Мать сыра Земля
Слова «мать сыра Земля» пробуждают в душе святое глубокое чувство родства, причастности к безусловной и непререкаемой общечеловеческой ценности. Мы вспоминаем детские сказки и былинных богатырей, бравших силу от матери Земли и просивших у нее помощи. Подобно старинным богатырям, мы сами также ежедневно совершаем маленькие подвиги, каждый на своем месте: взрослые на работе или занимаясь любимым делом, малые и юные на учебе, в спорте и творчестве, в домашнем послушании родителям. И все, вкушая пищу, так же получаем силу от той же матери Земли, порой не осознавая этого. Однако, мы не чтим ее, поэтому не замечаем, как растут горы отвратительного мусора вокруг наших городов, по берегам девственных озер и рек. Нами утеряно благоговейное отношение к родной земле как к святыне. Но она продолжает терпеть нас и кормить своими дарами.
В Священном Писании, уже с первых глав книги Бытие, встречаются два понятия, обозначаемые словом «земля». В Синодальном переводе, хоть он и сделан, как считается, непосредственно с текста Торы, нет разделения между землей и землей. В Септуагинте также любая земля — просто земля, по-гречески звучит ГИ («г» произносится по-южнорусски). Однако, в оригинальном тексте Торы есть две земли: АРЕЦ — твердая материя, суша, планетарное вещество, недра, территория, - и АДАМА — почва, земля сырая, плодородная. Два совершенно разных корня разного звучания, которые трудно спутать, но переведены они в Септуагинте и Синодальном тексте одним словом ГИ-земля.
В Торе первый раз слово АДАМА появляется в стихе 1:25, рассказывающем о шестом дне Творения и о различных животных, созданных в этот день. Помимо «скота», упоминаются «животные ЗЕМЛИ-АРЕЦ» и «ползающие ПОЧВЫ-АДАМЫ», что переводится на все языки вслед за Септуагинтой как «животные земли» и «гады земные». Вроде бы, какая разница: земля или почва? Но... остановимся и задумаемся. Все-таки это текст Священного Писания, и простая точность лишней не будет.
Следующее место, где встречается в оригинальном тексте Библии слово ПОЧВА-АДАМА, это стих 2:5, окончание которого в Синодальном варианте выглядит так:
ИБО ГОСПОДЬ БОГ НЕ ПОСЫЛАЛ ДОЖДЯ НА ЗЕМЛЮ И НЕ БЫЛО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ЗЕМЛИ
Мы видим здесь две «земли», но не видим, что это разные понятия, в оригинале же дождь «не посылается на землю-АРЕЦ», а Человек-АДАМ предназначен «для возделывания земли-ПОЧВЫ-АДАМЫ». Уже в этом 5-м стихе замечается, что слово АДАМ-человек одного корня со словом АДАМА-почва.
В стихе 2:6 оригинала снова различие: пар поднимается от земли-АРЕЦ, но орошает лицо земли-почвы-АДАМЫ. Это различие увидели и передали в стихах 2:5-6 только английские переводчики короля Якова, разделяющие землю на EARTH-АРЕЦ и GROUND-АДАМА. Это разделение они соблюдают и далее.
В стихе 2:7 говорится о формировании Человека из «праха земного», который в оригинале звучит ЭФЕР МИН А АДАМА, что буквально можно перевести как «грязь из почвы». Логично предположить, что почву и прах-грязь Творец взял не ту, которую мы наблюдаем под нашими ногами. Это, видимо, некая особенная грязь и особенная почва. Тогда же, вслед за человеком-АДАМОМ, из той же почвы-АДАМЫ были произращены Творцом все деревья рая, приятные для взора и добрые-благие-ТОВ для вкушения, включая дерево жизни и дерево знания. Стоит обратить внимание, что Творец сам взращивает эти деревья, и они получаются такие, какие задуманы Им — съедобные целиком. Повеление произвести деревья-плоды не выполнила однажды земля-АРЕЦ в третий день (Быт 1:12).
Из той же почвы-АДАМЫ Творец сделал и животных с птицами, чтобы подвести их к Человеку-АДАМУ (Быт 2:19). В Синодальном переводе стоят разные глаголы: человека СОЗДАЛ, а животных и птиц ОБРАЗОВАЛ. Однако, в оригинале стоит один глагол ЙАЦАР-изготовил, в Септуагинте — ПЛАССО-слепил-образовал, в Вульгате — FORMO-сформировал, в славянской Елизаветинской Библии — СОЗДАЛ и Человека, и животных с птицами в раю. В этом стихе 2:19 Вульгата наконец-то разделяет землю-АРЕЦ и почву-АДАМА, называя последнюю HUMUS. Очень удачное слово, потому что оно полностью отражает связь почвы-HUMUS с Человеком-HOMO, заданную Торой: АДАМА-АДАМ.
Не понятно, каким образом птицы делаются из «земли», когда их стихия и материал — вода (Быт 1:20)? Если же принять во внимание, что делаются они из АДАМЫ, а она орошена паром и водами райской реки (Быт 2:6,10), а значит в ней есть вода, то можно заключить, что из воды, присутствующей в АДАМЕ, и были сделаны птицы.
Жену Бог буквально «построил», на иврите глагол БАНА, что конкретизировано в Септуагинте и в Вульгате словом «домостроил», откуда взяты термины «домостроительство» и «домострой», связавшие образ женщины с образом дома. Дом, согласно Библии, женщине подходит больше, чем чистое поле или лес. Она — дом, построенный для своего мужа, в который тот всегда возвращается после подвигов на земле: в поле или в лесу.
Итак, в оригинале мы имеем два понятия: ЗЕМЛЯ-АРЕЦ-TERRA и ПОЧВА-АДАМА-HUMUS. И вот вопрос. Кто же такая Мать сыра Земля, с каким библейским понятием из двух приведенных ее можно сопоставить? Поскольку Мать сыра Земля — персонаж все же языческий, а истоки язычества — индоевропейский и Средиземноморский пантеон, то будем искать там. Известны два божества, связанные с землей: Гея-Земля, супруга Урана-Неба, по-латински TELLUS, которая соответствует библейской земле-TERRA, и Деметра, по мифу родившая Диониса, имя которой Де-метра означает «Земля-мать» и говорит само за себя. Один из вариантов мифа о матери Диониса — история о Семеле, или Земеле, или Земле (Semla), или Земес у балтов, или Жемайне у литовцев.
Библейская АДАМА напитана влагой, в отличие от сухой АРЕЦ, поэтому она есть Земля сырая, а мать она человеку АДАМУ и по названию и по сути, потому что именно из нее сделан человек АДАМ и его она кормит каждый день.
Буква Д в имени Деметра – это измененная буква З. Слова ДЕМОС и ДЕМОкратия мы можем прочитать ЗЕМОС и ЗЕМОкратия. ЗЕМСКИЙ СОБОР, очевидно, становится СОБОРОМ ДЕМОСА, а русская ЗЕМЩИНА — греческим ДЕМОСОМ.
Эти очевидные вещи звучат непривычно и ново. Но они — важнейшие части исторического пазла. Они показывают еще раз, что русские земли не были изолированы от Средиземноморских и принадлежали к одному этнокультурному пространству во времена античности.
Следует добавить интересное совпадение в звучании и написании слов:
АРЕЦ (сушу назвал «арец», Быт 1:10, ивр.) — ARIDA (arida-сушу назвал «terra», Быт 1:10, лат.) - EARTH (назвал сушу «earth», Быт 1:10, англ.)
Язычество, несомненно, отошло в прошлое человечества, но оно - наша история, в нем душа наших предков, подарившая миру таких гигантов как Аристотель, которого никто не обвинит в нечестии и идолопоклонстве. Имя его означает «наилучшее завершение». Завершение чего? Эпохи многобожия. Аристотель подвел ей итог и создал философский фундамент для дальнейшего движения по пути монотеизма. Человечеству дано двигаться дальше.
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №225041800082