Продолжение романа в 4 томе, кн. 1. Часть 15

Вспоминая жизнь, похожую на романную в 4 томе, кн. 1, часть 15

Часть 15. ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАГРАНИЦУ -  ТЕПЕРЬ УЖЕ БЛИЗКОЕ К РАСПАДУ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА. НА ОЧЕРЕДИ БЫЛА РУМЫНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Буквально через неделю после поездки в Молдавию, намечалась поездка в Румынию. На душе было не спокойно, потому что начинался рост цен, правда, в магазинах появилась очень красивая итальянская мебель, но очень дорогая. Этой мебелью в Куйбышеве торговали на втором этаже Дома культуры на улице Мичурина. Зашли туда, и попали как будто бы в другой мир. Это был 1987 год. Таких стенок, столов, стульев и прочего мебельного ассортимента они еще не видели. Решили купить итальянский круглый раздвижной стол и шесть полумягких итальянских стульев. Заплатили огромные деньги, но Лида решила:
- Пусть что будет. Отдадим эти большие деньжищи, а то вдруг во время поездки в Румынию случится какой-нибудь финансовый кризис и деньги обесценятся. А мебель не обесценится, будет радовать глаз дома, может быть, до конца наших с тобой дней жизни. Так что рискнем? – и они рискнули и не прогадали.
 
И вот они уже в самолете, и полет в Румынию. На этот раз почему-то в Бухарест летели не из Куйбышева (как было в Молдавию), а из Москвы. Поэтому до Москвы ехали на поезде. Во время железнодорожного путешествия тренировались в румынском языке, старались хотя бы запомнить слов около ста для шапочного знакомства. В Москве перед посадкой в самолет пообедали в кафе на Пушкинской улице. Затем им предложили обед в самолете с румынским вином. Рядом с Егором и Лидой оказался соседом румын ихнего же примерно возраста. Он летел из Москвы, как работник СЭВа, много рассказывал о Румынии, тренировал их в румынском произношении слов, хвалил за то, что они выучили столько румынских слов. На прощание даже дал свой домашний телефон в Бухаресте.

 Прилетев в Румынию, они удивились процедуре тщательного обыска туристов в Бухаресте, как будто бы принимают не друзей, а каких-то врагов. В то время обычно только просвечивали чемоданы и сумки клади, а тут обыск каждого пассажира с помощью каких-то приборов. Затем, когда процедура проверки и выдачи багажа была закончена, их посадили в комфортабельный автобус и повезли в город Питешти. Ехали довольно долго. Приехали ближе часам к одиннадцати вечера. Их поселили в гостиницу без всякого ужина, недовольство туристов сотрудниками гостиницы было проигнорировано.

Утром позавтракали в ресторане при гостинице. Завтрак был так себе, легкий: кофе, сыр, какая-то каша, галетное печенье и на «закуску» минеральная вода в бутылках. Некоторые из туристов сделали попытку унести по бутылке воды с собой в номер, у них это не получилось. При выходе из ресторана у них минеральную воду отобрали. Где-то, через час им скомандовали, что для них подан автобус, и туристы со всеми своими вещами переезжают в город Брашов. Пообедали в городе нормально. Волнения среди туристов немного улеглись. После обеда они пешком прошлись до Черной церкви. Дальше их отвезли на три дня в пригород Брашова в местечко под названием «Поляна-Брашов». Это была действительно Поляна с кемпингами вокруг, с местами для отдыха и загорания. Номера были шикарно украшенные, просторные и уютные. До ужина туристы ознакомились с окружающей их местностью. Ужин состоялся в ресторане гостиницы, где туристы окончательно поняли, что их здесь запоят до отвала минеральной водой, в отличие от ГДР, где пытались их запоить пивом.
На другой день возили их на знакомство с Карпатами, подняли на подвесной дороге на несколько метров в горы, объясняли, что здесь в зимнее время в основном отдыхают туристы из капиталистических стран, занимаясь горными лыжами. Поэтому данная подвесная дорога используется в основном в зимнее время. Вечером в ресторане туристов наконец-то угостили румынским сухим вином со смотром «Варьете» из девиц в откровенных купальниках и не менее откровенными интимными движениями под музыку и танцы.
 
Через три дня поездом туристов из Бухареста увезли на Черноморское побережье в районе Констанцы. Здесь их встретил самый, что ни на есть курортный санаторий «Сатурн» в основном для туристов из стран социализма, рядом были расположены еще более высокие башни гостиниц специально для богатых туристов из капиталистических стран. Основным видом отдыха почти в течение десяти дней было загорание купание на пляжах Черного моря. В самом поселке было множество магазинов и магазинчиков мелкооптовой торговли. Поэтому, если кому-то что-то не нравилось в питании, то можно было закуски, фрукты, овощи и вино закупить в торговле курорта. Помнится, однажды Егор с Лидой увидели на улице какие-то овощи в виде продолговатых дынь, но почему-то с виду очень зеленых. Спросили продавца:
- Это дыни или что-то другое?
- Да, да это пыни – подтвердил продавец.
Им показалось, что он подтверждает тем самым, что это дыни. Они решили купить одну из «дынь». Пришли домой в номер и перед ужином решили попробовать «дыню». Егор разрезал ее, и они с удивлением оба вскрикнули:
- Вот так румынская «дыня»! Вместо дыни перед ними был арбуз. Стали искать в словаре румынское слово «пыня». Нашли и расхохотались, хохотали минут десять, потому что «пыня» по-румынски это был арбуз.
Так как отдых почти для всех был однообразным – это загоранье и купанье в Черном море, то описывать его сложно. За десять дней их всего один раз свозили в город Констанцу. Экскурсовод рассказал историю города, его значение для народного хозяйства Румынии, не забыл сказать и о многочисленных жертвах советских солдат при освобождении Констанцы. В самом городе посетили дельфинарий, где любовались выступлениями дельфинов, затем были в морском аквариуме, ознакомились с двумя археологическими музеями.

В день освобождения Румынии 23 августа в ресторане в обед отмечали это праздник, пили сухое румынское вино, и еда действительно была праздничной. Интересно было наблюдать за сопровождающими их в поездке румынскими товарищами, которые разводили сухое вино минеральной водой. Кстати, отдыхающие не раз видели, что и шампанское вино многие румыны разбавляли минеральной водой. Неудобно было спрашивать у них: «Что это от недостатка денег или это традиция румын?».
Вечером в День освобождения в ресторане для туристов был утроен настоящий праздник с выпивкой, с оркестром, с танцами до двенадцати часов ночи. В этот праздничный вечер произошло чрезвычайное происшествие с руководителем советской туристической группы и с еще одним их парнем. После вечера в ресторане они вздумали искупаться на пляже Черного моря. Но так как они были сильно опьяневшими от русской водки и румынского вина, то они решили не просто окунуться, а поспорили, кто кого обгонит в плавании. И так как они видели, что ни один из них не может оторваться от другого, то плыли до тех пор, пока их не засекли румынские пограничники. На быстроходном катере те подплыли к ним, забрали их на катер, спросив их при этом, зачем они пытались пересечь морскую границу Румынии? Те понятно ничего по-румынски не поняли, то утром их объявили чуть ли не перебежчиками. Говорят, вызывали кого-то из советского представительства в Констанце, благодаря чему «перебежчиков» отпустили, но сразу потребовали снять руководителя группы с занимаемой должности.

 В результате руководство группой было передано Егору Суханову. Лида была очень недовольна этим решением, но делать было нечего, Егору пришлось руководить группой в последние примерно семь дней отдыха в Румынии. Особых каких-то случаев в Сатурне больше не было, если не считать, что несколько женщин перед отъездом с курорта утром после завтрака вдруг объявили, что у них украли в гостинице паспорта, поэтому они не знают, как им теперь попасть в Советский Союз и как без паспортов выехать из Румынии. Егору пришлось разбираться с этими женщинами. Он пошел к ним в номера и стал расспрашивать, где у них лежали паспорта. 
- Не помним. Где-то, наверное, в чемодане.
- И что вы в течение десяти дней ни разу не видели, где лежат ваши паспорта?
- А что смотреть-то их, мы же отдыхали, надеялись, что у нас ничего не пропадет.
- Ну а что-то еще, кроме паспортов, у вас пропало?
- Вещи и деньги вроде все на месте.
- А вы не забирали разве несколько дней назад свои паспорта здесь на вахте? Помню, объявление об этом было сделано в ресторане во время обеда.
- Не помним.
- Раз не помните, то пойдемте искать паспорта внизу на вахте.
Пришли, работники гостиницы на вахте пока еще ничего не слышали о пропаже паспортов.
Егор спросил их:
- Вот три женщины – туристки из СССР не помнят, брали ли они здесь паспорта? Посмотрите, пожалуйста!
Одна из служащих гостиницы открывает сейф, начинают искать паспорта и быстро находят их.
- Ну и ну, туристки! Чуть было не закатили скандал на весь санаторий только из-за того, что, видимо, заотдыхались и пора домой? – только и пожурил их Суханов.
К поезду они успели. Впереди была длинная дорога назад в Бухарест и обратно домой. К обеду были в Бухаресте. Их поселили на три дня в центре города. После обеда состоялась автобусная экскурсия по Бухаресту. Посетили этнографический музей под открытым небом. Вечером в ресторане их порадовали румынским фольклорным концертом.

Следующий день был самым напряженным по экскурсиям. Устроители туризма Румынии, наверное, решили, что экскурсий у советских туристов было слишком мало, поэтому решили компенсировать этот пробел. В этот день они осмотрели здание национального собрания и церкви митрополита всея Румынии. Посетили музей истории Румынии и музей подарков, полученных за свою партийную и государственную деятельность Николае Чаушеску. Последний музей многим туристам СССР раскрыл глаза на зарубежные подарки своим высшим руководителям. Здесь они увидели такие подарки, о которых простые люди и не догадываются, да и никогда не знали, что бывают такие дорогущие подарки. Несмотря на трудности с продовольствием, румыны выглядели внешне веселыми и невозмутимыми, пили вино, разбавляли его минеральной водой и закусывали бубликами с маком, пели песни и танцевали. Складывалось впечатление вполне счастливого народа, но как покажут события будущих лет, это впечатление было обманчивым.

В последний день пребывания был посвящен изучению румынской торговли. У кого сохранились еще обмененные на рубли румынские леи, активно тратили их в центральном универмаге Бухареста. В частности, Егору купили классический черный костюм и по мелочи туфли и различное белье Лиде. Остатки леев израсходовали в кафе, где дегустировали румынское мороженое, малиновый напиток вместе с пирожными. В качестве подарков знакомым купили две бутылки румынского рома. На этом и закончилось прощание с Румынией и Бухарестом. Обратный путь группы туристов был самолетом по маршруту Бухарест-Москва.

 Нагрянули сразу с Шереметьевского аэровокзала домой в Чертаново к подруге Лиды к Межениной Валентине. Вечером попировали и переночевали у нее. На другой день с Лидой съездили в МГУ, где предстояло проходить Егору с первого сентября повышение квалификации. Сдали необходимые для этого документы, оформили его в Дом студентов и аспирантов на шестнадцатый этаж корпуса «В», пообедали здесь в столовой МГУ. Выйдя из университета, поездили по магазинам Москвы, которые были уже практическими пустыми, но кое-что купили и вернулись обратно к Валентине. Быстро собрались к поезду в Куйбышев на Казанский вокзал, доехали сюда на такси, Валентина их проводила, и утром на другой день оказались уже в Куйбышеве. Это было уже второе сентября. Пора было выходить Лиде на работу, а Егору ехать обратно в Москву на повышение квалификации после длительных поездок в Молдавию и Румынию.


Рецензии