Творческие взлёты Рикардо Балака

Рикардо Балака — крупнейший испанский баталист XIX века. Кроме того, он блестяще проявил себя и в портретной, и в религиозной живописи, а ещё прославился серией гравюр к «Дон-Кихоту» Мигеля де Сервантеса.

Рикардо Балака родился в 1844 году в Лиссабоне, куда эмигрировали его родители. Но уже в 1850 году семья возвратилась в Испанию. Рикардо вырос в богатом художественными коллекциями Мадриде, учился живописи первоначально у своего отца, известного портретиста Хосе Балака-и-Карриона, а затем — в Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо (San Fernando), где на него особое влияние оказал Федерико де Мадрасо…

Наследственный талант Рикардо Балака проявился в очень раннем возрасте. Уже 14-ти лет от роду Рикардо с успехом принимал участие в Мадридских выставках. Многие его картины, впоследствии приобретённые правительством, находятся в мадридском музее Де-Форменто (de Fomento). Высшего совершенства Рикардо Балака достиг в многофигурных композициях — жанровых и батальных. Его картина «Битва под Альмансой», написанная художником в 18-летнем возрасте, украсила мадридский Дворец Кортесов.

На полях Альмансы разыгралось одно из сражений Войны за Испанское наследство. 25 апреля 1707 г. соединённые франко-испанские силы (под общим командованием шотландского эмигранта Джеймса Фитцджеймса, 1-го герцога Бервика Бервика) нанесли поражение англо-португало-голландским войскам. В этой удивительной битве не только французской армией командовал британец по происхождению маршал Бервик, но и британской армией командовал француз маркиз де Рувиньи (гугенот).

В 1859—1860 гг. Рикардо Балака создал по свежим военным событиям батальный цикл «Испано-марокканская война» («Guerra hispano-marroquies»). Картина «Гусарский эскадрон в Африке» (1859 г.) была написана в соавторстве с П. Серралонгой (P. Serrallonga), другие же полотна данного цикла были созданы исключительно Балакой.

Рикардо Балака был женат на Терезе Вергара Домингес, у них родилось трое детей.

В 1873 г. Военное министерство направило Рикардо Балака корреспондентом на театр III Карлистской войны (1872—1876). Там он сделал много ценнейших зарисовок с натуры, а позднее написал посвящённый ей цикл «Tercera Guerra Carlista», где особо выделяется монументальное полотно «Нападение басков-карлистов». По замыслу автора, на этой картине представлены только карлисты, а правительственные войска — «за кадром». Подобный приём позволил художнику выразить симпатию к карлистам, избежав цензурных придирок. Артиллерия косит ряды мятежников, но их лица исполнены железной решимости защищать, до последнего вздоха, СВОЕГО короля и СВОИ демократические вольности-фуэрос… Примечательно, что среди баскских офицеров Балака изобразил подполковника Михаила Дмитриевича Скобелева — доблестного мещерского казака, будущего «Белого генерала». Как известно, в 1873-1874 годах Скобелев проводил отпуск во Франции и, отбыв нелегально в Северную Испанию, принял участие в III Карлистской войне на стороне повстанцев. Позднее, в боях за свободу Болгарии, Скобелеву (по его собственному признанию) очень пригодился личный опыт ГОРНОЙ ВОЙНЫ, приобретённый в Стране Басков.

Гравюра с картины «Нападение басков-карлистов» была опубликована в начале ХХ века, в IV томе коллективного труда «История человечества» (под общей редакцией Г. Гельмольта), как иллюстрация к статье немецкого историка Генриха Шурца «Пиренейский полуостров». В Петербурге издательство «Просвещение» выпустило русскоязычную версию «Истории человечества».

В 1876 году Балака снова отправился на Северный ТВД — на сей раз в свите юного короля Альфонсо XII, вскоре прозванного Умиротворителем.

Рикардо Балака — автор серии картин, посвящённой Христофору Колумбу — генуэзскому скитальцу, сделавшему Испанию великой державой. Лучшая из этих картин — «Прощание Колумба перед отплытием из Палоса». На переднем плане слева — группа матросов с жёнами и подругами. На заднем плане справа — «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта», с подходящими к ним шлюпками. В центре — воздевающий руки Колумб. Рядом с ним стоит священник. Это — его друг Хуан Перес де Марчана, настоятель палосского монастыря Санта-Мария-де-Рабида. Другой священник, стоящий слева от Марчаны — по-видимому, ломбардец Пьетро (Педро) де Ангиера, тоже друг генуэзца Колумба, тайный советник Фердинанда Арагонского и приор вновь учреждённой Гранадской церкви... Однако ж, блестящая многофигурная композиция не вполне соответствует исторической истине. Ибо, судя по теням на картине, действие происходит утром — флотилия же взяла курс на юго-запад 3 августа 1492 года, «за полчаса до восхода солнца» (как подчеркнул в своём дневнике Колумб).

В 1893 году — через 13 лет после смерти художника — почтовое ведомство США выпустило 15-центовую марку, с гравюрой Ч. Скиннера, по картине Рикардо Балаки из вышеупомянутого Колумбова цикла, «Приём Колумба по его возвращении из первого путешествия Их Католическими Величествами в Барселоне». Подлинник этой картины был утрачен во время Гражданской войны в Испании.

Ещё отмечу, что название этой картины — не вполне точное. Ибо Адмирала принимали Их Высочества. Именно так титуловались испанские короли вплоть до Карла I Габсбурга.

Рикардо Балака разрабатывал и религиозные сюжеты: в частности, расписывал плафоны в мадридской церкви «Buen Suceso» (совместно со старшим братом Эдуардо Балака)… А большая серия гравюр к «Дон-Кихоту» прославила Рикардо Балака далеко за пределами Испании. Книга с его иллюстрациями впервые была издана Монтанер-и-Симоном (Montaner y Simоn) уже после смерти великого художника.

Скончался Рикардо Балака 12 февраля 1880 года, в мадридском районе Аравака.


Рецензии