Переход
-Нет. Сегодня не получится. В библиотеке-музее вечером концерт Ольги Плотниковой. Знаешь, эту певицу?
-Слышал, и по телевизору видел ее. Неплохая певица.
-Она еще и поэт, и композитор. Я должен быть там.
-Завтра куда пойдем?
-Только к Змеиному. Там дождь можно пересидеть в гроте. Да и вообще, там самое красивое место около города на побережье.
-Согласен. Но кроме Красных Скал. Там красивее. Во сколько приезжать?
-К девяти.
Не видел Ольгу Плотникову несколько лет. Она не изменилась. Даже, кажется, стала моложе и красивее. И голос тот же,- много приятней, чем мелькающих чуть ли не ежедневно на экранах телевизоров разных пичужек со своими трали-вали или блатным жаргоном. Не слышал с экранов, чтобы так пели о России, о Родине, о защитниках страны. И петь она должна перед тысячной аудиторией.
Возвращался из библиотеки окрыленный положительным зарядом победы России над фашизмом. Вот чего сейчас необходимо для народа страны-объединения и уверенности в победе над темными силами. Стихи и песни Плотниковой к этому и зовут. Пока слушал концерт, над городом спустился плотный туман. Повторялся вчерашний вечер. И вчера город был погружен в такой же туман, а день сегодня получился солнечный и теплый. Что-то не то сказал Саша. Надо проверить прогноз погоды. Дома, включив компьютер, убедился: погода завтра солнечная с ветром, а дождь будет в воскресенье. Субботнее утро встретило таким густым и плотным туманом, что из окна квартиры не увидел даже противоположной от дома сопки. Из открытой форточки несло холодом. Зная, что солнце через два-три часа разобьет эту хмарь, стал собираться в поход.
Саша сидел на лавочке в автобусной остановке.
-Где, Саша, дождь?
-Сегодня не будет дождя. Завтра ожидается большой дождь. Я взял палатку. Надоело спать в гроте. Давит он меня.
-Молодец! Согласен с тобой. Именно, давит.
-Лежишь, как в гробу... Сергеич, Вовка с Олесей были на концерте Плотниковой? Они же друзья.
-Нет. Они дружат с певицей Ольгой Мазитовой. Посещали концерты Плотниковой. Дарили цветы ей. Но дружбы между ними не было. Наш автобус. Идем.
Не успели подойти к Змеиному, как от тумана не осталось и следа. Появился и ветер. На небе ни одного облачка.
-Может синоптики ошиблись? Не похоже, что завтра будет дождь.
-Будет, Сергеич. Кости сильно ломит.
-Ладно. Поверим твоим костям.
-Где встанем?
-У грота. Займем там место. Поставим палатку. Только надо дрова собрать, пока никого нет. Был тут большой стол, смотрю, сожгли.
-Еще лежак был. Тоже сожгли. Одним днем люди живут. Первым делом-чай.
После перекуса...Почитаю о твоей любимой теме о Переходе.
-Это хорошо.
В поисках Перехода в Тот Мир просмотрел около тридцати книг, написанных богословами, священниками, философами. Не нашел. Лишь в книге «Не познанный мир веры» в главе «По ту сторону смерти» составитель этой книги привел высказывания из книг «Жизнь после жизни» Моуди, Элизабет Кублер-Росс «Смерти нет». Об этом я уже тебе читал. Вот что писал Святитель Феофан Затворник/1815-1894/ «Цель жизни..надо определен но знать...Эту жизнь нам Бог дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а эта конца не имеет. Но хотя она коротенькая, но в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой, из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того и содержание будет богаче, кто меньше-того и содержание будет менее богатою. Господь всякому воздает по делам его».
«Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевною. Напротив того, кто часто вспоминает смерть тела, тот оживает душою». Что такое смерть?-Эпоха, с которой начинается наша действительная жизнь». «У кого пред очами смерть и вечность, непременный, неизбежный удел каждого человека, тот посмеивается и скорбям, и сладостям земным. У кого же враг украдет память о смерти и вечности,-пред очами того вырастает жизнь временная в вечность, вырастают скорби в неизмеримых, неодолимых исполинов». Святитель Игнатий/Брянчанинов/
«В глубине каждого человека лежит сознание своего бессмертия. Он и действительно бессмертен, а то, что мы называем смертью, есть новое рождение в другой мир, переход от одного состояния в другое и для большинства христиан, несомненно, в лучшее, бесконечно лучшее. Вот почему и не следовало бы скорбеть при приближении смерти, а скорее радоваться, но мы или мало верим в будущую жизнь, или страшимся ее, да и здешняя жизнь слишком цепко держит нас». Игумен Никон.
«Человек не умирает, только переходит в другую, вечную жизнь. Тело из земли-в землю и пойдет, а душа от Бога-к Богу и пойдет. А там уже Его святая воля, кого куда определить, по делам каждого, на вечную жизнь». Схиигумен Иоанн.
Как видишь, Саша, Святители и священники отрицая Космические Законы Кармы и Перевоплощения, не зная Учения о Надземном Мире, ничего определенного сказать о Переходе не могут.
Теперь о Переходе из Учения Живой Этики.
«Если в сознании переходящий не освободится от обычного земного окружения в виде вещей, людей и обстоятельств, то осколки земного сознания и призрачная собственность надолго и тяжко загромоздят дух, сбросивший свое тело, и в царство духа, в царство свободы ему не войти. Но не могущий оторваться от земного обрекает себя в объятия тьмы. Не лучше ли поэтому заранее освободиться в духе от земных цепей, раз расставание со всем земным неизбежно. Умирать придется, и придется оставить все, потому целесообразнее избрать путь Лучший, ведущий к свободе, в царство безграничных возможностей духа. Истинно, все не ваше: ни вещи, ни одежда, ни дом, ни близкие, ни даже тело. Тем легче будет расстаться. Если все не мое, то и горевать не стоит, когда вещи или обстоятельства уходят от нас, заменяясь новыми,- ибо конец один. Если вещи или обстоятельства, которые сегодня есть, а завтра уходят, помешают, то не будет ли это предательством духа за чечевичную похлебку иллюзией земных, кратких, временных и преходящих?.. Форма всегда гибнет, умирает, передав зерну плоды своей краткой жизни. Так же и личность, и все оболочки человека сбрасываются и умирают, передав индивидуальности его в зерне духа плоды своего последнего воплощения. Сущность всех достижений и переживаний кристаллизуется в зерне. Таков путь жизни всех живых форм, воплощенных на Земле, и всего, что есть. Результаты собираются вокруг духо-монады в виде растущих наслоений. Ничто не проходит бесследно. Временность формы- не проклятие, но благословение, ибо дает новые возможности для роста при смене внешних оболочек, которые, будучи грубо материальные, изнашиваются, стареют и приходят в негодность. Эволюция не щадит формы, уничтожая их миллиардами, но бережно охраняет глубоко заложенное огненное зерно духо-монады, которое нерушимо.
Поздно готовиться перед самым переходом. Вся жизнь человека, от первых дней, должна быть подготовкой к жизни в Надземном, ибо сеятели здесь, а жнецы там… Отрицающий жизнь там смерти себя обрекает и действительно умирает для яркой и полной жизни вне тела. Потому запасайтесь знанием заранее, отбросив невежественное отрицание. Для отрицателей жизни в Надземном утешения не Имеем.
момент смерти все силы духа надо направить на устремление вверх, чтобы быстро миновать эти слои, не задерживаясь в них. Подниматься надо выше, выше, как можно выше, насколько позволит накопленный Агни. Притяжение низших слоев особенно сильно...
Теперь о Переходе из книг Живой Этики.
«Не умрем, но изменимся». Явление неминуемого перехода возвещено всеми Учениями.
«Поистине Христос сказал: «Не знаете ни часа, ни дня» Он же открыл и другую формулу, сказав: «Зачем покинул Меня, Владыко?», имея в виду знание духа, ибо в последний момент погружаемся как бы в безвоздушное пространство- так бывает перед окончанием земного круга,- чтоб сейчас же вспыхнуть всеми огнями накоплений. Путем задержки сознания прошлого получается прыжок над бездною.
Для сознательного развитого духа время пребывания в астральном плане могло бы ограничиться промежутком сорока дней, но различные земные условия продолжили это время до нескончаемости. У унесенных с земли несчастное сожаление привязывает их. Лучше всего представлено последствие в легенде о Лоте. Для новой жизни они вышли из города, лишь одно условие было им поставлено: не оборачиваться, но жена Лота обратилась- и привязала себя к земле. Религии говорят: идущий к отцам- с ними пребудет; идущий к ангелам- с ними пребудет; идущий к Богу-с Ним пребудет. Значит, назначивший себе наибольшее движение получает лучшее достижение. Потому лучшее напутствие идущему от земли будет- спеши, не оглядываясь.
Люди, уходящие от земли с запасом империла, развивают для себя мучительное бытие. Огонь пространства устремляется на них, ибо гармония есть следование за основами. Всякое противодействие основами вызывает противодействие пространственного огня.
Очень худо переходить в Тонкий Мир в черных огнях злобы- это значит ослепнуть. Кроме слепоты, такая злоба лишает чувства сообщения, иначе говоря, языка духа. Ведь злоба не есть человеческое свойство. Это есть самый низкий вид невежества. В злобе человек опускается в животное состояние со всеми последствиями его.
На пути к Огненному Миру нужно преисполниться бесстрашием перед бездной. У предверия перехода в Тонкий Мир происходит разобщение ментала с телом. Развитие огненных восприятий помогает полету в высшие сферы. Разобщение ментала может ярко сознаваться духом, который чувствует отрыв от Земли и устремляется в высшие сферы; так происходит соединение двух миров, которые освобождают дух от физического тела. Вопрос смерти очень озабочивает человечество. Именно, переход так страшит людей. Можно указать, как чудесно устремляется дух в Тонкий Мир, который понял преходящее существование на Земле. Нужно приготовить сознательно дух к отрыву от Земли. О последних часах пребывания на Земле следует очень заботиться. Часто последнее устремление может предопределить следующую жизнь, также и слои, в которых дух будет пребывать. Конечно, недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался. Так же как вредны задержки при рождении, так же вредны задержки при смерти. Раны, причиненные уходящему, приходится лечить в Тонком Мире. Можно сказать, не смерть мучает, но живые люди. Все, приблизившиеся к Огненному Учению, должны знать об этом. На пути к Миру Огненному запомним о законе, утверждающем последние минуты перехода.
Освобожденный дух стремится всегда в высшие сферы, но дух, привязанный к Земле, остается надолго прикованным к низшим слоям астрального мира. Связь между телом физическим и астральным нелегко разрывается при земном сознании. Явление разрыва между телами отзывается болезненно на тех духах, являющих земные притяжения. При восхождении духа, конечно, освобождение утверждается при отрыве от Земли.
У порога в Тонком Мире устремление играет решающую роль. Стремление в высшие сферы дает духу силу отрыва от земли. Научить устремлению каждое живое существо есть величайшее задание.
Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого, когда энергия тонкая изобилует и в земном существовании. Только перейдя за грань Земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда тонкая энергия открывает чашу накоплений. Память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей справедливости. Можно изумляться, насколько человек преображается в момент, когда он покидает земную сферу. Называют это смертью, но оно есть рождение., потому жаль, когда тонкое тело пребывает долго во сне. Особенно замечателен переход при сохранении сознания, тогда ясно можно представить, как отваливается ветошь земная и встает нетленное накопление-оно может оказаться истинным сокровищем.
Переход в Тонкий Мир должен быть по природе своей безболезненным. Люди, совершив земной путь, должны принять следующее прохождение естественно. Но они сами усложняют торжественную смену бытия. Они сами расплодили болезни и насылают их на близких.
Посмотрите, насколько вредят себе люди, ограничивая себя лишь одним земным существованием. Когда же Мы устремляем людей в будущее, они вообще не понимают, как приступить к такому мышлению. Один думает, что он навсегда привязан к одному месту; другой внушил себе, что он должен оставаться на одной работе; третий уверен, что он не выдержит передвижения; четвертый мнит, что должен погибнуть от мнимой болезни,- так каждый выдумывает свои оковы, не зная, что в прежних жизнях он уже испытал все способы существования. Такая условная жизнь на Земле при полном невежестве о прошлом не дает возможности мыслить о будущем.
Люди уходят от Земли, не думая, что им придется вернуться сюда же. Не страх перед Адом, но желание совершенствования поведет людей к улучшению жизни. Мы живем в будущем, Мы знаем прошлое, Мы не боимся Беспредельности и ожидаем каждого продвижения. Каждое мгновение уже есть прошлое, но Нам дано будущее.
Когда чиста и мужественна воля, когда не подавлена низменными побуждениями всеначальная энергия, тогда переход в Тонкий Мир может быть легким и можно достичь высоких сфер. Поистине, человек творит свою судьбу, как говорил и Великий Путник/Исус Христос/. Он утверждал, что по пути к высшим сферам множество рук протягивается, чтобы воспрепятствовать полету, но воля и всеначальная энергия не позволяют задерживать стремящегося. У каждого имеется достаточно психической энергии, чтобы безбоязненно совершить полет в Тонкий Мир.
Почему не следует говорить дурно о перешедших в Тонкий Мир? Мыслитель часто предупреждал людей об этом. По многим причинам Тонкий Мир требует весьма бережного отношения. В нем все живы мыслью, и потому земная мысль может чрезвычайно тревожить тонкие существа, и они, в свою очередь, могут отвечать недобрыми мыслями. И особенно в низших и средних слоях существует мстительность, вызывать ее не следует. С другой стороны, можно вредить совершенствованию таких существ. Они, может быть, уже изживают свою неправедность, и немилосердно будет посылать вслед собачий лай. С третьей стороны, могут ли люди судить о побуждении многих действий? Неправыми суждениями люди отяжеляют свою карму. С четвертой стороны, люди судят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости.
Где мы будем после смерти? Мыслитель отвечал: «Мы будем недалеко, и каждый при жизни успел побывать в месте нашего будущего пребывания. Во снах каждый не раз посещал сферы сужденные.
Не говорю о тех, кто перешел в Тонкий Мир в полном сознании, но множества впадают в сон и, во время такого состояния, они утрачивают память о многом. Накопления оказываются как бы запечатанными в чаше, и нередко требуется постороннее влияние, чтобы снять эти печати. Главное нужно запомнить: чтобы не утрачивать сознания, следует при жизни помнить и твердить, что не забудем при переходе сохранить сознание. Это и есть то сокровище, которое мы уносим с собой.
Переход в Тонкий Мир может сопровождаться самыми различными ощущениями, как чрезвычайно болезненными, так и блаженно-прекрасными. Но не будем рассматривать крайности. Нужно обратить внимание на среднее состояние, которое может быть доступно большинству. Представим себе человека, знающего пользу добра и понимающего мощь мыслетворчества; кроме того, человек должен признавать жизнь потустороннюю, и не будет он жалеть о Земле, ибо знает о возвращении в плотное существование. Такой человек может заснуть спокойно и, не теряя сознания, очутиться в потустороннем мире. Он не будет чувствовать боли, ибо его тонкое тело не будет отягощено преступлениями в мыслях, и он не будет подавлен и скоро поймет все окружающее. Он изгонит страх, ибо поймет, что мысли есть прочный щит.
Вновь приходящие от Земли приносят много пережитков. Дурные влияния сильны не только на Земле.
Большинство людей не умеет отнестись достойно к ушедшим и тем нарушает их восхождение. Они иногда о них злословят, и это дурно. Также нередко люди совершенно забывают отошедших, и это дурно.
Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются не претворенными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения.
Поистине, каждый привлекается в определенную сферу, но это не препятствует ему посылать мысль в иные сферы.
Большинство людей переходит в Тонкий Мир отягощенные земными привычками.
Как мгновения сна, мелькнет переход в Тонкий Мир. Но велико счастье человека вступить в Тонкий Мир, ему ведомый. Энергия не будет расходована на приспособление, но выразится в натиске ввысь.
Человек, переходя в Тонкий Мир, бывает потрясен множеством образов, переполняющих пространство. Только опытный наблюдатель и понимающий искусство найдет причину появления такой фантасмагории. Потому люди должны научиться пользоваться лучшими образами при своем мышлении. Конечно, лучшим источником будет природа, но и на нее нужно уметь взглянуть; тому помогут произведения лучших мастеров. Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступление. Но не скоро, через многие страдания человечество поймет, сколь преступно творить безобразия. Поймите во всех смыслах. Явление прекрасного будет целительным и проведет через все болезни.
Низшие слои живут излучениями земными. Они тянутся к Земле и пытаются продолжить свою деятельность, иначе говоря, творить зло. Их не надо учить злу, они учились ему на Земле и продолжают его интуитивно, ибо добро им представляется пресным.
Уверовавший в небытие после земной кончины, окажется в самом жалком положении в Тонком Мире. Он будет в худшем состоянии, нежели последователь самой примитивной религии. Он воспитал свое сознание в отрицании, поэтому он окажется в постоянном мираже, непонятном и пугающем.
Каждый, не отягощенный преступлениями против нравственности, может пролететь слои омраченные и достичь сферу Гармонии.
Обычно люди переходят в Тонкий Мир с необузданной волею и с ненасытными желаниями. Люди не собрались во время земной жизни подумать о дальнейшем пути.
Земное и надземное должны быть понимаемы как неделимая действительность. Люди много препятствуют такому пониманию. Одни унижают земное, другие кощунствуют над Надземным.
Но вот о чем следует озаботиться: нужно, чтобы люди поняли непрерывность жизни, чтобы они приняли эту истину как непреложность, чтобы они полюбили путь восхождения.
Как чудесно и мгновенно преображается сознание мыслящего человека при переходе в Надземный Мир. Ясно происходит увеличение одних событий жизни и умаление других.
Множество людей переходит в Тонкий Мир в неправильном мышлении. Одни переходят в страхе и ужасе, другие в злобе и раздражении, третьи к земной привязанности, четвертые воображают, что за телесной оболочкой ничего нет. Человек должен переступить порог свободным, устремленным к совершенствованию.
При переходе в Мир Надземный нужно вызвать в себе наиболее радостные ВОСПОМИНАНИЯ.
Как найти лучшие и самые убедительные слова, чтобы втолковать людям реальность Незримого Мира и взаимосвязь обоих миров, плотного и Тонкого, и то, что явление смерти касается не духа, но только физического тела и трех низших принципов, что сам человек, при сознательном переходе, ничего не теряет от полноты осознания себя как живой самодовлеющей сущности, осознающей при этом, что плотное тело умерло и оставлено ею, а он, сам он, его «Я», продолжает свое сознательное существование дальше, в сфере неограниченных возможностей Внеплотного Мира.
Но кончается жизнь земная, освобожденный от тела дух вступает в Мир Тонкий, в условия, яро отличные от земных, вступает совершенно неподготовленный к ним. А так как жизнь духа на Земле сводилась к нулю и о расширении и обогащении сознания заботы не прилагалось, то нищим вступает человек в царство духа и жить там ему нечем. А земного нет ничего, кроме земных пережитков, которые подобны гирям пудовым, привязанным к ногам. Многие настолько отяготили себя земными пережитками, что продолжают тяжко в них утопать, окруженные призраками или шелухою бывшего земного окружения. Это несвободные духи, или связанные души. Свобода движения в Тонком Мире доступна не всем. Следует заранее позаботиться о посмертном существовании, которое более длительно, чем жизнь в плотном теле.
Многие умершие, переходя в Тот Мир, не осознают того, что они умерли и что окружение их изменилось. Происходит это по двум причинам. Первая- это незнание, вторая, и чрезвычайно важная, заключается в следующем: сбросив плотное тело, человек ощущает, что сам он от этого ничего не потерял из того, что он считает собою: его «Я», он сам остался во всей своей полноте. После ампутации рук или ног человек продолжает их чувствовать и ощущать в них даже боль. Точно такие же ощущения, идущие как бы от физического тела, остаются в нем в виде пережитков его ощущений и после освобождения от тела, то есть после его смерти. Тела нет, а привычные ощущения остаются на какое-то время. И голод, и холод, и жажда тоже сразу не исчезают. Знание освобождает быстро от земных пережитков, но его надо приобрести. Трудно это сделать при отрицании возможности жизни вне тела. Нечто подобное происходит и при «второй смерти», то есть при сбрасывании ставшей уже ненужной тонкой оболочки. Человек даже не чувствует, что он что-то потерял, так как весь он, он сам, его «Я», уходит с ним выше. Он думает об этом не более чем о сброшенной старой одежде, пришедшей в негодность, ни на миг не отождествляя себя, свое «Я», с нею. Потому смерть физического тела, смерть тонкого тела и смерть третью- ментального-Мы Называем освобождением.
Исказители древних заветов сделали все возможное, чтобы изуродовать смысл основных положений Первоучителя. Формула «что свяжете на Земле, будет связано на небесах, и что разрешите на Земле, будет разрешено и там», отнюдь не означает того, что кому-то из людей дается право прощать преступления других людей и аннулировать их карму. Формула эта говорит о том, что утвержденное, достигнутое или завоеванное духовно на земном плане в Тонком Мире становится неотъемлемым приобретением человека. Если это утверждение не от Света, но от тьмы, то и их уносит с собой человек в Мир Надземный. И, конечно, связывает и разрешает, то есть утверждает и достигает, или теряет или разрушает, сам человек, а не кто-либо другой. Утончение восприятий, приобретение светоносной ауры и очищение тонкого тела должно произойти на Земле, ибо только утвержденные на Земле достижения будут сопровождать развоплощенного в Мир Тонкий. Язвы духа не изжитые на Земле, переносятся и туда. Мир земной-мир причин, Мир Надземный-мир следствий. Породитель причин-сам человек. Никто не может освободить его от цепи причинности, скованных им своими руками и сковавших его неизбежностью следствий. Смена земного существования и заключается в том, что именно на Земле даются духу возможности утвердить те достижения, которые будут сопровождать его после освобождения от физического тела. И очищения, и наросты, и язвы духа есть явления, имеющие двойственный аспект, следствия которого уявляются на плане земном и на плане Надземном. Не будем говорить о явлениях тьмы, но каждое светлое достижение есть незримое богатство, которое дух уносит с собою с Земли. Все йогические достижения утверждаются на Земле, чтобы они могли получить свое дальнейшее развитие в Высших Мирах. Следствие есть не что иное, как продолжение развития того или иного качества или свойства по принятому на Земле направлению. Каждое заложенное на Земле зерно дает там свои всходы, ибо то, от чего сумел освободить свой дух на Земле человек, даст ему там крылья надземной свободы. Но связавшие себя земными оковами страстей, вожделений, пороков, привычек и невежества не познают счастья надземной свободы, пока не найдут в себе силы сбросить с себя эти цепи.
Устоявший на Земле против вихрей и бурь, и прельщений земных устоит и в Мире Надземном и выйдет победителем из всякой борьбы и испытаний. Неплотного Мира. Связавший себя на Земле связанным войдет и туда, освободившийся- свободным. Следует понять, сколь же важное значение имеют земные условия для освобождения духа. Завет Учителя прост: владейте всем, но ничего не считайте своим и не привязывайтесь ни к чему, зная, что вашего на Земле нет ничего, кроме опыта и знаний, которое дух уносит с собою за пределы всех временных миров, даже ментального.
Трудно понять и усвоить, что мысль переживает тело. Но, однако, это действительно так. Принятая когда-то в сознание мысль и пережитая сильно может забыться мозгом. Но мозг умрет, а мысль останется с духом и будет продолжать жить, воздействуя на него. Так же останутся активными и все выявления и привычки астрала, то есть человек, оставляя тело, остается обладателем всех своих накоплений, наслоений и нагромождений. Вот почему Учение Указует на то, что багаж, забираемый с собою в Надземное, должен быть тщательно проверен и осмотрен, чтобы не взять с собою ничего лишнего, ненужного и отягощающего. Правильно многие смотрят на смерть как на освобождение. На освобождение от тела и всего того, что необходимо для его жизни; только тогда будет освобождение, когда и весь прочий багаж осмотрен, очищен от всякого сора, грязи, лохмотьев и разного тряпья. Много заразного, вредного и неочищенного берут с собой люди в Мир Тонкий. А там освобождение от этого хлама очень болезненно и длительно и не всегда удается, если груз слишком тяжек. Лучше от него освободиться заранее, до перехода Великих Границ.
Обреченность перешедших Великий Порог происходит потому, что умершие уносят с собою все свои неизжитые свойства и вынуждены терпеть до конца, пока порожденные ими при жизни на Земле энергии не исчерпают на них все свои силы.
Поздно начинать готовиться к переходу в Мир Тонкий перед самой смертью. Нужно гот овиться заранее, а лучше всего быть готовым всегда, ибо не ведаете ни дня ни часа, когда придет ваше время. Состояние постоянной готовности вовсе не требует того, чтобы оставить Землю и земные дела, и забыть о нуждах и страданиях людей, и не оказывать им помощь. А состоит она в том, чтобы в каждый момент являть лик, достойный сотрудника Света, и не позволять низким мыслям, чувствам и переживаниям овладевать сознанием и заменить Свет, который внутри, тьмою. Светоносная аура являет собою знак высокой готовности ко всему, что может выпасть на долю человека при жизни его на Земле. Эта же светоносная аура поможет ему, не задерживаясь, миновать низшие слои астрального мира, она же вознесет его в Светоносные Сферы.
Думайте о том, что будете делать в Мире Надземном, когда перейдете туда. Редко кто думает об этом. И переходят туда растерянные, недоумевающие и не знающие, куда, как и к чему приложить свои силы. Но и там- труд и устремление. Многие занимаются пустяками. Многие продолжают земную деятельность. …Освобождение от земной Майи должно произойти еще на Земле, ибо давно Сказано: что связано на Земле, останется связанным и там. Но что может быть печальнее состояния сознания, связанного земными пережитками. Освобождайтесь сейчас и сейчас же начинайте думать о том, что и как будете делать в Надземном, когда освободитесь от тела и земных уз.
Освобождаясь от тела, люди не становятся ни лучше, ни мудрее. Отрицатели же жизни теряют и то, что имели.
Переходное состояние при освобождении от очередной оболочки сопровождается состоянием бессознательности или сна, а затем сознание возвращается. Это происходит при сбрасывании физического, тонкого и ментального тел. И всякий раз сознание претерпевает некоторое видоизменение. Можно отдать себе отчет, как изменяется отношение ко всему окружающему при смерти физического тела, если сознание достаточно расширено. На Земле человек очень зависит от людей, их положения, жилища, достатка и множества различных обстоятельств. Там все это теряет свое значение в очень сильной степени. Богатство-ничто, положение-тоже, материальное окружение-тоже. Всякая материальная зависимость исчезает, но остаются все чувства, симпатии или антипатии, любви или ненависти, дружбы или вражды, и они уже магнитно связывают людей. Остаются устремления, желания, вожделения, страсти и все прочие чувства. Их может выражать человек и жить ими. Взаимоотношения эмоциональные остаются, но расширенное сознание многое отбрасывает за ненадобностью или невозможностью их удовлетворить. Здесь, на Земле, разговаривая с сильными мира сего, человек может чувствовать свою зависимость от них, там положение резко меняется-сильный мира сего лишается своей значимости, и только дружба, уважение или безразличие имеют значение. Поэтому, проанализировав свое отношение к людям, можно определить заранее те нити, которые свяжут или оттолкнут перешедших туда друг от друга. При этом необходимо отметить, что ненависть и сильная вражда связывают людей не менее крепко, чем любовь. Идущий к отцам-с ними пребудет. Имеющий врагов-встретит их там. Идущий к Учителю Света-увидит Его. Но переживания столь индивидуальны, что сравнивать или предугадывать что-либо очень трудно. Во тьме отходящий и зле-будет окружен ими, в Свете-Светом. Тот, кто жил Красотою и ей верно служил, окружен будет ею. Так, каждый может намечать свой путь в Надземном жизнью своей на Земле. Мир причинности, мир земной, обуславливает мир следствий, Мир Надземный, и жизнь в нем. Какова причина, таково и следствие. Если бы только поняли люди, на что обрекают они себя своими недобрыми поступками, мыслями и поведением, они изменили бы их в корне.
Изживание нежелательных свойств в жизни освобождает сознание от них и в Тонком Мире. Земные привычки и поведение очень трудно поддаются искоренению после перехода в тот мир. Но знание Учения от много освобождает, и земные пережитки отпадают, как ненужная шелуха…Сколько ненужного хлама приносят с собою, и загромождают им пространства Тонкого Мира, и обезображивают его, вместо того чтобы украшать. Красота как земного, так и надземного сада во многом зависит от человека.
В момент смерти все силы духа надо направить на устремление вверх, чтобы быстро миновать эти слои/низшие/ не задерживаясь в них. Подниматься надо выше, выше, как можно выше, насколько позволит накопленный Агни. Притяжение низших слоев особенно сильно, и они заразительны ужасно…В Высших Слоях опасности нет, потому и Указуется устремление кверху.
Когда человек умирает, перед его мысленным взором в величайшем порядке и последовательности проносится в ярких картинках вся его жизнь, до мельчайших деталей исключительно. Этот процесс непроизволен и власти над течением его человек не имеет. Объективное сознание затухает, и воля не может влиять на процесс. И то, что звучало в жизни человека особенно напряженно и сильно, те леймотивы, на которых разыгрывалась его жизненная симфония, и будут продолжать звучать для него сильнее всего и в его посмертном существовании. Все же остальное забудется и отступит до момента, очень далекого момента, когда вспомнится все. Над этими леймотивами, яро запечатленным духом, последний власти уже не имеет, и они будут разворачиваться, расширяться, развиваться и звучать по заложенному в них направлению. Их отличительная особенность заключается в дедуктивном развитии мышления, которое продолжается от принятых предпосылок. Как выпущенная стрела, или снаряд, или поезд по колее, оно движется по заданному курсу. Посмертное состояние характерно субъективностью мышления, которое по природе своей дедуктивно. В земной жизни, в мире причин, господствует индуктивное мышление, и воля может диктовать свои решения. В своей подсознательной деятельности человек все же исходит из предпосылок, принятых в бодрствующем состоянии. Он, если захочет, многое может изменить сознательно волей. В послесмертных условиях этой свободы нет. Каналы продвижения мысли и творчества, установленные при жизни, дедуктивно устремят его по своим руслам, и то, что осталось в его сущности наиболее звучащим и ярким , повлечет его и далее к логическому завершению начатого. Изживание и искупление ярких проступков, совершенных при жизни, заключаются в том, чтобы еще на Земле настроить сознание так, чтобы даже и возможность их повторения исключалась бы совершенно и полностью. Все надо завершить и очистить, пока еще в теле. Оставленное в сознании будет сопутствовать духу и дальше, и пусть никто не обманывает себя напрасными надеждами-посеявший должен пожать, если еще на Земле не произошло изживания, или искупления, или очищения.
При освобождении от тела низшие слои астрала необходимо пройти быстро, не задерживаясь в них совершенно. Поэтому часто перешедшего в тот мир погружают в сон. При условия непрерываемого сознания от задержек спасает именно быстрота подъема в Высшие Сферы. Низшие слои заразительны ужасно, и оставляют они очень тяжкие ощущения, если их коснуться.
Переходить в Тонкий Мир, унося с собою земные желания и вожделения, поэтому очень опасно. Можно быть затянутым вихревыми воронками астрала в такие ущелья мрака, из которых выбраться уже невозможно. Мир Тонкий ответствует человеку по созвучию….Но для злого, темного-беспросветная тьма.
Отправляясь в путешествие, человек думает о том, что он будет там делать. Даже, просыпаясь утром, планирует предстоящий день. Но не думают люди перед переходом Великих Границ, что будут они делать там, в том мире, где все движется мыслью. Конечно, обычные нормы поведения и там держат человека в известных рамках. Но ведь и поведение бывает различным и порою весьма нехорошим. Нехорошесть земная не так губительна и опасна, как нехорошесть в мире астральном, где усугубляется и обостряется все. Поэтому помыслить о том, что вас ожидает в том мире и как себя там вести, настоятельно необходимо. Мысли об этом помогут оградиться и на Земле от чувств и поступков ненужных. Не представляют земляне себе, как дорого приходится платить за нарушение Основ Мироздания и попустительство своим слабостям.
При переходе в Мир Тонкий новые возможности открываются только для тех, кто их хочет и к ним стремится. Кто не имел никаких устремлений, кроме обычных, земных, с ними и остается. Подобное отношение можно распространить на всех обывателей, пребывающих там. Они погружены в привычные дела и мысли, и чудесные особенности того мира, которые они могли бы легко использовать и применить, остаются неосознанными и незамеченными. Точно так же и на Земле проходят мимо людей, не привлекая их внимание, многие чудесные явления. Мало полезного дает таким духам пребывание в Тонком Мире. Особенно губительны отрицания, они пресекают расширение сознания и замыкают его в круг безысходности. Даже малое признание или вера в Мир Тонкий многое облегчает и на многое открывает глаза.
Входить туда надо спокойно, без всякого страха, мужественно сохраняя достоинство духа. И трепетать не перед кем, ибо кругом такие же люди, как и на Земле: и хорошие и вредоносные. Но распределение по слоям, соответствующим природе нового пришельца, обычно избавляет от неожиданного и неприятного соседства. Связь же с Учителем и Иерархией ставит в облегчающие условия. Не знавшие ничего на Земле о Мире Надземном знать не будут и там. Отрицатели не увидят того, что отрицали или отрицают. Злые увидят зло более полно, чем на Земле, а добрые- Свет.
Нас не забывших не забываем и мы. Мы их встретим. Их устремление к нам и наше ожидание создадут нужные условия. Мы место для них подготовим, чтобы было куда им прийти. Возвращение в Дом Отчий- взаимная радость для тех, кто вернулся, и для тех, кто встречает.
Каждый из миллиардеров смертен, и тело его подвергается возможности всяких болезней и напастей, а также и нервная система не может избежать всевозможных воздействий! И тело умрет, и деньги не спасут от действий неумолимых законов. Вся денежная власть, впрочем, как и всякая власть земная,- временная, и преходящая, и призрачная для его носителя, хотя он и не осознает этой призрачности. Тем резче и поразительнее смена декорации после смерти физического тела, когда уже не земное, но духовное вступает в свои права. И нищий, и миллиардер переходят в Мир Тонкий, ничего с собой не беря, кроме незримых на Земле накоплений и богатства духовного. Если они ничтожны и богатств нет, то жалок и тускл жребий развоплощенца, особенно если дела его были злые. Основы непоколебимы, но знания, собранные на Земле и касающиеся жизни духа, окажутся истинным сокровищем, приносящим богатые плоды и дающим возможность сознательного, радостного и светлого пребывания в Надземном. Каждая мысль Света приносит свои следствия и питает дух. А так как пребывание в Надземном во много раз длительнее земного, то и ценность благих накоплений приобретает особ глубокое и плодоносное значение.
Люди молятся о кончине безболезненной, тихой и мирной, ибо при этих условиях человек все же как-то может приготовиться к смерти, то есть к переходу для жизни в другом мире. Подготовка эта важна тем, что легче будет осознать там смерть своего тела. Хорошо переходить с ясной и четкой мыслью о том, что сбрасывается оболочка и сознание и его обладатель переходят полностью в свое тонкое тело. Тонкое тело все то же, что было и при жизни физического тела, только претерпевает оно некоторые видоизменения, благодаря которым выделявшееся тонкое тело живого человека и человека умершего различаются. Подготовка к переходу позволяет отнестись к процессу сознательно, не подвергаясь шоку неожиданности. Внезапная смерть несет с собою много неудобств и сложностей. Правильнее называть смерть переходом, ибо слово «смерть» обозначает то, чего нет в действительности. Всею силою духа надо стремиться к тому, чтобы сохранить непрерываемость сознания.
Переход нечистых, порочных и злых людей в Тонкий Мир их устрашает, и пребывание для них в нем- тяжко. Нужная подготовка к переходу заключается в очищении сознания и освобождении его от всякого сора. Это сделать не так уж просто. Одного желания недостаточно.
Сколь же неподготовленными вступают люди в мир тот, где малейшая мысль дает немедленное следствие. Хорошо, если она от Света, а если от тьмы? Также в первое время имеет значение и вопрос пищи. Тонкое тело нуждается в питании и питается. Подумайте, как и чем оно может питаться? Конечно, не пищей земной. Но этого не знают и продолжают питаться по-земному, творя воображением привычные яства. Тонкое тело питается ароматами, звуками, цветовой гаммой, а также Светом и музыкой Сфер. Плотное тело нуждается в пище земной, тонкое и огненное- в элементах соответствующих планов, или миров.
Основным условием восхождения духа остается формула: «Отвергнись от себя следуй за Мною». Индивидуальность, перевоплощающаяся из жизни в жизнь и использующая личность, в которой она воплощается для собирания нужного ей опыта и знания, бессмертна, в то время как личность умирает и сбрасываются последовательно все временные оболочки, до ментальной включительно. Индивидуальность человека заключается в его Высшей Триаде, состоящей их 7, 6 и 5-го принципов, являющихся носителем самосознания. Все остальное состоит из элементов временных, и преходящих, и обреченных смерти. Поэтому бессмертие достигается перенесением сознания из временных его тел, или оболочек, в сферу Бессмертной Триады.
Материя вечна, и вечна жизнь, но временны формы материи, в которых вечная жизнь проявляется. Вечный дух проявляется тоже в этих временных формах, но имеет в себе вечную жизнь. Это нужно знать и в это поверить, прежде чем достичь непрерываемого состояния сознания, то есть бессмертия. Сказано было: «Верующие в Меня имеют вечную жизнь» Неверующий и отрицающий бессмертие духа жизни не имеет в том мире, ибо там царствует мысль. И тот, кто в мыслях своих отрицает жизнь после смерти тела, лишает себя возможности существования. Конечно, его дух не умирает, но сознание мертво, ибо мыслью своею отрицающий жизнь себя жизни лишает. Сказано было: «По вере вашей Дано будет вам», то есть по мыслям вашим и представлениям вашим о возможности жизни вне тела после освобождения от него будет и жизнь ваша в Надземном. Этим губительно отрицание-сила отрицающей жизнь мысли проявляются в Мире Тонком, где все творится и движется мыслью. Подобно каменным истуканам, стоят там отрицатели жизни, бившие в себе жизнь. На Земле они еще живы в теле, хотя и умерли в духе, но там, где нет тела, там властвует мысль, которая либо дает жизнь, либо ее убивает.
Когда приподнимается завеса и Мир Тонкий входит в сознание, оба мира приобретают реальность пребывать на грани обоих. Реальность Тонкого Мира становится очевидной, видимой и ощущаемой. Сфера видимости расширяется. Тогда переход в Тонкий Мир становится незаметным и смерть теряет свое жало.
После перехода в Мир Тонкий только у немногих проясняется память, большинство же пожинает плоды последнего воплощения, сохраняя, и то лишь частично, память о нем. Полное воспоминание прошлого наступит лишь в момент завершения или начала определенных циклов или периодов жизни духа.
Даже в земной жизни люди преображают свою видимость по страстям. Насколько это справедливое качество будет усилено в Тонком Мире! Вы уже видели, как жители Тонкого Мира преображаются: кто просветляется, кто темнеет и даже обезображивается до ужасных степеней. Никто на Земле, за малым исключением, не хочет понять, насколько справедлив закон такого самопреображения. Люди не думают, что им следует позаботиться заблаговременно хотя бы о своем облике. Кроме того, мало кто из искаженных злобою имеет достаточно разума, чтобы своевременно повернуться к Свету. По закону прогрессии он будет катиться в темные бездны, пока не произойдет переворота, часто вызывая даже противодействие от самого потемневшего.
Не говорите дурно о перешедших в Тонкий Мир. Не следует поминать даже худого человека. Он уже принял свой лик. Но если кто-нибудь будет звать его дурными словами, он сможет вызвать вредного врага. Очень часто зло растет, и можно получить на себя гиганта зла со всеми его сотрудниками. Лучше и ему, дурному, пожелать скорее освободиться от страшной образины-так будет мудрее». Все! Вари кашу. Я прогуляюсь.
Решил посетить Дикую бухту. Притягивает она меня. Там несколько лет назад я был со своей дочерью. Был разговор о Учении Живой Этики. Проходя по тропе по склону сопки, увидел несколько желтых цветков. Адонисы! Первые цветы весенние! Именно на этом, освещенном склоне сопки появляются эти цветы. Родник около Дикой бухты завален листьями. Похоже, воды еще в нем нет. Отдыхающих на пляже нет. Над хижиной, стоящей в конце бухты, дымок. Откуда он воду берет? Значит, еще где-то есть родник. На пляж спускаться не стал. Вернулся к Саше.
-Как там?
-Адонисы расцвели. За ними пойдут и другие цветы. Жизнь, Саша, продолжается.
-Каша сварилась. Давай шамать.
-Слово какое-то ты нашел...
-Из детства вспомнилось.
-А я почти напрочь забыл свое детство. Только походы с братьями и матушкой за земляникой и малиной запомнились. Больше запомнились школьные годы. Мне будет тяжело, если моя внучка забудет жизнь с нами в Находке. Я-то ничего не забыл. Почти воочию вижу как веду ее в садик; как качаю на качеле; как читаю ей сказки...Многое помню. И порой так хочется вернуться в ту жизнь! Повторить ее.
-Понимаю тебя, Сергеич. У самого все сильнее тяга в прошлое. Ну, сам понимаешь, в какой прошлое. У меня совсем мало воспоминаний о сыне, но они яркие.
-Ладно, Саша, лучше продолжим читать книгу Льва Разгона «Непридуманное». Глава «Военные».
«Что это было? Как это случилось?..На наших глазах гибли боги, которых мы-как это и положено по нашему материалистическому мировозрению-сами создали. Под «богами» я разумею не идеи и не застывшие великие личности прошлого, а наших современников, живых, совершенно реальных людей…В героях у нас ходили только военачальники!. Книги-от Светония до Покровского-убеждали меня, что они мелко плутуют; отказываются от своих слов и обещаний; занимаются интригами и подсиживанием; что они обладают необыкновенным умением сочетать стремление к личной власти с борьбой за очень высокие и очень благородные идеи. Я знал близко многих крупных деятелей партии. Среди них были образованные и умные люди, которых украшали превосходные человеческие качества, как бескорыстие, скромность, простота. Но все они были политиками-то есть слово их не стоило ломаного гроша. Они безропотно подчинялись чему-то, сила их была только кажущейся, за ней ничего не стояло…Ах, как нравился Тимошенко Бабелю! С каким наслаждением он рисовал «красоту гигантского его тела…пурпур рейтуз, малиновую шапочку, сбитую набок, ордена, вколоченные в грудь». «Облитый духами и похожий на Петра Великого, прославленный начдив шесть диктовал приказы: «..каковое уничтожение возлагаю на ответственность того же Чеснокова вплоть до высшей меры, которого и шлепну на месте, в чем вы товарищ Чесноков, работая со мною на фронте не первый месяц, не можете сомневаться…» Мне пришлось лично знать угрюмого, туповатого и неудачливого маршала Тимошенко, который с беспомощным отчаянием смотрел, как крошечные отряды финских егерей громят наши большие соединения; как немецкие танковые дивизии отрезают, уничтожают и берут в плен целые армии фронта, которым он командовал…
А вот «прославленного и пленительного Книгу» я знал. И довольно хорошо…В пренебрежительном забвении, в котором он пребывал, ему льстил интерес к нему человека, которого Иван Иванович ему представил как «московского писателя» Отдав хозяйственные распоряжения, он/Книга/ меня усаживал за стол, наливал в чашку саксонского фарфора водку, настоянную на чесноке, ошарашивал ее и, поглаживая потрясающей красоты усы, начинал рассказывать. О гражданской войне, да и вообще о всякой другой войне, он рассказывать не то что не любил, а не умел. «Тут мы как врезали им!...А потом мы их порубали!.. Ну, мы от них драпали, пока кони не пристали. Тут пришлось драться…» Интереснее всего были его рассказы о том, как он был гостем у царя. Василий Иванович Книга стал первым полным георгиевским кавалером на Юго-Западном фронте, а знаменитый Козьма Крючков на Западном. Обоих привезли на целую неделю к царю…
-Ну, и как вы гостили у него?
-Хорошо гостили! Каждое утро нас банили, брили, глаженую одежду давали, генералы нас крутили, ниточки, какие болтались, снимали. А потом в залу. Мы сидим как статуй какой, фуражки на левой руке. А потом раскрываются обе двери, входит государь, ну тут мы, конечно, вскакиваем, здороваемся как положено…А царь так поклонится нам, сядет в креслице, тут ему лакей серебряный поднос, на ем серебряная фляжка и серебряная рюмка. Государь так тронет ус, выпьет рюмку и скажет: Ну, казачки, рассказывайте…Я- то не мастак был говорить, зато Козьма-тот, эх, был говорун! Заведет-заслушаешься. И как он немцев и шашкой, и пикой, и сапогом по морде… А царь так гладит усы и рюмочку за рюмочкой…А через полчаса сделает нам ручкой, и нам, значит, подносят на серебряном подносе по цельному стакану-тож из чистого серебра. Мы жахнем-а тут надобно было, чтобы опрокинуть разом, секунд в секунд-потом: «Покорно благодарим, ваше императорское величество!» И государь уходит.
-А назавтра?
-А назавтра так же само. И так-цельную неделю. А потом царь с нами по ручке попрощался. И мы на фронт. Ну, там я цельный месяц пил с офицерами да генералами. Как же-царский гость!
Гражданская война не оставила у Василия Ивановича таких ярких воспоминаний. А о Великой Отечественной он вспоминать и вовсе не любил. Да и то сказать… Во время знаменито-несчастной операции на Крымском полуострове Книге поручили командовать конницей, которую зачем-то согнали туда видимо-невидимо. Образованные немцы двинули на наши конные дивизии танки. Василий Иванович-как это он делал раньше-построил свою дивизию в ранжир, выехал вперед, скомандовал: «Шашки вон!- и кинулся на танки. Его-легко раненного-удалось вывезти на кукурузнике. А конница вся полегла под гусеницами немецких танков. После этого было приказано самим Верховным-Книгу близко к фронту не подпускать. Верховный Книгу не расстрелял, не разжаловал-служба в Первой Конной давала особые преимущества…Он был знаком главным образом своими поборами. ..был не очень умный, глубоко невежественный, но лично храбрый человек, который в глазах Верховного обладал главным достоинством-он мог ему доверять. Такой –приказ выполнит, хотя бы это был приказ зарезать мать родную. ..
Иногда в основе таких мифов вообще ничего не было. Наиболее характерным примером, конечно, является «первый красный офицер»-Ворошилов. Как бы тщательно мы ни изучали его биографию, в ней невозможно обнаружить и признака полководческих качеств. Рабочий, небольшой партийный функционер, он во время гражданской войны-наравне со многими десятками и сотнями партийных работников-был послан на политическую работу в армию. И достался-то ему не фронт, не армия и не дивизия даже, а небольшое полупартизанское соединение, которым командовал бывший драгунский вахмистр-Буденный. И началась его «легендарная» биография с боев на самой периферии войны-у волжского города Царицына, боев, которые не могли оказать никакого влияния на исход грандиозного сражения, между красными и белыми. Но там его увидел Сталин, который в нем оценил главное, что он в людях искал: Ворошилову можно доверять…Затем после загадочной или же незагадочной смерти Фрунзе, Ворошилов становится наркомом и по военным и морским делам…Когда Ворошилов лишился почти всех талантливых полководцев, созидателей и руководителей армии, он мгновенно оказался слабым, растерянным, ничего не соображающим человеком. Воевать он просто-напросто не умел. В любом месте, куда его посылал Сталин, он проигрывал сражения, губил войска, боялся принять на себя ответственность за сколько-нибудь решительное действие. При жизни Сталина его берегло презрительное доверие вождя, а после смерти августейшего покровителя-знаменитая, передаваемая от поколения к поколению легенда о «первом красном офицере». Эта легенда выдержала даже тот единственный случай, когда он попробовал политиканствовать, был бесцеремонно выгнан Хрущевым, отсиживался/и отсиделся! в ожидании лучших времен. Эти лучшие для него времена настали, они продолжались и после его смерти. Легенды лучше всего служат, когда исчезает сам объект легенды. Ворошилов был коварный и недобрый человек. Если не считать Молотова, никто из окружения Сталина с таким энтузиазмом не глумился над своими вчерашними друзьями, товарищами, помощниками, как Ворошилов. Он не только спокойно относился к уничтожению командования Красной Армии, но и принимал в этом восторженное, по своему усердию, участие. Он не только никогда ни за кого не заступился, но мелко услуживал даже оперодчикам. Блюхер был другом Ворошилова. Они были близки семьями, вместе старались проводить отдых, вместе охотились, пили. Командующий ОДА был встревожен телеграммой наркома о том, чтобы он выехал в Москву. И жену прихватил-дружески предложил Клим. Блюхер с женой приехал в Москву в своем вагоне. Ворошилов предложил Блюхеру с женой поехать отдохнуть на его дачу в Сочи. Там Блюхера и арестовали…Значит, все эти наши тогдашние боги были- как и Ворошилов-самой обыкновенной липой, этакой дешевенькой легендой, которая, однажды возникнув, начинала жить самостоятельной жизнью?
Мой двоюродный брат, Израиль Борисович Разгон, был самым знаменитым в нашем семейном клане. Сын мелкого музыканта, игравшего на еврейских свадьбах, он каким-то образом окончил коммерческое училище и даже стал студентом. Участие в студенческих беспорядках, журналистская работа в легальной партийной и полупартийной прессе, тюрьма, весьма либеральная ссылка-словом, все как обычно. Добровольно ходит на фронт во время Первой Мировой войны. Попал в плен, бежал, произведен в прапорщики…комиссар на Западном фронте. После войны окончил Академию РККА. Уехал в Бухарскую Народную Советскую Республику по военным делам…главнокомандующий Бухарской народной армией. Потом отправился военным советником в Китай… Вершиной его китайской карьеры была должность начальника политического управления Китайской народной армии…В конце 1936 года был назначен членом коллегии и начальником Управления вооружения. Расстреляли его не позже конца 1937 года, через месяц-два после ареста. Израиль в оппозициях не участвовал, к Троцкому был равнодушен, круг его друзей и знакомых все больше становился профессиональным. Я думаю, что в Израиле наиболее ярко выраженной и привлекательной чертой было чувство собственного достоинства, отсутствие в нем и тени холуйства…
Почему они дали себя убить, не делая никакой попытки сопротивляться, просто сбежать, элементарно спасти свою жизнь? Неужели они не понимали, что их ждет?...Только у Гая взбрыкнул его армянский темперамент. Когда его арестованного везли в обычном поезде, он малость придушил одного конвойного и выпрыгнул из поезда. Конечно, его нашли со сломанной ногой и после быстрых традиционных процедур застрелили. Но все же –он погиб не как овца, а как солдат….
На Втором лагпункте Устьвымлага пожилой доходяга рассказал мне, как при нем арестовывали Кутякова. В 37-м Кутяков командовал Приволжским округом, а доходяга был военным комендантом на маленькой станции…» Дальше я своим словами. На этой станции отцепили вагон, в котором ехал Кутяков. Чекистов, которые пришли его арестовывать, он вышвырнул из вагона и заперся. Вышел только после того, как получил телеграмму от своего друга Ворошилова, который заверил его, что все уладит. Обманул его Ворошилов. Не уладил. Расстреляли Кутякова.
«У нас в бутырской камере был Осколков. Очень крупный, очень известный инженер, строитель Брянского, ныне Киевского, вокзала, нового Бородинского моста. Кажется, теперь на мосту даже есть бронзовая доска с его именем как строителя. Арестовали его, когда он был главным строителем ЦАГИ. Гроза 30-го года как-то не задела Осколкова. Но столько знакомых и друзей было у него среди «вредителей», «рамзинцев» и пр., что, когда его взяли и везли на Лубянку, он совершенно точно представлял себе, что его ждет: любезность, сменяемая скрытой угрозой; неторопливые и с обеих сторон уклончивые разговоры; хорошие папиросы, крепкий и свежий чай. Так именно происходило со всеми сидевшими друзьями, так стандартно начиналось у всех у них следствие. Но когда в лифте на него надели наручники, Осколков вдруг понял, что происходит что-то непредусмотренное сценарием, который он так хорошо себе представлял. А дальше его привели в комнату, полную хохочущих молодых, здоровых ребят. Один из них обернулся к вошедшему и спросил, кого они привели. Даже не дождавшись, когда назовут фамилию Осколкова, он ловким и привычным ударом разбил Осколкову лицо, выбил передние зубы…И Осколков, с трудом поднимаясь с пола, накрепко понял, что старым схемам здесь не место…Нет, не страстные споры, не попытки понять и убедить «тех» ждали Кутякова, Кожанова, Петина, Израиля и многих, многих других. Их ждали вот эти, здоровые молодые убийцы, их ждало выбивание из них пытками, физическим и моральным истязанием, всего человеческого, их ждала пятиминутная издевательская процедура, «трибу нала», их ждала пьяная команда расстреливателей, которая в ту же ночь вытаскивала их из смертной камеры на безвестную смерть…»
«Пока я с помощью пострижигачевской же ложки уничтожал пахучее сладостное варево, Пострижигач мне быстро поведал свою биографию. Окончил Академию имени Фрунзе, получил назначение на Дальний Восток, был начальником штаба полка, потом стал командиром полка, тем был арестован. –Как и все другие. Понимаешь, ни одного командира полка в ОКДВА не осталось. Ни одного командира полка, ни одного комдива, о более старших уже не говорю. Нас столыпинскими таскали через добрый десяток пересылок, так что все разузнал-ни одного из наших не оставили! Начальников штабов полка- и тех взяли. Ну, ничего, жить можно везде. Видишь, и тут не пропал, дежурю по зоне, навожу порядок, сам сыт, других кормлю. Надо ждать. Ты ведь, Разгон, был головастый парень, политический парень! Ты смотри на меня и учись!
-А на что ты надеешься? –Ох, вижу-впал в упадничество! Слушай, война неизбежна! Это я говорю точно, и если ты сам мерекаешь в политике, то должен это понимать. Война неизбежна, а без нас воевать нельзя.-Уж так и нельзя?-Ты в этом ничего не понимаешь!
Помощника бухгалтера можно назначить бухгалтером, заместителя заведующего-заведующим. А командира роты назначить командиром полка нельзя! Понимаешь, нельзя! Это я тебе говорю профессионально. Даже в гражданскую это было трудно, а теперь совершенно невозможно! Без нас, без командиров полков, без начальников штабов полков, нельзя воевать. Поэтому нас и не трогают!
-Так ведь тронули.- Ну, с переляку. Может, наверху и было какое-то шевеление да задумки. Вот и размахнулись. Но есть такая штука-логика. От этой логики никуда никто не денется.
В нашей 29-й камере Бутырок хватало интересных арестантов. Но один из них вызывал у меня особый интерес. Во-первых, своей биографией. Густав Дейч был сыном известного деятеля Второго Интернационала, лидера левых австрийских социал-демократов Юлиуса Дейча. Юлиус Дейч был одним из руководителей знаменитого восстания австрийских шуцбундовцев в Вене. И Густов-вместе с уцелевшими шуцбундовцами бежал в Чехословакию, оттуда с отцом приехал в советский Союз. Отец приехал на время-для свидания со Сталиным и другими лидерами партии,-сын приехал навсегда. Густав уже совершенно прилично говорил по-русски, он в камере переходил от одного компетентного собеседника к другому в неистовых поисках логики. Почему его арестовали? Его просто обвинили в том, что запросто сыпал песок в буксы отремонтированных паровозов, дабы эти паровозы выходили из строя. Ну почему ему, отвечающему за ремонт и надежность паровозов, после ремонта сыпать песок в буксы? Где здесь элементарная логика? В Воронеже ему на следствии выбили все зубы. Потом привезли в Москву и в тюремной больнице сделали великолепные, не хуже, чем это могли сделать в Вене, вставные челюсти. Очень дорогие. Он в этом разбирается. На первом допросе в Москве разбили их начисто. Он сидит в Москве, и ему выбивают зубы, а его отец в это самое время является генералом республиканской армии в Испании, и командует там всей береговой артиллерией….Густав Дейч так и не успел найти искомую им логику. Его расстреляли.
Дочь Валериана Валериановича Осинского-Светлана-рассказала мне, что в эпоху реабилитанса она разыскивала одного человека, который сидел с ее отцом уже после того, как Валериан Валерианович выступил в качестве «свидетеля» на процессе, после того как его-уже после процесса-измолотили на допросах молодые убийцы, после того, как ему переломали ребра, отбили внутренности...Когда его умнейшего и образованнейшего человека своего времени-сокамерники спросили, какую же логику поведения следует выбрать, он ответил: достойно ждать смерти…»
В своих воспоминаниях генерал Горбатов высокомерно и безнравственно возлагал вину за лживые признания на тех, кто «признавался». Мне кажется, нельзя винить в этом не палачей, а жертвы. Горбатову повезло: у него был ленивый следователь или же такой, который не получил категорическое указание «дожать» подследственного. Вопрос о том, можно ли пыткой вынудить подписать н а себя лживое показание, достаточно сейчас исследован врачами, психологами и психиатрами. В нашем веке материала для подобных исследований было намного больше, чем в средние века. Можно вынудить! Поэтому я откидываю вопрос о том, «признавались» или не «признавались» на следствии самые мужественные люди, профессиональные солдаты, полководцы гражданской войны. Гораздо значительнее и интереснее было их поведение в тюрьме и лагере…На Втором лагпункте я познакомился с учетчиком конпарка Яковом Захаровичем Покусом. Расконвоированный маленький, сухонький старичок, с папкой под мышкой, вздрагивающий не только от крепкого начальственного урагана, но и от веяния любого вертухаевского ветерка. Старичок был приятен своей тихостью, безответственностью, глубоко спрятанной арестантской тоской. По сравнению с другими он был в привилегированных условиях, не голодал, потому что на конпарке можно было вволю есть овсяной кисель и жареную печонку от павших лошадей. Но Покус таял на наших глазах, он умирал тихо и безропотно-как жил. Он умер, и мы его жалели искренне, как можно жалеть о смерти хорошего, никогда ничем не обидевшего человека….Я сейчас часто встречаю фамилию моего покойного солагерника в книгах, статьях, воспоминаниях…Яков Захарович Покус был героем «удалых ночей Спасска, Волочаевских дней», он командовал той партизанской дивизией, которая в знаменитых и страшных по своему упорных боях брала штурмом Волочаевск.,..Но все-таки, среди военных были люди, чьи личности оставались значительными даже в унизительно нивелирующих условиях лагеря. На Первом лагпункте Устьвымлага было двое таких…Первым из ни х был Степан Николаевич Богомягков-бывший начальник штаба Особой Дальневосточной армии…Он был интеллигентом: знал языки, любил поэзию, музыку…И в лагере он всегда оставался самим собой: полным достоинства, ироничным, воспитанным. Он внушал почтение к себе даже со стороны тупой вохры, всевозможных начальников, отпетой уголовной шоблы. Точил ли он пилы и топоры, был ли экономистом в плановом отделе-всюду он работал легко, без усердия, но и без лени. Правдами и неправдами доставал газеты, чтобы вместе со своим военным Коллегой Николаем Васильевичем Лисовским узнавать о военных действиях в Европе и по карте, вырезанной из газеты, гадать о том, как они будут развиваться дальше…Лисовский закончил Академию генерального штаба имени Николая Первого, был командиром полка. С первых дней примкнул к революции. Вступил в 1930 году в партию. Очень долго работал в штабе РККА. В 37-м назначили командующим Среднеазиатским округом и через два месяца арестовали. Почему его не расстреляли-непонятно…Несмотря на всю свою сдержанность и выдержку, он предсказывал колоссальные военные неудачи нашей армии! Он довольно точно предсказал направление главных немецких ударов. Весной 1942 года, почти с абсолютной точностью, начертил мне направление будущего удара немецких армий на юг и юго-восток. Было что-то чудовищное в том, что высокопрофессиональный работник, всю жизнь готовившийся к этой войне, сидит на зачуханном лагпункте и нормирует туфту в нарядах. А ведь в Генштабе сидел его бывший ученик и подчиненный Василевский! И Лисовский, роме своих многочисленных заявлений с просьбой о посылке на фронт в любом качестве, писал одно за другим письма Василевскому и Шапошникову…Но Лисовский продолжал отбывать свой срок. Он его отбыл полностью, от звонка до звонка. Жена Лисовского мне рассказала, что после отбытия срока-переезд в маленький казахстанский город, где жила отбывшая срок его жена-чесеирка. Не успел он осмотреться на новом месте-арест по новой, многомесячное пребывание в отвратительной областной тюрьме, затем ссылка «навечно» в отдаленный кусок необъятного Красноярского края. Туда же приехала жена, снова стали обживать и этот угол, через несколько лет-53-й, с его радостями, надеждами, ожиданием…»
Сталина еще хочешь?
-Ты что, Сергеич! Я не сошел с ума.
-А вот миллионы в нашей стране опять желают Сталина. Они голосуют за него, за то, чтобы он руководил нашей страной.
-Это тупые люди! Они не знают прошлого. Они оболванены коммунистической пропагандой. Такого прошлого и такого Сталина нам и на дух не надо. Бесы правили страной. Бандиты, как сказал Шолохов.
Пьем чай. И надо прогуляться по Змеиному. Ты заметил, что люди, увидев нашу палатку, сюда даже не подходят.
-Бояться. Думают, что Бичи тут живут.
Странно, за песчаной косой в другой бухте, несколько групп молодых людей, но никто из них не поднимался на скалу Бахирева, то есть на Змеиный полуостров. Шашлыки, пиво, разговоры. Впрочем, птиц на скалах у полуострова не было. Посидев над кекуром, за которым в нескольких километрах лежал остров Лисий, вернулся к своему лагерю. Саша отдыхал на спальнике, греясь под солнцем.
-Я выписал несколько записей из небольшой книжки с названием «Все, что вы хотели знать о венчании и браке» из серии «Православная библиотека». Зачитаю тебе, и ты поймешь о каких людях идет речь.
«Брак, в котором дети нежелательны,- это брак двух эгоистов, который носит чисто плотский характер. Такие супруги часто забывают, что любовь, низведенная до уровня секса и партнерских отношений, перестанет быть любовью. Деторождение и воспитание детей-величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной, эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестанет быть образом и подобием Божиим». Как?
-В точку.
-В этой книжке много умных мыслей Святых Отцов о Семье и Браке. Напечатаю и прочитаю тебе. Это надо знать. На будущее, Саша. Для следующего воплощения. Если эти знания заденут сердце, они останутся в другом воплощении.
-Знаю. Послушаю.
-Полежу. Опять спал всего четыре часа.
-Читал?
-Что же остается делать, если нет сна. Только читать.
Забылся. Очнулся от холода.
-Надо в палатку лезть. Замерз.
-Солнце зашло за сопку. Ветер сильный. Облака появились. Будет завтра дождь.
Перед тем, как лечь в палатку, прогулялся по пляжу. Все отдыхающие ушли. Даже как-то стало грустно без их голосов, смеха. Была здесь у этого костра жизнь. И улетела навсегда в какие-то пространства, в другие нам неведомые миры. Как сложится жизнь этих молодых людей? Кто-то из парней пойдет защищать Родину, бороться с фашизмом. Это неизбежно. Запад вместе с США нас хочет уничтожить. Кто-то надеется на Трампа, на мир...Глупые надежды. Темных переубедить нельзя. Они даже скорее погибнут, то есть, ввергнут мир в мировую бойню, но от своей ненависти к России и русским не откажутся. Только далеко не все это понимают у нас, даже политологи. Все потому, что не знают Учение Живой Этики, где каждая формула Истина. Еще раз поднялся на скалу Бахирева. Постоял у оригинальной липы, от которой открывается вид на сопку Сестра. Небо полностью закрылось облаками. Смысла ждать, когда окрасится Сестра розовым светом, не было. Не окрасится. Вернулся к гроту. Саша лежал в палатке.
-Прогулялся?
-Да.
-Уток нет?
-Нет. Нынче из-за этих орлов, которые слетелись на дохлую рыбу, ни утки, ни цапли на озеро не садились. Орлы-их первые враги. Покружатся над озером и улетают.
-Хозяин показывал видеоролик о этой дохлой рыбе. Отснял там, где мы с тобой ходили. Около леса. Рыбы по-колено. Тонны. Она сама выбрасывалась из озера на берег. Надо же так отравить воду, что рыба не могла в ней находиться!
-Малиновский, о котором я тебе говорил, который проехал на велосипеде всю Японию, говорил, что за такое отравление нарушителей экологии наказывают большим тюремным сроком. У нас даже не сообщили что к чему. Ладно. Будем спать.
Ночью ветер усилился. Полотно палатки ложилось на грудь. Даже подумал перебраться в грот, но так как Саша спал, не решился его будить.
Утром уже было понятно, что дождь будет. Да еще и с ураганным ветром. Принял решение уходить домой. Даже не стал пить чай. Собрал вещи, распрощался с Сашей, и пошел к автобусной остановке.
Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов
Свидетельство о публикации №225041800697