11. 6 Интеллект, нервная система и задатки

               Является ли интеллект наследственным?
 
 «В результате исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других – нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта заключается в том, что монозиготные (имеющих идентичную наследственность) оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные (обладающих разной наследственностью)». Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается».

Монозиготные близнецы – образуются из одной зиготы (из одной клетки, оплодотворённой одним сперматозоидом),  разделившейся на стадии дробления на две (или более) частей. Они обладают одинаковыми генотипами, всегда одного пола и обладают большим портретным сходством (интернет).

Дизиготные близнецы – это два разных ребёнка, развившиеся от двух разных яйцеклеток, оплодотворённые одновременно (интернет).

«Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако – и это очень важный факт – ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определённой степени оказывает влияние среда. …

Привёдённые данные позволяют сделать вполне определённый вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчётливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предлагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических  и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. …

Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается. Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними всё же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются, несколько быстрей, чем у девочек, однако не насколько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усреднённые межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола».

                Думаю, что это значительной мере связано с образом жизни и занятиями детей.

«Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой – внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трёхлетнего возраста. Однако это скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов. …

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведённых исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счёта, памяти, беглой речи и других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать с вязанные с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 324).


Рецензии