Раздел 5. Глава 4. Личность. Баланс и гармония

Личность - как раз то понятие, вокруг которого очень много педагогического кружения и философских разговоров. И, как кажется, в полной определенности этого термина мало кто сомневается, как  и в том, что развитие личности есть высшая цель, хотя если покопаться в литературе по педагогике и психологии достаточно непросто найти, что-то большее, нежели общие слова о том, что же это все-таки такое. Наверное, наиболее содержательна точка зрения, предполагающая личность человека как процесс, который когда-то был запущен, и в ходе которого человек начал выходить из сумеречного состоянии сознания, все более и более выделяясь из животного мира. Этот процесс, будучи начат, пока не завершен и, скорее всего, завершен никогда не будет. Поэтому рассуждения о том, что такое личность человека, как она развивается,  какие здесь возможны педагогические идеи, такие рассуждения всегда к месту и вовремя.

Познавать или строить

Есть такой модный девиз – «Познай себя». Он предполагает, что безусловно есть что познавать и если человек погрузится в себя, уйдет так сказать в медитативное самосозерцание, то ему откроются невероятные глубины личности. Вопрос в том, откуда им, этим глубинам взяться? Если отойти от мистики и исследовать реальные процессы формирования личности, то опыт говорит, что личность есть сущность развиваемая и развивающаяся, а не данная изначально. Мысль достаточно банальная, но из нее следует важный вывод – необходимо человеческую личность не познавать, а строить, создавать в деятельности и от успешности этой деятельности напрямую зависит ценность каждого отдельно взятого человека. Это главное общее положение, от которого и будем отталкиваться.

Целостная личность

Есть хороший способ определения сложного понятия – выделение главного свойства. Он сводит вопрос к определению более простого понятия. Конечно, тем самым допускается  ошибка – понятие определяется односторонне, обрезая значительную часть смысла. Но для рабочих целей это вполне приемлемый способ, так как ограничивая свой взгляд на предмет, мы получаем возможность для содержательных рассуждений и если не забывать, что это именно ограниченный взгляд, то в общем ничего особенного страшного и не произойдет. А личность – понятие настолько широкое, что попробуй дать  всеобъемлющее определение и утонешь в проблеме, а любое математически точное определение окажется бессодержательным. Поэтому в этом тексте и не ставится цель задать все вопросы и найти на них все ответы. Разумная цель - только лишь несколько полезных суждений.

Попробуем в качестве определяющего качества взять свойство цельности личности и посмотреть, что это дает для понимания. А личность действительно цельная сущность и дает таковой факт очень многое. Например, мы понимаем, что отрабатывая мелкую моторику ребенка, даем мощный импульс развитию мозга и не только функциям управления мускулатурой. Читая классиков мировой литературы, человек воспринимает логические построения автора, что общеполезно и для изучения точных наук. А математика это не о том, как грамотно и быстро считать или решать математические задачи, это на самом деле  способ организации мыслительных процессов. Таким образом, в любом частном учебном предмете, любой науке и деятельности, попадающей в фокус образовательной работы, действительно есть конкретные учебные задачи, но есть и задача общего развития мыслительного аппарата, снабжение его инструментами мыследеятельности. А отсюда следует разумность интегрального подхода к построению процесса образования. Этот подход подразумевает результатом обучения комплексы знания с хорошо развитыми межпредметными связями. Это в отношении знания. Помимо того, каждое учебное действие это тренировка ключевых способностей интеллекта: умения наблюдать, анализировать, сводить получаемые знания в единую картину. То есть целостный интеллект в своем развитии создает целостную картину мира, а не хорошо уложенный по библиотечному принципу набор знаний. 

Далее. Если ребенку прививаются общепринятые моральные нормы, - это не просто совершенствуется «пар души» а выполняется работа по социализации нового человека. Эстетическое воспитание на произведениях живописи и хорошей музыки, развивает способность находить гармонию в математических формулах и законах естественных наук. В общем, чем бы мы ни занимались с ребенком, мы работаем с его личностью как единым целым и это то обстоятельство, которое педагог всегда должен держать в уме.

Это означает достаточно простые и понятные вещи, но есть смысл поставить на них акцент. Любое знание, любое воспитательное действие должно быть частью плана, ставящего своей целью вывод человека на более высокий этап развития. Нет такой педагогической задачи - изучить теорему Пифагора, или научиться делать радиоуправляемую модель самолета или освоить технику игры на скрипке. Педагогическая задача – это всегда направление на новое качество всего полного человека. Образно говоря, теорема Пифагора это часть общего понимания свойств пространства, в котором существует и развивается материальный мир. Модель самолета это часть общего понимания законов и тенденций развития технической цивилизации. Умение играть на скрипке – есть развитие эстетического мировосприятия, через исследование музыкального наследия. А все вместе – это  общее понимание мира и своего места в нем.

Гармония и баланс

Начнем с примера, который вообще-то считается достижением советской школы, но есть смысл посмотреть на то, сколько там реально педагогики, а сколько утилитарного государственного подхода. Речь пойдет о специализированных школах.
Несмотря на ленинское «Узкий специалист подобен флюсу», советское образование выделило из себя направление специализированных физико-математических школ, а в 21 веке идея специализированных (и не только физико-математических) школ стала разрастаться взрывом. При этом, насколько я могу судить, никто особенно не озадачился не только вопросом насколько это хорошо для личностного развития, но и тем насколько эффективно решается поставленная задача воспитания научно-технической или какой-либо еще элиты.

Первым вопросом во время жесткого военного противостояния с Западом, хотя бы и в форме холодной войны можно конечно пренебречь. Действительно, так ли важно заниматься не вполне понятной гармонически развитой личностью в ситуации, когда перед страной стоит задача элементарного выживания и жизненно необходимо обеспечить высокий технический и технологический уровень. Однако вопрос эффективности значим всегда, а так ли верно, что физико-математические школы дали стране научную и техническую элиту. Вообще-то надо признать, что реальная элита, создавшая интеллектуальную мощь стране Советов, растилась не в физико-математических школах 1960-х и далее годов. Возможно, многие из значимых ученых получали свое первое образование на Рабфаках или даже в церковно-приходских школах и гимназиях, но не в физмат-школах точно. Также надо признать, что расцвет физико-математических школ не привел к еще более бурному росту науки и техники. В те годы, когда их воспитанники пришли в науку и производство, начался тот самый застой, который вовлек в себя все сферы общественной жизни.

Осмелюсь предположить, что появление целой плеяды выдающихся философов в Германии 18-19 веков, физиков и математиков в СССР 20 века, гениальных бизнесменов США 20 века, голландских и итальянских художников, писателей золотого века русской литературы, и т.д. очень слабо связано со специальными усилиями систем образования этих стран.  Все эти проявления интеллекта и духа скорее были следствием каких-то глубинных общественных процессов, поднявших на поверхность сильные сформированные личности, отвечавшие этим самым глубинам и течениям. 

Первая мысль здесь такова. Мы, в системе образования, стремимся снабдить личность отточенным узкоспециализированным инструментом, а именно он, этот инструмент возможно никогда не пригодится и останется ржаветь на полках личной памяти, в силу опять таки каких-то исторических течений или простой общественной неорганизованности.

Вторая мысль. Потратив слишком много времени на специализированные знания, мы не снабжаем человека инструментом, а его самого превращаем в инструмент. А на самом деле для любой области знания и деятельности, важно получить мыслящую личность, а не мозг, плотно упакованный специальными знаниями. Только мыслящая личность умеет использовать свои знания, сколько бы их ни было, много или мало. А значит, есть смысл подумать о том, что должно быть сделано, чтобы человек оказался самодостаточным и способным к деятельности, не превратившись в хорошо сделанный, но не применяемый инструмент.

Возможно, рассвет науки в СССР был следствием появления нового отношения к знанию. В большевистской идеологии знание, образование было общей ценностью,  в результате чего, в  науку пришло много людей из новых социальных слоев, которые на хорошей закваске из старой интеллигенции создали интеллектуальный потенциал, обеспечивший десятки лет бурного развития, поддержанного разумной государственной политикой, исходившей из задачи выживания страны в жесткой конкурентной борьбе. То есть, успех советской науки это не педагогика, а следствие исторического процесса и политической идеологии.

Но вообще-то, развитие человека должно быть педагогической, а не политической задачей. И эта задача заключается именно в полноценном личностном развитии, а не в воспитании технаря. И здесь хотелось бы поставить акцент на качестве гармонии и баланса личностных качеств и способностей. Педагогическая задача должна состоять в взращивании в человеке духовного и интеллектуального потенциала  без превращения его самого в инструмент.

Первая идея гармонии и баланса, идеально выражена в следующем положении – «Уметь, прежде чем делать и понимать, прежде чем уметь». Человек существо деятельностное. Он строит планы лично сам для себя, или ему эти планы рисует общество и государство, но всегда есть цель, путь к ней и набор методов. Все это должно соотноситься с пониманием того, зачем и кому нужно достижение этой цели, какие будут близкие и отдаленные результаты. В этом пункте существует два уровня – уровень интеллекта и уровень морали. 

Уровень интеллекта полагает способность выстраивания взвешенного и обоснованного плана действий по достижению поставленной цели, плана дающего уверенность в достаточности ресурсов и возможностей для его реализации. Для этого личности необходимо развитое критическое мышление, способность соотносить сложность поставленной цели с личными качествами и имеющимися ресурсами, прежде всего временными.

Моральный уровень – это вопрос права личности на желаемое. Человек должен уметь задавать себе вопросы о том, сколько и чего он стоит. Большая жизненная цель и  более близкая и даже цель сегодняшнего дня должна соответствовать этой самой стоимости личности и только в этом случае она будет моральной и нравственной. Нравственное поведение не надо понимать в жертвенном смысле, как возможность уступить дорогу кому-то, отдать что-то, чем мог бы владеть сам. Нравственное поведение, как это ни странно имеет самое что ни есть прикладное значение. Речь идет не о размере денежного вознаграждения (хотя и об этом тоже), а о праве и возможности личности взяться за решение задачи. Можно пожелать реализовать крупный жизненный проект, но для этого надо ответить на вопрос – а есть ли хоть какие-то основания рассчитывать на успех.

Заметим, что не только мы сами оцениваем свою личность, но ее оценивают и окружающие люди. Это происходить постоянно, непрерывно и в каком-то смысле инстинктивно. И если не в большом жизненном плане, то в обычных жизненных ситуациях эта внешняя, усредненная оценка есть всегда, и возможно она более объективна, нежели собственная, просто в силу большего количества оценивающих, то есть чисто статистически. А далее все очень просто. Человек, не соотносящий своих действий с масштабом своей личности с имеющимися качествами, способностями и талантами, обязательно встретит противодействие. Человек, претендующий на что-либо без веских на то оснований, желающий того, того, что он не заслужил и то, что он осуществить не сможет, воспринимается безнравственным. Это не о ветхозаветных запретах, являющихся  можно сказать базовым уровнем нравственности и морали, а именно о соответствии притязаний масштабу и качеству личности.
В этом смысле современное воспитание, можно признать принципиально безнравственным и аморальным. Действительно сегодня считается важным уметь поставить себя в обществе, проявить лидерские качества, считается нормальным желать себе престижную работу, общественное положение, высокую заработную плату.
Это все от восприятия себя как центра мира, то есть от полностью безнравственной позиции. Фактически такой человек противопоставляет себя окружающим, воспринимая их как конкурентов, создавая вокруг себя социальное напряжение. Нравственный человек должен уметь жить в гармонии и балансе с окружающим обществом, должен понимать, что это означает, и каковы механизмы такого общежития.
Конечно, всегда есть и другая сторона медали. Полная гармония в конечном итоге приводит к общественному застою и вопрос что морально, а что нет, теряет свое однозначное понимание, но это уже как говорится совсем другая история.

Вторая идея гармонии и баланса о знаниях, как базовом инструменте интеллекта. Знания должны обладать свойствам разносторонности. Кажется это очевидно. Действительно, если человек знает много, пусть и не глубоко, но обладает некоторым уровнем энциклопедичности знания, он имеет большую свободу маневра для своего дальнейшего образования. Не зря выше упомянуты советские физмат-школы. Ученик прошедший столь интенсивную подготовку в одной области знания ограничен в дальнейшем развитии, а значит для того, чтобы в его физмат-подготовке был смысл, необходимо быть уверенным, что во-первых, его личные способности достаточны для дальнейшего совершенствования и во-вторых, что для него найдется место в общественной экономике и общественной жизни, а для этого нужен советский Госплан рассчитывающий не только объемы того или иного товара, но количества требуемых  специалистов.

То есть, создавая людей-инструментов в обществе, где не просчитывается каждое движение, и каждый навык, мы рискуем потратить огромные ресурсы на подготовку людей, которым впоследствии придется переучиваться, для того, чтобы найти свое место в общественной жизни. Поэтому базовое образование должно быть ориентировано на разнообразие знания, на некоторый уровень энциклопедичности, конечно без фанатизма, настолько, насколько это возможно.      

Целеполагание

Перед каждым человеком в той или иной степени встает жизненный вопрос, зачем он появился на свет, каков его смысл жизни. Марк Твен как-то сказал, что человек рождается дважды, первый раз физически, а второй раз, когда понимает зачем. Конечно, это не обязательно большая общечеловеческая задача, не все хотят и должны становиться людьми несущими какую-то миссию, тем не менее, ядро личности без задачи на жизнь, которая для данного человека является большой, невозможно.
Кто-то собирается спасать человечество. Кто-то стремится совершить великое открытие, а чиновник из известного рассказа Чехова стремился завести крыжовник, что же и такая задача имеет место быть и между этими двумя крайностями масса промежуточных вариантов. Иногда большая задача определяется реальным масштабом личности, комплексом способностей и талантов, иногда ничем не подкрепленной амбицией, но она всегда есть. Не всем становиться Наполеонами, но каждому человеку предстоит стать самим собой, то есть решить, для чего он появился на свет. И этот вопрос обязательный. Можно выдвинуть следующую гипотезу – человек выделился из животного мира благодаря интеллекту, а интеллект развился как инструмент достижения целей отличных от элементарного выживания. 

Из сказанного следует стратегическая важность умения ставить цели. Даже может быть это и есть главное свойство человека, выделяющее его из животного мира – умение определить иерархию целей, составить план далекой и ближней перспективы, то, что называется расставить флажки на своем пути. Затем, используя собственное критическое мышление оценивать текущее состояния дел и корректировать план движения по очередному дню, более длительному периоду времени, всей жизни.
Если внимательно посмотреть на грамотно выстроенный воспитательный процесс, то он в значительной степени и состоит в развитии умения прогнозировать будущее, следствия собственных действий и соответственно в навыке ставить цели. Но сегодня этот процесс выглядит как естественный, в том плане, что мы все понимаем, как важна грамотно поставленная цель и как важен навык прогноза. А человек устроен так, - что он умеет, тому и учит свое потомство. Посему этот важный вопрос и не остается без внимания, любой педагог и просто взрослый человек, в силу личного развития умеет прогнозировать и планировать, а значит и может научить. Но естественное, выработанное опытом умение и система созданная как результат специального исследования, не одно и тоже.

В связи со сказанным выше, крайне интересно, как мог бы выглядеть курс – «Искусство планирования жизни». Возможно ли создать такой курс, который мог бы быть более эффективным, нежели процесс естественного воспитания. Может быть да, может быть нет, но проблема есть и осознать тот факт, что человеческая жизнь не может течь естественным образом, что человеческая личность и ее бытие есть дело совершенно противоестественное, было бы полезно.
Мысль такова. Мы формируем личность человека, создаем ее качества, даем интеллектуальные инструменты, заботимся о духовной базе. Это необходимо для того, чтобы жизнь человека была построена правильно, с нашей, взрослой точки зрения, но разве не будет разумным специально учить жизненному процессу, его разумному построению, а не реагированию по случаю вновь возникшего раздражителя. А разве жизненный путь и методы достижения поставленных целей логически вытекают их самих целей, пусть даже и идеально сформулированных и эта проблема не нуждается в специальной разработке?. 

Следует подумать о том как  учить не оценке жизненной ситуации, что такое хорошо и что такое плохо, а именно процессу, живому движению из своего личного прошлого в свое личное будущее. И не будет ли полезно также иметь специальные инструменты, навыки оценки, а не только критерии нравственности и морали. Если то то и то то морально или полезно, не факт, что для достижимости этого состояния достаточно его захотеть. Необходимо также понимать какие потребуются ресурсы, усилия, и в какой последовательности. Это уже вопросы техники жизни, а не чистого  пожелания. Как говорит поговорка – «Жизнь прожить не поле перейти», но как это делается? Просто показать направление и сказать, идти вот туда это хорошо, можно, но не будет ли полезным научить этому движению, возможным поворотам, отступам, умению ждать, выбирать правильное время для правильного действия, в общем, нет ли необходимости учить процессу, а не только определять его конечные, нравственные результаты?

Большая задача   

Предположим, человек способен расписать свою жизнь, грамотно определить необходимые усилия, расставить флажки на жизненном пути. Пусть это так, но тогда мы опять возвращаемся к твеновскому «Зачем человек родился?». Этот вопрос предполагает все же не технику жизни, а некую большую задачу, решение которой оправдывает его появление на свет, с его собственной точки зрения, и с точки зрения общества. Еще раз повторимся, большая задача должна соответствовать масштабу личности и самое главное быть стратегическим ориентиром в жизни человека.

Построить дом, создать крепкую семью, стать классным специалистом в своей профессии, чем не большие задачи? На людях способных так определить свою цель, стоит наш мир.
Но для того, чтобы мир не просто стоял крепко и уверенно, а еще и развивался, необходимо значительное количество личностей способных выйти из общей колеи и сделать то, что для общей массы не считается так уж важным и необходимым.
Конечно, большая задача в значительной степени определяется исторической эпохой и общими целями. Например, не так давно путешественник – человек готовый уйти в дальнее плавание, пройти сотни километров по неизведанной земле был на острие общественной полезности, по крайней мере, для своей страны и своего народа. А сегодня в эпоху космических технологий путешественник это шоумен, отрабатывающий гранты и рекламные компании или реализующий свою личную тягу к острым ощущениям. 
К сожалению, с ростом материального благополучия, увеличения объема ресурсов которые можно тратить не особенно задумываясь над реальной необходимостью, грубо говоря, с началом интеллектуального, духовного и физического ожирения цивилизованных народов, таких псевдо больших задач становится все больше.

Было бы, достаточно печально придти к выводу о необходимости войны и всеобщего разорения для того, чтобы человечество от шоу и пиар-компаний вернулось к работе на большое будущее. Да и смысла нет постоянно устраивать всемирные потопы для развратившегося человечества и готовить почву для запуска очередного процесса ожирения. Единственный конструктивный выход из положения это объявить содержательную большую задачу – педагогической целью.
В этом отношении педагогике еще есть над чем работать. Если из высоких педагогических сфер спуститься на землю, то позиция системы образования такова – мы даем тебе знания, а ты уже там сам подумай, чего ты хочешь в своей жизни добиться, кем ты себя видишь, какие цели ставишь. А в высоких сферах витают прекраснодушные убеждения: «У нас прекрасная молодежь, надо создать для нее возможности, а что надо, они сами разберутся». Или, например – «Человек рожден для счастья как птица для полета» или еще – «Главная ценность это свободная творческая личность».  Я конечно утрирую, но к сожалению не слишком сильно. Мы сегодня очень много говорим о свободном творческом развитии и намного меньше о проблемах стоящим перед цивилизацией и нуждающихся в том, чтобы за их решение кто-нибудь взялся.

Как они разберутся, на базе чего и каких ценностей? Кто эти ценности сформирует? Откуда известно, что такое счастье и в чем оно выражается, если оно не за счет других, и что будет творить эта свободная личность? От чего и для чего она свободна? Вопросов на самом деле больше чем ответов. Свобода и творчество - это лозунги от доброй тетушки – педагогики, которая изо всех сил хочет понравиться и которой страшно принять на себя ответственность за будущее, поэтому она и говорит устами Руссо - «Бойтесь помешать природе», что звучит как боязнь активной педагогической работы.

Отсюда и толстовская яснополянская школа в которой дисциплину и обязательность чего либо считали злейшим врагом воспитательной идеи. Толстой как достижение своей образовательной системы рассказывает о том, что крестьянские дети его школы могли уйти с урока, лишь потому, что где-то происходит что-то интересное и их куда-то позвали, мол главное они свободны и сами решают чем и когда им заниматься. Отсюда и современное желание принять в качестве цели свободное развитие личности, без анализа для кого, от чего и для чего эта свобода.
Сергей Иосифович Гессен, очень качественно дал критику такой свободы и веры в чудную человеческую природу. Гессен продолжает считать свободу главной нравственной целью образования, но уже вносит важную коррективу, утверждая, что  личность не рождается свободной, а формируется таковой в результате тяжелого и большого труда, в котором еще много неизбежного насилия. И, наверное, еще очень много смысла в Ницшевском вопросе о свободе – для чего человек свободен и от чего?

В общем, есть смысл говорить о необходимости формирования в сознании молодежи такой ценности, как общественно значимая задача. Понять, зачем нужен супруг, дети и дом полная чаша, и как этого добиться человек, действительно может сам. Очевидно, нужна денежная профессия, выбрать которую поможет предпрофессиональная функция образования и необходимо много работать, а вот зачем, и главное какие перед обществом стоят большие задачи, без системных усилий понять невозможно.

О том, что такое значимая научная или скажем техническая задача в этой книге уже говорилось, как и о дидактических подходах к ней. Здесь мы рассуждаем о структуре личности и о том, что нацеленность на Большую задачу должно стать личностной ценностью, для значительной части молодежи.

В решении такой задачи ключевым инструментом может стать история, только со специфическим пониманием своей функции. Мы все знаем историю, как то, что стало прошлым. В таком плане история – не более чем способ удовлетворения познавательного инстинкта человека. Но на самом деле история – это еще и возможность понять, почему современная жизнь общества сложилась именно так. Думается эту свою функцию, объяснение сегодняшнего дня история также выполняет, хотя уже и не столь явно, как пассивное изложение прошедшего. Функция проецирования прошлого на настоящее имеет место в силу того, что люди должны жить в социуме и, следовательно, появляется потребность понять, почему этот социум сложился именно так, а не иначе.
Но история может и должна быть знанием, продолженным в будущее. Факт существования исторических закономерностей говорит о возможности аппроксимации того, что известно о прошлом в будущее. Таким образом, можно показать, что движение человечества вперед всегда было и всегда будет следствием социальной, духовной и интеллектуальной активности выражающейся в решении стоящих перед людьми больших задач. Именно так, а не организацией личного бытия в отдельно взятом доме.

Это конечно не означает отрицание необходимости - «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына». Дополним необходимость вырастить сына, необходимостью вырастить дочь и желательно не одну. Но организация личного бытия должна сопровождаться знанием и пониманием необходимости решения больших задач, науки, технологии, искусства, философии и т.д. Педагогическая задача, таким образом, состоит в создании культуры восприятия большой задачи, в развитии понимания проблем науки, техники, социального устройства, того как эти задачи решаются и что предстоит сделать. Это активное знание делающее человека не просто многознающим, а именно образованным, то есть созданным для жизни в этом мире, в эту эпоху.

В заключение

Еще один важный компонент личности – культура общественной дискуссии и готовность к ней. Готовность в двух аспектах. У человека должно быть, что сказать и он должен уметь слушать. Надо честно признать, что значительная часть общественных ценностей и общественной морали, личности навязывается, что всегда вызывает противодействие и даже отрицание, что тоже общеизвестно. Конечно, есть уровень морального и нравственного поведения, совершенно необходимый для сохранения общества и государства. Есть законы поведения, отрицание которых равносильно уничтожению общества. Но очень часто нормы поведения и восприятия окружающего, как минимум подлежат критике.

И здесь сталкиваются право личности на свое мнение и право общества на признанную общественную мораль. Задача культуры дискуссии состоит в том, чтобы пройти между личностным эгоцентризмом и навязанной идеологией большинства. И для этого мало заявить о том, что ни у кого нет права на абсолютную истину, ни у общества в целом, ни у отдельной пассионарной личности. Прежде всего, необходима интеллектуальная позиция готовности к дискуссии, к принятию иной точки зрения, обсуждения всего того, что не очевидно и подлежит обсуждению

Таким образом в отношении всего неочевидного педагогическая задача должна состоять не в утверждении того, что такое хорошо и что такое плохо. Это, вопрос идеологии, политики и выбора сформированной, развитой личности способной самостоятельно наблюдать и анализировать окружающий мир и идущие в нем процессы. Педагогическая задача состоит в развитии культуры дискуссии и критического мышления по отношению к проблеме ценностей.

Конечно,  нет и не может быть, задачи  воспитания человека полностью свободного от каких-либо ценностей. Вспомним опять таки фразу Макаренко о том, что в условиях полной свободы растет только бурьян. Личная жизненная идеология должна быть ограничена общечеловеческими ценностями. В отношении остального моря взглядов, суждений, идей и идеологий человек имеет право на критическое, но не нигилистическое мышление. Не должно быть ни бездумного принятия, ни бездумного отрицания. Отношение к социальным процессам развитой личности должно быть последовательно, и обладать свойством мыслительной честности. Может быть, гармонически развитый человек представляющий собой цельную мыслящую, моральную личность и заключается в способности найти баланс между своей свободой и общественной необходимостью, для чего и должна быть поставлена моральная задача, выраженная следующими словами Блеза Паскаля:

Будем учиться добросовестно мыслить.
Вот главный принцип морали.


Рецензии