На орбите - салют- 1
Космические исследования, в частности, изучение влияния факторов космического полета на человека требовало кардинального увеличения продолжительности космических экспедиций. Ввиду того, что сроки автономных полетов отечественных космических кораблей: «Восток», «Восход» и «Союз», а также их американских аналогов: «Мерькюри», «Джемени» и «Апполло» измерялись сутками, увеличение продолжительности космических полетов требовало создания вместительных орбитальных станций.
В середине 1960-х годов конструкторское бюро В. Н. Челомея (1914-1984) начало разработку первой отечественной орбитальной станции. Однако, ввиду проблем с созданием систем жизнеобеспечения и двигательных установок, работы шли медленно.
Для форсирования проекта было принято решение об использовании на будущей орбитальной станции отдельных систем космического корабля «Союз».
19 апреля 1971 года на околоземную орбиту была выведена первая в мире – одномодульная советская орбитальная станция «Салют-1», массой около 20 т.
Рабочий отсек орбитальной станции «Салют-1» представлял собой цилиндр диаметром 2.9 и длинной 3.5 м, соединённый конусной проставкой с цилиндром диаметром 4.15 и длинной 2.7 м. Торцевые поверхности рабочего отсека были образованы сферическими оболочками.
Внутри корпуса по периметру орбитальной станции была установлена рамная конструкция для крепления агрегатов и узлов. Внутренним сечением рама образовывала квадрат, свободное пространство которого являлось обитаемой зоной для экипажа. Изнутри рама орбитальной станции была обшита съёмными панелями трех разных цветов - для обозначения условных «пола», «потолка» и «стен».
В цилиндре малого диаметра размещались центральный пост управления станцией, зона отдыха, места для хранения и принятия пищи, спальные места. В цилиндре большого диаметра размещались научное оборудование, спортивные тренажёры, первая в мире космическая душевая установка и туалет.
Переходный отсек находился перед цилиндром малого диаметра. Его диаметр составлял 2, а длина со стыковочным узлом - 3 м. Между переходным и рабочим отсеком был предусмотрен люк с герметичной крышкой. На переднем конце переходного отсека был расположен пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль. На боковой поверхности переходного отсека, также был люк для удобства проведения монтажных работ на Земле. Снаружи переходного отсека были установлены две неповоротные солнечные батареи.
Агрегатный отсек орбитальной станции был прикреплён к заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека, в котором размещалась корректирующая двигательная установка, двигатели системы ориентации и их топливные баки.
Электропитание станции осуществлялось от никель-кадмиевых аккумуляторов, заряжаемых от солнечных батарей общей площадью 28 м2.
Снаружи корпус орбитальной станции «Салют» был покрыт экранно-вакуумной изоляцией, препятствующей перегреву на освещённой Солнцем части орбиты и охлаждению в тени Земли. Также экранно-вакуумная изоляция защищала орбитальную станцию от микрометеоритов.
Газовый состав атмосферы на борту станции «Салют» был близок к земному, поддерживались нормальное давление и температура.
Углекислый газ, образовывавшийся при дыхании космонавтов, поглощался в регенеративных патронах, при происходящей химической реакции в атмосферу станции выделялся кислород.
Первая экспедиция посещения отправилась на орбитальную станцию «Салют – 1» 24 апреля 1971 года. Космический корабль «Союз-10» причалил к станции. Впрочем, попытки завершить стыковку не увенчались успехом. Переход экипажа на борт орбитальной станции оказался невозможен, и 25 апреля 1971 года космический корабль «Союз-10» совершил досрочную посадку.
Вторая экспедиция на орбитальную станцию «Салют» началась 6 июня 1971 г. Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил сильное задымление. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха. За 22 дня экипаж успешно выполнил программу полёта.
29 июня 1971 года во время посадки произошла, повлекшая гибель космонавтов Г. Т. Добровольского, В. И. Пацаева, В. Н. Волкова, нештатная разгемертизация спускаемого аппарата корабля «Союз-11».
19 октября 1971 года орбитальная станция «Салют -1» была сведена с околоземной орбиты, ее обломки затонули в Тихом океане.
С 3 апреля по 28 мая 1973 на околоземной орбите находилась советская станция «Салют-2». Впрочем, ввиду технических проблем, станция не могла принять экспедицию посещения.
Существовавшая на околоземной орбите с 25 июня 1974 г. по 24 января 1975 г., станция «Салют-3» приняла одну экспедицию посещения. Вторая экспедиция завершилась досрочно, ввиду невозможности стыковки со станцией.
Станция «Салют-4» находилась на околоземной орбите с 26 декабря 1974 г. по 3 февраля 1977 г., и приняла две экспедиции посещения.
На станции были установлены рентгеновские телескопы «Филин» и РТ-4, при помощи которых был получен энергетический спектр рентгеновской новой в созвездии Единорога, измерены потоки и спектры ряда рентгеновских источников, в том числе Скорпион Х-1, SS Лебедя, Лебедь Х-1, Циркуль X-1. Также с борта станции «Салют-4» было отснято 5,6 миллиона квадратных километров территории Советского Союза.
С 22 июня 1976 г. по 7 августа 1977 г. продолжался полет, принявшей две экспедиции посещения, орбитальной станции «Салют-5».
Орбитальная станция «Салют-6» находилась в космосе с 29 сентября 1977 г. по 29 июля 1982 г., и приняла 12 экспедиций посещения, большинство из которых были международными.
20 января 1978 года с космодрома Байканур был запущен первый космический грузовой корабль «Прогресс», доставивший на станцию «Салют- 6», около двух тонн полезных грузов.
Использование грузовых кораблей «Прогресс» позволило расширить программу научных космических исследований и увеличить сроки эксплуатации орбитальных станций.
Полет орбитальной станции «Салют-7» продолжался с 19 апреля 1982 по 7 февраля 1991 г. Cтанция приняла 6 экспедиций посещения.
Осуществленный 20 февраля 1986 года, вывод околоземную орбиту базового модуля первой советской многомодульной станции «Мир» открыл новую страницу истории пилотируемой космонавтики.
Свидетельство о публикации №225041800873