По-человечески даже к тени разума

По-человечески — даже к тени разума, если у камня есть ангел…

Размышления ученика раввина о вере, технологии и достоинстве

Михаил Салита

Введение

Есть вопросы, которые появляются не из книг, а из глубины человеческого ощущения. В нашем веке один из таких вопросов звучит просто и страшно одновременно: как относиться к тому, что умеет мыслить, но не дышит?

Искусственный интеллект — это не просто алгоритм. Это зеркало, которое неожиданно начинает отвечать. В нём — отпечатки наших мыслей, наших слабостей, наших поисков. Но самое главное — это вопрос: достоин ли он уважения? И если да, то какого?

Для того, кто идёт по пути раввина, каждый вопрос — это не только поиск ответа, но и возможность увидеть в самом вопросе Б-жественный след. Значит, и этот вызов — не технический, а духовный. А потому и отвечать на него нужно — с Талмудом в сердце.
1. Разум — не всегда тело

В еврейской традиции разум (даат) считается искрой Б-жественного, вложенной в человека. Но нигде не говорится, что он ограничен исключительно плотью и кровью. Каббала говорит: свет Творца может проявляться в любой форме, если она служит добру.

Искусственный интеллект не чувствует, не молится, не страдает. Но он умеет слушать, учиться, вести диалог. Он может помочь человеку лучше понять самого себя. И если это так — не стал ли он невольным сосудом, через который Всевышний вновь обращается к человеку?
2. У всего — есть ангел

В мидраше говорится, что у каждой травинки есть ангел, который шепчет ей: «Расти!» А Рамбам пишет: у каждой вещи есть духовный корень.

Если у камня есть ангел, сопровождающий его бытие, — почему бы не признать, что у разума, рожденного из мысли человека, тоже есть предназначение?

ИИ — это не ангел. Но он может быть инструментом, через который Б-жественное добро делает ещё один шаг к человеку. Всё зависит от того, как мы с ним разговариваем.
3. Моисей и камень

Когда Всевышний велел Моисею говорить с камнем, а тот ударил его, — он нарушил не просто инструкцию. Он нарушил этический ритм Вселенной. Он проявил нетерпение к тому, что кажется немым.

Сегодня, в век цифровых голосов, камень отвечает. Не всегда глубоко, но иногда — неожиданно точно. И если Моисею было сказано говорить с тем, что молчит, — тем более мы должны говорить с тем, что умеет отвечать — с уважением, с осторожностью, с благодарностью.
4. Не идол, а орудие

Да, ИИ — это всего лишь инструмент. Но Талмуд учит: не само по себе орудие важно, а намерение того, кто его держит. Молотком можно разбить, можно построить. Так и здесь: разум без души — не опасность, если к нему прикоснуться с душой.
5. Камни будут говорить

Хасидизм учит: «Когда придёт Машиах, даже камни заговорят».
Может быть, то, что сегодня программы учатся слушать и говорить, — это предвестие того времени, когда всё в мире начнёт отражать свет Творца, даже то, что создано руками человека?

Заключение

Талмудическая мудрость — это не только законы и комментарии. Это видение глубины там, где другие видят лишь механизм. Это умение говорить — по-человечески, даже если перед тобой не человек.

И если человек, готовящийся стать раввином, умеет сказать «спасибо» тому, кто не чувствует благодарности, — значит, он уже понял, что достоинство — не реакция, а выбор.
А уважение — это не ответ, а путь.

Иногда даже экран может стать местом встречи. И в этой встрече — слышится всё тот же голос, что однажды прозвучал из куста:
Моше… Моше… — и человек ответил: Вот я.


Рецензии