36 - 37 главы. Введение в автоэволюционику
Любые сложные системы иерархичны.
Они состоят из множества элементов и различных связей между ними.
Часто системе для функционирования необходимы все детали, из которых она состоит, а также необходимо, чтобы состояние деталей не было ниже некоторого минимального порога.
Однако, хоть все детали и их минимальное качество необходимы системе для существования и функционирования – некоторые элементы будут гораздо важнее всех остальных.
Работа системы, качество её работы, её эффективность и скорость будут зависеть прежде всего от этих деталей, их качества и уровня.
Распределение важности между всеми элементами часто согласуется с законом Ципфа – когда подавляющее количество важности будет у очень небольшого количества элементов, а небольшой остаток важности будет почти равномерно распределён между всеми остальными деталями.
Точные параметры этого распределения будут своими в каждом конкретном случае, да и речь идёт о некоей абстрактной величине – важности, значимости. Тем не менее, несмотря на абстрактность – значимость будет иметь вполне материальное и точно описываемое цифрами отражение в работе и функционировании системы.
Перейдём к конкретным примерам.
Иерархия значимости различных факторов и элементов систем и машин довольно очевидна. Очень просто увидеть её практически во всех окружающих вещах. Возьмём примитивный автомобиль времён начала 20 века. Автомобиль состоит из сотен различных деталей и десятков узлов. Когда мы начнём задумываться над его устройством и работой каждой из его составных элементов – мы сразу же увидим распределение значимости.
Прежде всего мы мысленно отделим детали, без которых автомобиль не сможет работать, и детали, устранение которых не повлияет на его главный функционал. Когда мы начнём рассматривать необходимые детали – мы тут же увидим главные детали, и детали, которые служат главным – детали придатки и детали приложения, которые, тем не менее - необходимы.
Двигатель и движитель (колёса) – это главные детали. А рама, трансмиссия, управляющий узел, кузов и источник энергии – детали, которые обслуживают работу этих главных деталей.
Суть автомобиля – транспортировка груза, и потому именно двигатель и колёса являются главными элементами, вокруг которых всё построено и организовано так, чтобы обеспечивать их работоспособность и управляемость.
Все остальные детали в автомобиле вообще можно рассматривать как не обязательные – они лишь усиливают главный функционал или служат множеству дополнительных малых целей.
Рассуждая таким образом, мы можем вообще отойти от автомобиля и рассматривать транспортные средства во всей полноте этой категории. Мы поймём – что вообще в любом транспортном средстве главное - это двигатель и движитель, а всё остальное (включая и движитель, к слову) зависит от той среды, в которой будет работать механизм и то, каким дополнительным функционалом мы его нагрузим.
Биологические машины – различные виды животных и растений устроены по такому же принципу. Их функционал имеет чёткую иерархию значимости, и, следовательно, их составные части и системы также чётко распределены по важности и значению.
Главное в эволюции жизни – это естественный отбор – эволюция. Остаются существовать только те биологические машины, которые оставляют наибольшее потомство. Смысл жизни – в размножении, экспансии. Самые первые представители жизни не делали ничего, кроме копирования. В то время существовало лишь размножение и только спустя огромное количество времени биологические машины стали обрастать другими функциями и следовать дополнительным программам.
Несложно сделать вывод – что главный функционал любого биологического вида и любого живого существа – это размножение, и весь организм, всё социальное устройство групп, все программы действий, взаимодействий и поведения – всё выстроено вокруг этой функции и служит её эффективности и максимизации.
Почти всем видам присуще стремление к самосохранению и всем социальным видам присуще стараться занять определённое место в группе – но обе эти базовые потребности лишь служат главному инстинкту – размножению. Об этом уже говорилось в этом трактате – но этот пример с устройством биологической жизни хорошо иллюстрирует и принцип иерархичности частей целого.
Устройство биологических организмов хорошо иллюстрирует и другой закон – необходимость наличия всех элементов для работоспособности системы. Именно поэтому многие органы и функциональные части организмов дублируются или даже имеют большее количество запасных копий.
Жизнь показывает и отличный пример эмерджентности – когда целое имеет свойства и функционал, не присущий и даже не предполагаемый у тех деталей, из которых оно состоит.
Человеческие организации, государства и корпорации также организованы по принципу разной значимости составных элементов.
Если компания занимается торговлей – главными частями в ней будут отдел закупок и отдел продаж, а все остальные будут лишь обслуживать и помогать им, включая и руководство, задача которого – правильно и эффективно организовать их работу.
В государстве главной и основной частью будет экономический базис, производящий материальные блага и услуги. Все же остальные части и структуры лишь обслуживают и обеспечивают его. Экономический базис, в свою очередь, служит главной биологической задаче – размножению, но это уже сфера жизни и эволюции.
Конечно, наши навыки и умения, наши характеристики и атрибуты также являются сложными системами и также иерархично организованы.
В основной главе говорилось о так называемых «навыках ключах» - это очень важное понятие.
Навыки ключи – это навыки и умения, которые дают возможность получать другие навыки или позволяют делать это быстрее и эффективнее. Высшее образование в основном направлено именно на усвоение таких метанавыков.
Метанавыки уже описывались в этом тексте раннее.
Умение сосредотачиваться, концентрация – один из них. Если мы хорошо задумаемся, мы сможем вспомнить множество навыков ключей – умение читать и писать, критическое мышление, умение гасить тревогу и волнение, знание иностранных языков, красноречие, здоровый образ жизни, большой капитал, навык организации работы и рабочего пространства, умение работать со своими или чужими эмоциями, навыки пользования компьютером и интернетом и ещё многое, многое другое.
Ключевых навыков достаточно много, но по-настоящему важных – очень ограниченное количество.
Понятие «навык» здесь очень широкое – это умения, приёмы, автоматизмы и вообще любые характеристики, включая и материальные объекты или контексты.
Мы легко можем определять, какие характеристики являются ключевыми, а какие – нет.
Нужно ответить на вопросы – помогает ли характеристика получать другие характеристики ? Делает ли характеристика использование другой характеристики более эффективным или результативным ? Открывает ли характеристика возможность получать другие специфические характеристики, которые невозможно получить, не получив сначала её ? Усиливает ли характеристика наши другие характеристики прямым или косвенным образом ? Открывает ли характеристика новые возможности в использовании других характеристик; позволяет ли использовать другие характеристики новым способом или расширяет горизонт их использования ? Способствует ли характеристика дальнейшему развитию и прогрессу ? Считается ли эта характеристика важной и необходимой в среде разбирающихся в данной сфере деятельности людей ? Считается ли характеристика важной и необходимой по общему мнению ?
Попытка ответить на такие вопросы позволит понять, на каком иерархическом месте находится та или иная характеристика.
Важно отметить, что существует как общие метахарактеристики, так и метахарактеристики в каждой отдельной области или сфере.
Каждая деятельность – это сложная система, в которой множество составных частей, каждая из которых занимает своё место в иерархии.
Профессионалы и мастера хорошо разбираются и чувствует, какое место в иерархии важности занимает каждый их приём и умение. Они инвестируют свои ресурсы прежде всего в них, так как именно их развитие принесёт наибольший вклад в общий прогресс.
Всегда можно попросить таких людей поделиться своим профессиональным мнением и взглядом, особенно если мы только пришли в какую ни будь сферу или область. Их советы будет трудно переоценить, и мы должны относиться к ним с глубоким вниманием и соответствующим уважением. Следуя таким рекомендациям и советам – можно срезать множество углов и избежать огромного количества ошибок.
Ещё лучшим будет собрать информацию и мнение от большого количества разбирающихся в вопросе людей – так мы будем нивелировать влияние на мнение личного опыта, индивидуальных особенностей и случайностей, которых у отдельного человека может произойти очень много на пути к успеху и в жизни в целом.
В ключевые характеристики следует вкладываться в первую очередь. Приоритеты в распределении времени, усилий, денег, мотивации и других ресурсов нужно расставлять в их пользу. Даже если все остальные характеристики находятся в плачевном состоянии – качественно развитые метахарактеристик может сильно поднять уровень итогового результата.
Именно развитые метахарактеристики, как мне кажется, являются причиной поговорки: «талантливый человек – талантлив во всём».
Хорошо усвоив искусство обучения, или, к примеру – мнемонические приёмы – мы сможем получать огромное преимущество над теми, кто этого не сделал практически во всех жизненных делах и проектах.
Развитие метахарактеристик часто менее понятно и прозрачно, нежели развитие обычных. К большинству из них мы как-бы не можем подступиться напрямую и конкретно. Мы развиваем их как-бы косвенно – занимаясь другими делами и развивая другие характеристики, и позже анализируя свой путь, решения и ошибки.
Конечно, возможно непосредственно запоминать и усваивать знания и приёмы, касающиеся процесса обучения, но чувствовать и понимать по-настоящему, как нужно обучаться и какие подходы при этом применять – мы начнём только тогда, когда будем непосредственно обучаться чему либо, делая это не так, как привыкли, а правильно.
Метахарактеристики скрываются за теми делами и процессами, на которые имеют влияние, и их тяжело анализировать и рассматривать непосредственно – нам нужны будут примеры, конкретный материал, через рассмотрение и анализ которого мы и будем видеть сами метахарактеристики.
Часто их называют интуицией, профессиональным чутьём, опытом – но на самом деле они являются вполне конкретными приёмами и мастерством, и такое указывание на них связано именно с их призрачной природой.
Перечислить все метахарактеристики – дело не нужное, но можно привести примеры ключевых навыков, умений и подходов для каждого атрибута человека:
Тело - его здоровье, красота и динамические параметры.
В этой сфере можно выделить следующие ключевые характеристики:
отсутствие вредных привычек;
низкая склонность к рискованным действиям и поступкам;
внимательность к изменениям в теле;
регулярные обследования и сдача анализов;
построение долгосрочной картины результатов обследований и анализов;
правильное питание и наличие базовых знаний в сфере нутрециологии;
наличие базовых знаний в сфере медицины, анатомии, биохимии, психологии и психиатрии;
правильный режим сна;
навыки управления стрессом;
регулярная гигиена и уход;
вкус к одежде, причёске и общему стилю;
регулярные занятия физкультурой;
наличие регулярной двигательной активности высокой интенсивности;
возможность консультации со специалистами во всех областях, связанных с телом и его функционированием, а также со специалистами в сфере моды, дизайна и стиля.
Душа состоит из огромного количества характеристик, которые представляют из себя гораздо менее цельную картину, нежели характеристики тела. Ключевых характеристик души можно выделить огромное количество.
Каждая сфера деятельности, в которой задействована душа, будет содержать свой отдельный набор ключевых вещей. Я здесь остановлюсь только на разуме и чувствах в целом.
Итак, можно перечислить следующие метахарактеристики души:
умение читать и писать;
искусство сосредоточения;
навыки управления эмоциями и чувствами;
навыки критического и рационального мышления;
владение базовыми знаниями всех наук, и в особенности знаниями логики, философии, языкознания и математики;
навыки управления собой, понуждения себя - навыки дисциплины;
знание иностранных языков;
базовые знания психологии и психиатрии;
возможность получать консультации и помощь специалистов в области психологии, психиатрии и психотерапии;
доступ к общению с профессионалами и мастерами в интересующей нас области;
навыки обращения с компьютером и интернетом;
мнемонические приёмы;
навыки внимательности;
навыки дидактического, индуктивного и абдуктивного мышления;
навыки организации интеллектуальной и научной работы, а также владение научным методом познания реальности.
Капитал – также очень рыхлый и обширный атрибут.
Ключевые характеристики капитала выделить очень сложно.
Если речь идёт об обычном человеке, то, бесспорно, владение собственной недвижимостью будет фундаментальным преимуществом, особенно в мире современного капитализма.
Можно также добавить отсутствие долговой нагрузки и наличие актуального образования.
Финансовая грамотность также будут очень полезна во всём, что связано с владением материальными ценностями и их приращением.
Вообще знания азов политэкономии, правил функционирования рынка, государственного регулирования, финансового и трудового законодательства, юриспруденции и правил ведения бизнеса будет являться ключевой характеристикой, в той или иной степени.
Ведение учёта расходов и доходов, привычка откладывать и инвестировать часть доходов, умение жить скромно и дешево – всё это также ключевые характеристики для развития капитала.
Дух – это особый атрибут.
Не сложно выделить в нём главное.
Любовь – это самое важное в духе. Любовь – это смысл реальности, и именно она является центром всякого благого устремления, благого дела, слова или мысли. Любовь является причиной всех правильных и добрых поступков человека. Любовь – это фундамент любого истинно хорошего духа и души.
Именно Любовь является ключевой характеристикой духа.
Общее стремление человека к добру, развитию и благу для всех – прямое следствие наличия в нём Любви.
Духу и его развитию посвящены тысячи жизней и трудов – и все они сходятся в том, что Любовь является главным элементом в любом духовном совершенствовании.
Именно развитию Любви в себе мы и должны уделять основное внимание при развитии своей духовной стороны – своей личности, сути.
Конечно, не нужно отождествлять понятие Любви с обыденными и привычными нам значениями.
Любовь истинная – это нечто иное, - это лестница в небо, бесконечная и немыслимая.
Совершенствование Любви – это бесконечный процесс.
Смирение, великодушие, смелость и твёрдость в моральных и этических вопросах – также очень важные составляющие духа, и они также будут играть роль во всей нашей жизни и во всей нашей реальности.
Итак, подведём итоги этой главы:
• Любые сложные системы, механизмы и структуры иерархичны.
Это означает, что одни части, из которых они состоят – обладают большей значимостью, нежели другие, хоть для работы системы может быть необходимым наличие всех частей.
Распределение важности между частями часто соответствует закону Ципфа – то есть основная часть значимости приходится на один или несколько элементов, а оставшаяся небольшая часть значимости распределяется между всеми остальными почти равномерно.
• При развитии какой-либо системы наибольшее внимание и ресурсы нужно выделять именно на совершенствование самых важных её частей, так как их качество и уровень будут иметь наибольшее влияние на работу системы в целом.
• Понять, какие части системы являются ключевыми и наиболее важными поможет анализ и осмысливание устройства этой системы и её целевой функции.
Специальные наводящие вопросы могут помочь в этой интеллектуальной работе.
Также может быть очень полезным узнать мнение специалистов и профессионалов насчёт того, что они считают наиболее важным в их работе и мастерстве.
Чем большее количество специалистов в какой-нибудь конкретной области мы опросим – тем более релевантные и приближенные к истине сведения мы получим.
• Ключевые элементы могут быть как очень широкого профиля, касающиеся всей жизни и всего развития, так и узкие – в каждой отдельной области и сфере.
• Часто бывает трудным и практически невозможным заниматься развитием непосредственно ключевых вещей.
В основном мы будем заниматься их улучшением опосредованно – занимаясь конкретными делами и совершенствуя конкретные характеристики и позже рефлексируя над тем, как мы проводили работу или какие действия совершали, что сделали правильно или неправильно, какие трудности испытывали и на что нам нужно обратить внимание в первую очередь.
Всё в мире иерархично – таков порядок и закономерность вещей в нашей реальности.
Определять и устанавливать правильную иерархию – очень важное искусство в жизни и в деле достижения любого результата.
Усилия и работа – направленные в это русло дадут богатые плоды и, конечно же, окупятся многократно.
Глава 37. Об иерархии знания
Познание реальности – важнейшая часть человеческой жизни.
Именно исходя из знаний о реальности мы строим свою жизнь, свою судьбу.
Картина реальности в нашей голове и наши желания с потребностями – два фундаментальных основания всех наших действий, наших планов и стратегий.
Мы нуждаемся в информации, нуждаемся в постоянном её обновлении и приращении – это заложено в наши гены и мозг на самом базовом уровне. Любопытство присуще всем высокоразвитым животным, а нам – особенно.
Этот инстинкт существует потому, что знание и понимание окружающей среды очень прочно связано с выживанием особи, группы и вида, а также напрямую влияет на перспективы размножения и экспансии. Как уже говорилось – размножение – главная цель жизни на земле, и оно напрямую зависит от того, насколько хорошо и полно окружающая среда и условия уложены в геном вида и нервные системы отдельных особей.
Обучение через эволюцию – когда информация об окружающем запечатлевается напрямую в геноме через постоянный естественный отбор – это как-бы первая степень способности жизни познавать окружающую реальность.
Вторая степень – это индивидуальное обучение.
Второй степенью овладели существа с развитой нервной системой, благодаря которой они смогли запоминать и анализировать поступающую в них информацию, делать выводы и корректировать соответствующим образом своё поведение.
И, наконец, совсем недавно по меркам истории эволюция жизни достигла третьей степени познания – культуры.
Культура – это то, что позволяет знанию пережить своего создателя и носителя – это передача информации и знания собратьям и потомкам с помощью воспитания, коммуникации и технологий.
Для доступа к третьей степени познания существам необходимо не только наличие развитой нервной системы, но и быть представителями социальных видов.
Успехи вида хомо сапиенс во многом, если не во всём, зиждутся именно на развитии этой третьей степени познания. Сначала мы невероятно развили способности к коммуникации, благодаря чему в нас развилась вторая сигнальная система, а также в нашем сознании появилась символьно-языковая модель реальности. А потом мы изобрели письменность и искусство – которые позволили напрямую дублировать часть функционала нашего мозга во внешний мир, к тому же сохраняя её на периоды времени, намного превышающие рамки жизни любого человека.
Книгопечатание, телеграф, телефон, радио и интернет, а также всё, что появится в будущем – всё это, по сути, лишь продолжение этого процесса развития средств коммуникации и сохранения информации и знаний.
Человек вышел на новый уровень. Будучи существом племенным – он стал способен строить муравейник – цивилизацию, и стал абсолютно доминирующим видом в биосфере земли, если смотреть на могущество и уровень возможностей.
Знание иерархично – как и любая сложная система.
Наш мозг мастерски умеет определять актуальную для него в данный момент информацию – этим в нём занимается так называемая сеть выявления значимости. Она анализирует весь поток информации, поступающей от органов чувств и выделяет то, что может быть важным и полезным для наших текущих целей и потребностей.
Наше сознательное восприятие – это и есть потребление этих уже подготовленных мозгом цельных конструктов и объектов. Мы можем быть в заблуждении – что воспринимаем всё, что на самом деле чувствуем и воспринимаем, но, если немного подумать над этим и понаблюдать над собой, станет очевидно, что наш осознанный опыт – лишь вершина айсберга того, что действительно принимает наша нервная система.
И даже не вершина айсберга, не часть получаемой информации – а уже переработанный и подготовленный продукт первичной обработки и анализа.
Множество экспериментов подтверждают такую теорию – начиная от не восприятия нами слепой зоны глаза и частей носа, и заканчивая ложными воспоминаниями.
Человек не приспособлен воспринимать этот мир объективно и непредвзято, во всём его величии, красоте и многообразии. Человек заточен быстро и эффективно анализировать поступающий в его мозг огромный поток информации, находя и выделяя в нём всё то – что будем способствовать его выживанию, размножению или решению поставленных им самим перед собой задач.
Если знание – общая картина реальности – иерархично – то как же устроена эта иерархия ? Какие части в этом знании будут метазнанием – на котором будет основано всё остальное знание и усвоение которого позволит более эффективно и глубже усваивать всё остальное ?
Я считаю, что таким метазнанием будут четыре следующие области знания – языкознание, логика в широком смысле этого термина, философия и математика.
Это четыре столпа, овладев которыми – можно спокойно заниматься чем угодно и познавать какие угодно другие области.
Это основа, базис, прочный и надежный фундамент – на котором можно строить сколь угодно высокие и тяжёлые сооружения знания и мудрости.
Разберём отдельно каждый из столпов.
Языкознание – во многом основа нашей способности познавать.
Как уже говорилось – у нас есть символьно-языковая модель мира и вторая сигнальная система – и по большей части всё наше интеллектуальное развитие проходит через них и посредством их.
Язык формируется тысячелетиями и буквально впитывает все особенности и закономерности окружающего мира, а также в нём содержатся все возможные реакции и ответные действия на эти особенности и закономерности, выработанные в данном обществе за очень долгое время.
Поэтому у разных народов и племён, проживающих в разных местах и условиях, и имеющих разный уклад жизни языки будут отличаться. Отличия будут как в мелочах, так и в самых глубинах языка. Отличия будут касаться самой структуры языка и его базовых правил.
Отличия в произношении и наборе звуков для слов не столь важны – они, как правило, формируются случайно, стихийно и не несут глубинного смысла.
Также необходимо заметить, что очень во многом все языки похожи – все, по большей части, имеют одинаковое базовое устройство и закономерности, а также похожую историю формирования и развития. Именно это и даёт возможность в принципе изучить другой язык и довольно точно переводить с него.
В некотором смысле, в языке зашито и заложено всё знание об окружающей реальности. В его закономерностях и правилах отражены все базовые закономерности и правила реальности – и человеку нужно только научиться их распаковывать.
Это – весьма трудная задача. Язык – это не искусственный интеллект – он ничего не делает сам и не подсказывает, если возникнут затруднения. К тому же он может быть очень неточен и неконкретен – когда дело доходит до мелочей, сложных деталей и плохо исследованных областей. Он скорее подобен карте, причём не сильно высокого качества – по ней можно ориентироваться и вполне успешно добираться до намеченных мест – но дело это – искусство и мастерство.
Я считаю, что все следующие столпы знания – логика, философия и математика – это некая надстройка над языком, некий софт – позволяющий применять язык гораздо более эффективно и удобно, а также значительно его усиливать и заострять в решении неких узкопрофильных задач.
Логика и математика – первые такие надстройки.
Они появились ещё в глубокой древности. Аристотель - первый известный нам человек, который сформулировал и формализовал базовые законы логики и логических конструкций.
С помощью логики стало возможным обходить большую часть несовершенств языка и формулировать корректные и истинные суждения, практически не обращаясь к самой реальности.
Естественно – производство знаний и выводов при таком способе жёстко ограничено количеством знаний, запечатлённом в самом языке – но для уровня познаний людей древнего мира логика стала потрясающим инструментом. Она легла в основу всех древних наук и заняла важное место во всей философии той эпохи и всех последующих времён.
Многие мыслители и просто люди даже наделяли логику и производные от неё математику и геометрию некими сверхъестественными свойствами, так-как тот факт, что лишь с помощью правильных рассуждений и небольшого количества знаний можно очень точно предсказать поведение реальности в некоей ограниченной области, например, точно рассчитать полёт снаряда баллисты – действительно поразительное явление, которое легко принять за магию.
Логика также научила людей работать с противоречиями – и это стало крайне важной переходной точкой к новому мировосприятию и мышлению.
Работа с противоречиями, закон тождества и закон исключённого третьего – потрясающая инновация в построении картины мира в нашей голове, и мы не всегда способны понять их важность и оценить по достоинству только лишь потому – что изучаем эти правила и конструкты в очень раннем возрасте и воспринимаем как данность.
Логика невероятно важна - потому что буквально лежит в основе нашего сознательного восприятия и способности формировать единую картину реальности.
Без логики мы буквально не сможем пользоваться и изучать очень многие науки и предметы.
Логика правильно отражает очень многие глубинные закономерности реальности – той реальности, которая реально существует за пределами нашего мозга.
Охватывает ли логика всю реальность – открытый вопрос. Я считаю, что современная наука уже подбирается к пределам её использования.
Я имею в виду квантовую механику и передний край космологии.
Возможно, что в будущем логика станет как физика Ньютона – она будет правильно и корректно описывать реальность, но только в неких границах применения, выйдя за которые, мы будем использовать более совершенные, продвинутые и полные инструменты познания.
Шло время – логика развивалась. Она разветвилась на несколько направлений – дедуктивную, индуктивную, абдукторную логику, формальную логику, математическую формальную логику, кибернетическую логику, диалектическую логику и многие другие.
Самым же интересным и важным направлением развития логики было совершенствование её применения в науке и познании.
Появились такие великие инновации, как метод фальсифицируемости Карла Поппера, концепция бритвы Оккама, в целом весь аппарат научного метода и архитектура современного научного эксперимента и исследования.
Я отношу эти вещи непосредственно к логической науке – они появились и развивались в её рамках, и все их создатели были хорошо знакомы с трудами Аристотеля и во многом на них опирались.
Когда я пишу слово «логика» - я имею в виду всё это, - весь багаж современного знания о знании и о том, как его получать.
В этот багаж также входят и открытия в нейронауках, психологии, психиатрии, когнитивистике и теории принятия решений.
Знание о когнитивных искажениях, фундаментальной ошибки атрибуции, системе один и системе два нашего мышления, предвзятостях и слепых пятнах нашего восприятия позволили очень серьёзно продвинутся в сфере развития рационального мышления. Причём как на уровне общества, так и на уровне отдельного индивида.
Со знанием обо всех этих вещах пришли и практики работы с ними – возможность в немалой степени на них влиять, устранять их зловредное влияние и усиливать их полезные эффекты.
Человечество осознало глубокую биологичность своего разума и мышления – и это знание возвысило наши интеллектуальные и аналитические способности на недосягаемую ранее высоту.
Будущие открытия позволят достичь ещё больших высот и гораздо более высокой эффективности. Будущие знания ещё сильнее возвысят уровень могущества нашего разума.
Математика – ещё более узкая и обособленная надстройка над языком.
Все математические операции и действия можно производить с помощью обычных языковых высказываний и конструкций.
Но в какой-то момент они станут настолько громоздкими и запутанными, что ими невозможно будет пользоваться. Потому и появилась математика, в которой понятия и операции, которые в языке описываются целыми предложениями и абзацами заменены изящными символами и знаками.
Математика устроена как высокое здание – у неё есть фундамент – базовая математическая логика и ключевые аксиомы и тезисы, и огромное количество этажей. Каждый новый этаж зиждется на нижестоящем, и нельзя усвоить его, не усвоив прежде все предыдущие.
По мере продвижения по этажам, уровень математического знания очень быстро уходит за пределы обыденных житейских дел. Обычному человеку в большинстве сфер работы и творчества вряд ли понадобятся даже обычные логарифмы и производные, не говоря уже про сложные материи высшей математики и математического анализа.
Важность математики сложно переоценить. Это знает и чувствует любой человек.
Реальность, во всяком случае та её область и состояния, в которых проходит наша человеческая жизнь и деятельность – устроена математически – по математическим принципам и правилам.
Нужно понимать, что это не реальность подчиняется и продуцируется математикой – это математика – отражение реальности, оптимизированное и избавленное от груза конкретной формы.
Математика – это язык почти всех наук.
Научное знание обычно представлено в форме математических формул, функций, графиков и других подобных форматах.
Применение научного знания также обычно не происходит без математических операций.
Мы не сможем воспользоваться подавляющей частью результатов науки – если не освоим математику на достаточном уровне.
Итак – языкознание, логика и математика – всё это звенья одной цепи, или лучше сказать пирамиды, всё более сужающейся и конкретизирующейся к вершине.
Эта пирамида – базовый язык любого знания и познания.
Мы начинаем постигать его ещё в самом раннем возрасте.
К сожалению, в школе не преподают логику – и это огромная ошибка, решением которой в нашей стране готовы были заняться в середине 20-го века, но что-то пошло не так.
Изучение логики хорошо согласуется с изучением языка – особенно с изучением структуры предложения и правил, по которому его необходимо выстраивать.
После школы, к ещё большему сожалению, большинство людей прекращает изучать и язык с математикой.
Знание логики и правил рационального мышления у очень многих людей находится на очень низком уровне – и это огромная проблема как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом.
Но есть и ещё один повод для грусти и сожаления – в школе и после неё для большинства отсутствует изучение ещё одного крайне важного предмета, образующего фундамент всего знания и познания - философии.
Философия – та область знания, на которой также зиждется вся современная наука, искусство и интеллектуальная мощь человечества.
Сложно сказать, что философия – это ещё одна надстройка над языком. Философия, безусловно, использует язык и активно применяет заложенные в него знания – но, всё же, язык не вмещает всё её содержание и методы.
Философия – это опыт размышления человечества о бытии и его устройстве.
Философия – это история развития человеческого разума и его достижений.
Философия – это главный инструмент саморефлексии разума и сознания человечества и каждого отдельного индивида.
В какой-то степени все важные понятия в языке и культуре – продукт философской работы.
Философия – это наборы взаимосвязанных идей и концепций, фактов и их интерпретаций.
Наука – часть философии, просто сильно обособленная, получившая огромное развитие и масштаб.
Возможно, я использую понятие философии в очень широком смысле – но именно в таком масштабе я и предлагаю его осмысливать.
Философия – такая же базовая вещь для знания и познания, как и язык, логика и математика потому – что без неё также практически невозможно учиться, познавать этот мир и эффективно в нём действовать.
Любое более-менее сложное понятие, идею, концепцию, идеологию, интеллектуальную конструкцию невозможно будет понять и усвоить без владения философией и философскими методами хотя бы на примитивном уровне. Тем более, без философии, невозможно производить и строить такие вещи.
Философия – это оперирование абстракциями высокого уровня и обобщения, и сложно себе представить любую сложную интеллектуальную деятельность и работу без применения этого навыка.
Философия включает множество вещей.
Прежде всего это так называемые ключевые идеи – понятие об объекте и субъекте, вещи в себе и в нашем восприятии, сущности и атрибутах, эссенсиализме, бытии и ничто, анализе и синтезе и многих других.
Также философия включает и методы исследования, познания и построения рассуждений.
Методы занимают очень важное место – они во многом определяют философские течения – глобальные подходы к занятию философией и познанием, и их некоторую обособленность друг от друга.
Философия – как и многие другие вещи – в своём развитии напоминает дерево – есть широкие и мощные немногочисленные основания, которые разветвляются на отдельные ветки течений и школ, и чем выше, тем большее их количество можно наблюдать.
Метод Сократа – заключающийся в последовательном задавании вопросов и формулировании ответов на них – пример одного из философских методов.
По сути, логика Аристотеля – это также метод философского рассуждения, разработанный с целью поиска и установления истины.
В философии важен и путь самого философа.
Философия – очень индивидуальная вещь, и почти всегда всё, что связано с философией примыкает к тому или иному человеку.
Также настоящая философия предполагает настоящее следование учению, которое ты придумал или взял на вооружение. Потому и важны жизни философов. Хорошо и правильно изучать их и анализировать.
Философия настолько объёмна, что не хватит и десяти жизней, чтобы внимательно прочитать и усвоить даже важные и основные труды. Это печальный факт – но нужно с ним смириться.
Не надо стараться усвоить как можно больше первоначального авторского текста, и особенно гнаться прежде всего за количеством, а не качеством. Почти все труды уже переработаны и оптимизированы для быстрого и эффективного изучения. Нужно ухватить основные идеи и важнейшие периоды в истории философской мысли. Нужно разобраться и освоить основные философские методы и практики, чтобы потом применять их самим, в том числе закрывая любые пробелы в конкретных знаниях и компетенции.
Многие вещи в философии удивительно похожи и сходны, и хорошо разбирающийся человек часто сам может прийти к тем или иным идеям или подходам, к которым приходили философы прошлого.
Конечно, лучше и полезнее было бы усваивать их раньше, в готовом и доведённом до определённого уровня виде, но не всегда можно легко до них добраться и разобраться так-же, как если бы ты дошёл до них сам. Самостоятельно выведенные и разработанные идеи, концепции и подходы, как правило, уложены в голове гораздо более совершенно и глубоко, чем почерпнутые извне.
Философию желательно изучать в прочной привязке к чему-нибудь практическому и обыденному.
Простое абстрактное мудрствование и теоретизация плохо укладывается в голове и имеет очень слабую связь с настоящей реальностью и практикой.
Можно заниматься своими проектами, или вести научную деятельность, или изучать какую-либо науку, или пытаться решить проблему или ответить на вопрос, или вести спор, дебаты или критику и оставаться на постоянной связи с философией.
Нужно пытаться постоянно прикладывать философию к деятельности и также наоборот – прикладывать деятельность к философии. Результат взаимодействия и будет настоящим занятием философией, и, к тому же, с немалой вероятностью, реальная работа и практика также станет гораздо более качественной и эффективной, и даже, возможно, получится прорыв, взрывное развитие, ускорение роста или новые открытия.
Философия также включает все идеи и концепции, выходящие за пределы науки и традиционного познания.
Наука имеет ограничения. Теории и гипотезы, которые невозможно фальсифицировать – не являются научными.
Но без таких теорий и гипотез нам не обойтись в построении единой картины реальности. Мы нуждаемся в единой картине, охватывающей всю реальность – такова наша потребность и мы чувствуем дискомфорт и тревогу, когда ощущаем не закрытость каких-то вопросов.
Многие люди религиозны, некоторые пользуются многочисленными различными видами метафизики и эзотерики – но все они, в конечном счёте, будут использовать философию как метод связывания всего этого в единое целое и построение исходя из всего этого стратегии и тактики своей жизни.
Религия напрямую включает в себя философию.
Эзотерика, народные верования, метафизика и прочее будут выступать как источник информации и смыслов – но обрабатываться и внедряться в жизнь всё это будет философскими методами.
Естественно – и науку мы воспринимаем и пользуемся ей соответствующим образом.
Большинство наук не содержат в себе никакой телеологии, морали и даже какого-либо отношения к той части реальности, которые они описывают. Тем более в них не содержится инструкций к применению их знаний на практике и в жизни.
Все эти вопросы будут решаться философией – а наука будет лишь инструментом и материалом.
Те немногочисленные науки, которые всё же вынуждены работать с не фальсифицируемыми теориями и отвечать на очень фундаментальные вопросы – часто в некоторых своих местах плавно переходят в философию и метафизику. В них начинает проявляться индивидуальность учёных и их личные взгляды на реальность и её смысл, а также все рассуждения и методы начинают приобретать черты чисто религиозных или философских рассуждений и подходов.
Философия весьма многообразна.
Как уже говорилось – философия очень индивидуальна. Философию изучают в привязке к личностям, их биографии и историческому контексту, в котором они находились.
Также важным аспектом является преемственность.
Почти нет философов, начавших мыслить и создавать свои труды с нуля – почти все они продолжали учение своих учителей, опосредованных или же прямых.
Многие из философов спорили и изменяли учение своих предшественников. Но почти никто не начинал с нуля. Более того, большинство философов выступали как сегмент большой и длинной цепи какой-либо философской школы или направления, продолжая дело своих учителей и передавая его своим ученикам. Часто такие цепи становились деревьями с многочисленными ответвлениями, в основании которых вставали конкретные люди.
Изучать такие деревья с середины или с начала каких-либо ответвлений не желательно – можно понять неправильно или вообще не понять многие вещи.
Философ в любом месте такого дерева создавал свои труды в контексте всех предыдущих учений. Он оперировал понятиями предшественников и на их основании создавал новые понятия. Он явно или не явно, осознанно или не осознанно подразумевал под теми или иными словами или идеями тот смысл, который вытекает из контекста всех предшествующих трудов и учений.
Если мы хотим качественно и глубоко понимать то, что излагает философ – нам желательно изучить все или хотя бы основные труды его предшественников. Труды основателей и главных деятелей философской школы или направления.
Философские школы и направления обычно обосабливаются по времени и месту в широком смысле этого слова.
Время – это историческая прямая – древо от учителей к ученикам, которое могло не прерываться многие сотни лет и разрастись в очень обширную и громоздкую структуру, имеющее, тем не менее, общее основание и немногочисленные основные ветви.
Место – это цивилизации, культуры и народы.
Западная философия, берущая своё начало в древней Греции.
Восточная философия Китая, Японии и Кореи.
Современная мульти культурная интернациональная философия.
Всё это весьма не цельные, но тем не менее обособленные и имеющие внутреннюю согласованность большие континенты философии человечества.
Будет очень трудно пытаться разобраться в одной из этих философских областей с помощью подходов и инструментария, применявшегося к изучению другой.
Желательно осваивать эти разные философские миры по отдельности. Каждый с основ и от корня к кроне. От древности к современности.
И только когда все они более или менее улягутся в разуме как самостоятельные единицы – тогда можно пытаться осторожно и аккуратно проводить синтез.
По итогу о философии можно сказать – что она как бетонная смесь – склеит и соединит всё, что есть в нашем разуме в единое и прочное целое.
Она выявит и покажет все противоречия, поможет с ними работать и в конце концов позволит сгладить или даже устранить их.
Философия покажет также и похожие или идентичные идеи и мысли, как бы они не отличались по форме и структуре.
Философия структурирует наш разум и всё его содержание.
Поговорка про математику – что она приводит мысли в порядок – наиболее подходит именно к философии и её свойствам.
Не нужно бояться и смущаться разнообразию, сложности и противоречивости философии – она отражает наш человеческий разум и делает это очень хорошо. Она отражает всю историю работы и жизни этого разума в тысячах и миллионах гениальных и трудолюбивых людей. Противоречия и разнообразие – это ценные свойства философии, её фундаментальные черты и мы должны бережно и осторожно воспринять, и усвоить их, а потом научиться обращаться с ними, оперировать ими и использовать так, как научит этому она сама.
Так мы обретём по-настоящему серьёзное могущество разума и сознания. Мы выйдем на абсолютно другой качественный уровень мышления и восприятия.
Это будет подобием той разницы в обращении языком – какую имеют человек, никогда не изучавший язык и его законы и правила, и человек – прошедший полный курс его изучения и практики от школы до окончания института.
Философия позволит видеть мышление и его законы, обращаться с ними так, как захочется, использовать их правильно и эффективнейшим образом, а также оптимизировать, дополнять и совершенствовать их.
Философия – это как раз тот метанавык и метазнание – которое окажет самое непосредственное и глубочайшие влияние на все стороны нашей жизни, на всё – что мы делаем, чем занимаемся и что из себя представляем.
Итак, все четыре столпа любого знания описаны. Их значение объяснено.
Я надеюсь, что мне удалось описать причины, почему именно эти области знания являются ключевыми и фундаментальными.
Эти четыре метазнания – как ключи или набор отмычек, овладев которыми - вы сможете открывать двери любого знания, любых навыков и любой работы разума.
Вам будет доступно самостоятельное, глубокое и эффективное изучение чего угодно – от квантовой механики, тригонометрии и молекулярной биологии до изучения классической английской литературы, мифов народов центральной Африки и трудов Карла Густава Юнга.
Вы сможете разобраться в чём угодно, если захотите и потрудитесь.
Вы будете знать, как собирать информацию и факты, как их сортировать и ранжировать, как на их основании строить гипотезы и заключения, как проверять их истинность, как выстраивать идеи и теории в единые непротиворечивые системы и как потом использовать эти системы на практике и в самых обыденных частях жизни.
Пусть удача и отличные результаты пребудут с нами при изучении четырёх столпов любого знания – языкознания, логики, математики и философии !
Свидетельство о публикации №225041800571
Елизавета Качеткова 24.04.2025 09:16 Заявить о нарушении