год».      


Рецензии