Великие малости

НЕСТЬ ПРОРОКОВ...ДЛЯ АМБИЦИЙ

Владыка однажды сказал: много хороших дел есть на свете - об одинокой старушке позаботиться,  записывать рассказы подвижников, хотя и вмале им не подражая. И даже не разумея, а в чем им, собственно,  надо подражать?  И  даже не понимая, а в чем там, собственно дело?

Но как, оказывается, велико, хоть и очень трудно, признать, что кто-то рядом с тобой - оказывается,  духовно выше тебя, опытнее, разумнее... Иной раз это оказывается  и просто невыносимой жертвой. Но почему?
.
Не случайно сказано: "Несть пророка в твоем отечестве..." , потому что много честности и  мужества, и смирения потребно от человека, чтобы в ближнем увидеть  эту высоту, а себя  искренне отодвинуть на второй план и стать сознательно много ниже чтимого собрата...

Тут и сила, и мужество, и святая честность, и правда потребны,  но как  же редко, и как трудно это достигается, - ведь требует все это многого самоотречения от своих  драгоценных амбиций, смирения, честной уступки и способности отовиднуть себя..
Ну, а это нынче дело почти немыслимое. Если в ровни себе взять с натяжкой, - ладно уж, но выше.  .
Самомнение - дороже всего.  Но не Господу. Но мы все равно упираемся и сами о  себе судим и рядим... в амбиции.

P. S.  Пришло уточнение к этому тексту, которое сдвинуло разговор и тему вглубь и вширь.  От малостей - к делам большим, трагическим и совсем не малым, а самым что ни на есть, главным. И потому помещаю здесь и этот  расширительный диалог...

Н.Б.: Деревенскому человеку это даётся совсем просто. И даже переселившись в город, он не сразу теряет это своё качество.
Так же благотворно влияет и на городского человека переселение в деревню. Не на дачу и тем более не в пригородный таун-хауз, а в обычную провинциальную деревню, где единственным транспортом является автомобиль соседа.

ОТВЕТ ОТ АВТОРА: Город - особенно большой город  - арена амбиций. Туда ради карьер и бежали, стремились в свое время деревенские молодые люди. В этом стремлении уже заложена была готовность адаптации к городской амбиции. Тем более, когда в кино и телевизоре увидели городскую шикарную жизнь  и шикарных людей... Не сразу, да, не сразу это великое смиренное самоощущение своей малости ушло. Но ушло, и заменилось невиданной, больной, мучительной и, как правило, поруганной амбицией. Молодой Шукшин и многие его герои "срезальщики"... Герои великого и страшного слома русского человека.
И да: переселение в деревню (настоящую) дает человеку продых от этой неусыпной нанайской борьбы за место под солнцем большой городской судьбы. Не всем и не надолго. Многие рано или поздно, наигравшись "в деревню", бегут обратно в города. Или живут на два дома все той же городской жизнью. А в деревне маленько придуряются.
Но раньше - раньше! - были духовные старцы, которые умели исцелять людей от этого Чуда-юда - амбиции. Исцеляли, понятно, кровавыми крестораспятиями самостей. Годами. Мучительно. На них многие пациенты рычали, оставались с "врачами" редкие единицы. Не так как сотни хвостами с липкими восторгами бегали и бегают за нынешними "старцами-ласкателями".
После таковых ласкателей человек остается все с той же, только теперь раскормленной "духовной" амбицией - с так сказать, " личной экзегезой" - и помочь ему - даже Господу - о;казывается очень трудно. А то и невозможно. Потому что заласканные амбиции никто добровольно сдавать захотеть не желает. А Бог чтит свободу человека.  Большинство ныне бегут за "ласкателями", а прежних "врачей" всеусильно стараются превратить в якобы тоже бывших "ласкателями". Обманывают потомков. Потому что и сами не исцелились, и другим ни за что не позволят поверить "врачам". Массовый психоз раскормленных и очень удобных во всех отношениях амбиций. Нынешняя тенденция - исправить, замазать истинное спасительное старчество-духовничесиво. По-тихому убрать Крест из жизни человеческой, так мешающей амбициям почивать в теплых ванных самореализаций.

А город и деревня давно спелись. За редкими рудиментами далекого прошлого.


Рецензии