У зим бывают имена...

               
                «У зим бывают имена…»
                (Из поэзии А. Пушкина и Д. Самойлова)
  Иду по дороге скандинавским маршем. «Мороз и солнце, день чудесный!» Как прекрасна зима ярким солнечным днём. Восторг! На чистейшем снегу рассыпаны сверкающие алмазы. И невольно приходят на память стихи А.Пушкина:
               Под голубыми небесами
               Великолепными коврами,
               Блестя на солнце, снег лежит…

  Я останавливаюсь. Слушаю тишину. Любуюсь соснами. Лучи солнца пробиваются сквозь ветки величественных деревьев, которые украшают дорогу. Каждая сосна неповторима. Одна похожа на древнегреческую лиру, другая – на могучий шатёр, третья – на фантастическую птицу с раскинутыми крыльями. Холодная и несколько надменная красота сосен особенно хороша зимой.

 И я предаюсь воспоминаниям. Не раз анализировала стихотворение Пушкина «Зимнее утро» с шестиклассниками. О чём стихи? Конечно, о том, как прекрасен зимний день,освещённый солнцем.

Но однажды уже в качестве методиста сижу за последней партой, слушаю чтение, анализ  этого стихотворения в исполнении учителя, которая, как и я когда-то, убеждает детей, что это стихи о красоте зимнего утра в солнечный день.
 
  И мне вдруг открылся совершенно другой смысл этих стихов! Сначала возник вопрос: почему стихотворение, начавшись так восторженно, весело, заканчивается так грустно?
          
  В начале стихотворения звучит восторг героя от солнечного морозного утра. И вдруг меня осеняет, что это стихи не столько о зиме, сколько о любви. А зима здесь, как фон: герой призывает красавицу полюбоваться солнечным зимним утром, разделить с ним радость: «Пора, красавица, проснись,/ Открой сокрыты негой взоры,/ Навстречу северной Авроры,/ Звездою Севера явись! Но как по-разному герой и красавица чувствуют и откликаются на окружающий их мир, на это зимнее озарение природы. Его состояние – восторг, ее – дремота, нега. Она не разделяет радостного состояния героя.

  Тогда, сидя за последней партой и слушая учителя, я поняла, почему автор использует такую выразительную метафору, «звездою Севера явись». Как я этого раньше не замечала! Холодная красавица подобна прекрасной, но застывшей зимней природе. «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит». А герой ищет тепла, открытости, радости.
 
 Заканчивается стихотворение приглашением «друга милого» прокатиться на санях и посетить «поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня». 
Уже нет великолепия зимнего солнечного дня, нет восторженной интонации, а возникает совершенно другой, лишённый красоты, унылый пейзаж, который вызывает грустное чувство. Почему? Может, потому, что возникли милые, грустные, но греющие душу воспоминания?!

  А поскольку у меня (я недавно сделала ма-а-аленькое открытие!) не только лингвистическое, но и ассоциативное мышление, то эти поэтические размышления Пушкина я соотнесла со стихотворением Д. Самойлова «У зим бывают имена». Схожий мотив: влюблённый герой и холодные красавицы. Ведь не случайно автор использует метафорическое сравнение красавиц с зимой.
 
            «У зим бывают имена.
            Одна зима звалась Натальей.
            И было в ней мерцанье, тайна,
            И холод, и голубизна.
            Еленою звалась зима,
            И Марфою, и Катериной…
  Но восторг, влюблённость поэта от этого не исчезает. «И я порою зимней, длинной влюблялся и сходил с ума...» «А эту зиму звали Анной, она была прекрасней всех». Мотив тот же, что и у А.Пушкина, но плагиата нет, а есть подлинная поэзия другого поэта.


Рецензии