Никита и семейство ежей
Ранним утром Никиту разбудила его собака своим лаем. Проснувшись, погладив собаку, он быстро побежал в огород. В огороде, вырвав морковку и собрав немного яблок и груш с веток деревьев, пошёл на хозяйственный двор. У него с собакой был секрет. В углу за курятником к ним в гости каждое утро, и вечер приходила семья ёжиков. Когда они приходили, собака их сразу чувствовала
и бежала к хозяину, лапой зазывая его, давая понять, что гости пришли. Никита дал каждому ёжику кличку.
Мама Ханна, она передвигалась медленно и аккуратно. Папа Гарри, сильный и большой, всегда шел важно впереди. Сын Рич всегда торопился и спешил. Дочь Рокси, осторожная и осмотрительная, всегда шла с мамой позади брата и отца.
Увидев семейство, положив на блюдце им лакомства, Никита и его собака ложились на солому, спрятавшись от лишних глаз, и наблюдали за ними. Первым начинал всегда есть Рич, но папа Гарри отталкивал лапой сына и пропускал полакомиться сначала Ханну и Рокси, потом приступал к еде сам и разрешал Ричу. Наблюдая за ежами, Никита заметил, что задние их лапы длиннее передних, каждая из лап обладает пятью пальцами. А еще он заметил, что они чистоплотные зверьки и периодически чистят свои иголки при помощи длинных средних пальцев. Во время опасности ежи сворачиваются в клубок, с внешней стороны которого сплошные колючки.
Сегодня у Никиты было много свободного времени, и он решил проследить, куда уходят каждое утро ежи. Незаметно, следуя за ежами, Никита оказался в лесу. Юкки следовала за хозяином тихо-тихо, как будто чувствовала, что нужно вести себя незаметно и быть осторожной. Никита увидел, что Гарри, Ханна и Рокси заходят в собствен- но вырытые норы под корнями деревьев, а Рич в другую нору, заброшенную каким-то грызуном в кустах, она отличалась от остальных нор.
— Да, Рич не только не воспитанный, но еще и ленивый, собственную нору себе вырыть поленился, — сказал Никита Юкки.
Они долго ждали ежей из нор, но они так и не выползли. Ежики ведь ночные жители. Днем они спят, а ночью выходят на охоту.
Придя домой, Никита увидел дедушку, сидящего на скамейке.
— Дедушка, а что ты знаешь про ежей? — спросил Никита.
— Слово «ёж», в переводе с древнегреческого, означа- ет «пожиратель змей». Ежи являются врагами змей. Они устойчивы к их яду, смело на них нападают и поедают. А поедая разных вредных насекомых — вредителей де- ревьев, они несут и большую пользу для леса.
— Ничего себе! — прокричал Никита и, немного подумав, продолжил, — а я думал, что они змей боятся, а ока- залось, наоборот. Так они, выходит, хищники! А самое главное являются санитарами леса.
Никита горд был за семейство ежей, такую пользу лесу приносят. Калитка отварилась, и бабушка Света принесла молочко от коровы Буренки, которое надоила соседка тётя Зина.
— Ой, дедушка, а ежи любят молочко пить? — спросил Никита.
— Нет, внучок. Им нельзя. У ежей непереносимость лактозы, которая есть в молоке, поэтому молоко может вызвать не только расстройство желудка, но даже привести к его гибели.
Никита не понимал, что такое лактоза, но четко понимал, что ни в коем случае ежей нельзя угощать молоком.
— Дедушка, а еще что ты знаешь о ежах? — спросил внук.
— Я, Никита, в детстве тоже интересовался ежами. Знаю, что зубы ежа, хоть и мелкие, но довольнотаки острые. На верхней челюсти обычно имеется двадцать зубов, а на нижней шестнадцать. Два первых верхних зуба имеют большие размеры и похожи на клыки. Хотя у некоторых ви- дов ежей есть целых сорок четыре зуба, — отвечал дедушка.
Время шло к обеду, и дедушка засобирался отдохнуть и поспать в доме. Зная, что дедушка сильно устает, внук не стал больше приставать к нему с разными вопросами и побежал с Юкки в мамину спальню, где была библиотека. «Почитать мамины книжки про природу что ли, — подумал Никита, — может там, что-нибудь интересное про ежей прочитаю?»
Проведя час в библиотеке, Никита устал. Позвав собаку, которая бегала по двору и гоняла соседскую кошку, побежал к речке. Они с Юкки весело прыгали с мостика в воду, плавали, веселились. Собака после очередного прыжка в воду вдруг поплыла в противоположном направлении от хозяина чуть дальше от места, где обычно они купались. Никита, испугавшись за собаку, не поняв в чем дело, поплыл за ней.
— Что ты там увидела? — кричал он ей.
Смотрит, а к берегу плывет ежик. «Так они еще и плавать умеют», — подумал Никита. Еж, приплыв к берегу, быстро перебирая своими лапками, испугавшись собаки, спрятался за листву, свернувшись в клубок. Собака пры- гала вокруг листвы и всем своим видом давала понять хо- зяину, что еж за листвой.
— Юкки! Юкки! Не пугай ежа, пойдем!
Тихо они пошли вдоль берега к норкам ежей, чтобы продолжить наблюдения. Пройдя немного вперед, Никита уже увидел выползающее из своих норок семейство. Взяв быстро свою подружку на руки, Никита вместе с ней спрятался в кусты смородины и продолжал смотреть на ежей. Семейство шло не спеша, только Рич то обгонял, то убегал от своих родных. Рич отстал и закопошился в желудях. Оказалось, он добывал гусеницу. А Рокси побежала к пеньку и схватила жучка. Гарри каким-то быстрым образом на колючки себе наколол кусочек мха, а мама Ханна кусочек гриба. Мать и отец, не спеша, а Рокси и Рич довольно быстро свою добычу понесли в свои норки. По- вторив свои поиски еды еще несколько раз, наконец, они пошли по направлению хозяйственного двора.
— Сейчас посмотрим, что у них в норках, а потом по- бежим встречать их у нас во дворе, — прошептал Никита. Подойдя к норам, Никита аккуратно стал рассматривать их. А в норках чего только не было: листва, опилки,
солома, кусочки грибов, желудей, мха и много другого.
— Чтобы успешно пережить зимнюю спячку, ежам необходимо особенно усиленно кормиться осенью, что- бы накопить нужные жировые запасы. А листья, опилки, солома им нужны, чтобы перезимовать зиму, иначе они могут погибнуть во время своей зимней спячки. Анабиоз по научному. В спячку впадают, подобно медведям, с наступлением зимних холодов где-то в ноябре. Это я, Юкки, в маминой книжке вычитал, — рассказывал Никита.
Удовлетворив свое любопытство, они побежали. Смотрят, а там тот же ёж, которого встретили днем, у берега сидит под камышами. Лягушку кушает. Лягушка лапками машет, а он ухватил ее своими лапками и ест.
— Так они еще и лягушками полакомиться любят? Не перестают ежи меня удивлять. Юкки, не будем ему мешать. Пойдем, пойдем, — сказал Никита.
Забежав в огород, сорвал Никита четыре клубнички, четыре малинки, выдернул морковку и сорвал яблоко.
Побыстрому порезав яблоко и морковку на мелкие кусочки, рванул вместе с собакой на хозяйственный двор. Ежи еще не дошли. Никита наполнил одно блюдечко водой, а на второе положил кусочки яблок и морковки. Они привычно улеглись на солому, спрятавшись от чужих глаз, и приготовились наблюдать. Ежи, медленно передвигаясь, шли к блюдцам. Как всегда, Рич получил лапой от отца Гарри, чтоб не лез впереди сестры и матери.
На прощанье Никита положил на колючки Ричу, Гарри, Ханне и Рокси по клубничке и по малинке. Довольное и накормленное семейство потихоньку пошли к себе в норки. И только Рич, как обычно, не шел, а бежал, то обгоняя, то отставая от семьи.
— Какой удивительный день Юкки! Столько интерес- ного сегодня узнали про ежей. Да, природа удивительна! — сказал Никита.
А Юкки, подтверждая каждое слово хозяина, бежала рядом и радостно подпрыгивала.
Свидетельство о публикации №225041800890