Православное христианство в России
В 988 г. н. э. Древняя Русь приняла Христианство и летоисчисление Вавилон-ской империи “от сотворения мира”, т.е. с 1 марта 6496 г. по юлианскому календарю. А “сотворение мира” исчисляется с 5508 г. до н.э. Христианская церковь стала применять летоисчисление “от рождества Христова” только в десятом веке н.э. с обязательным указанием даты от “сотворения мира”, т.е. через 900 лет после предложения Дионисия Малого в 531 г. н.э., что рождение Христа считать 532 г. н.э. (5508 г. “от сотворения мира”). Киевские князья Аскольд и Дир первые подпали под влияние православной Греции и подготовили ему путь в Россию. В 864 г. они сделали набег на Царьград. После усердной молитвы император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили ее в воду. После убийства Аскольда и Дира князем в Киеве стал Олег, переехавший сюда из Новгорода. Он тоже совершил поход под Царьград, сильно притеснил этот город и успел заключить с греками выгодный мир в 911 г. После заключения договора русские чаще стали ходить в Византию для торговли, жили там по несколько месяцев при монастыре святого Маммы и ближе знакомились с православием. ; 944 г. преемник Олега Игорь тоже заключил договор с греками. В этом договоре Русь разделяется уже на крещеную и некрещеную; первая клялась в соблюдении договора при киевской церкви святого Ильи. Вдова Игоря Ольга уговаривала к принятию христианства своего сына Святослава, но он не хотел и слушать ; крещении. Новая вера была вовсе не по характеру этого воинственного князя. После кончины Ольги Святослав послал на христиан гонение, - знак того, что новая вера обратила на себя серьезное внимание языческой партии. При его детях Ярополке и Олеге, помнивших наставления своей бабки, участь христиан опять облегчилась; надо заметить при этом, что у Ярополка и жена была христианка, какая-то пленная гречанка-монахиня. Оба князя погибли в усобице. Их младший брат Владимир, севший после них в Киеве, увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры. От этого занятие им киевского престола было вместе с тем торжеством языческой стороны в Киеве над христианской. Новый князь с дядей Добрыней на первых порах показали большую ревность к язычеству. ; 988 году войско Владимира осадило Корсунь. Подобно другим языческим вождям в подобных же обстоятельствах, князь дал обет креститься в случае победы. Взяв город, он потребовал у тогдашних императоров Василия и Константина руки их сестры Анны, и при этом обещал принять их веру. Императоры согласились, уговорили согласиться и сестру. После крещения совершен был брак его с Анной. ; Киеве князь крестил своих 12 сыновей и многих бояр; потом велел истреблять идолов. Так началась историческая жизнь Православной Русской церкви. ; продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России развивается преимущественно на юге, около своего киевского центра, при господствующим влиянием Греческой церкви. Период этот продолжался до монгольского нашествия, после которого гражданская жизнь России с юга переместилась на север, в пределы Великороссии, и стала развивать здесь более устойчивый государственный строй. Вместе с нею туда же, в новую обстановку великорусского племени, переносится и главный центр жизни церковной Русская митрополии. Русская церковь, получив здесь тоже большую внешнюю устойчивость и облегчившись от своей первоначальной борьбы с язычеством. Этот период истории церкви завершается политическим разделением Русской Церкви на две половины, Московскую и Киевско-Литовскую, после чего наступает новый период раздельной жизни этих
- 2 -
двух ее половин, - внешнего и внутреннего преуспеяния Московской церкви и бедствий церкви Киевской среди иноверного государства. Для Московской церкви период этот заканчивается достижением ей полной автономии и возвышением ее на степень самостоятельного патриархата, для Киевской же - присоединением ее к Московскому патриаршеству в общий состав единой Русской церкви. Таким образом, все течение русской церковной жизни можно разделить на пять периодов:
1. Киевский - до нашествия монголов;
2. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии;
3. Период разделенной митрополии;
4. От учреждения патриаршества до реформы Петра Великого;
5. Период Синодальный, от Петровской реформы до настоящего времени.
В России развился православный цезаропапизм, проявлявшийся в первосвя-щенничестве царей (императоров), их праве инвеституры (введении в сан патриархов) и роли «отображения» Христа в религиозной символике. На Руси вечевая власть основывалась на языческих представлениях, имела сакральный характер. Сакрализация была перенесена затем на княжескую и царскую власть. Иван Грозный открыто присвоил функции Спасителя, а в XVII веке на Большом Московском соборе была совершена попытка закрепить за царем право на богоименование.
Свою автокефалию (самостоятельность) Русская православная церковь обрела в 1448 г., когда стала возглавляться митрополитом Московским и всея Руси, не назначенным константинопольским патриархом, а избираемым поместным собором Русской православной церкви. Первым главой самостоятельной церкви стал митрополит Иона. В 1589 г. главе Русской православной церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси и в списке первоиерархов поместных православных церквей ему отвели почётное пятое место, после патриархов константинопольского, александрийского, антиохайского и иерусалимского. Первым патриархом был Иов. Только в ходе петровских реформ началась секуляризация концепции власти, которая не была завершена. В 1721 г. патриаршество в России было заменено святейшим правительствующим синодом, который через два года был признан восточными патриархами как “своим во Христе братом”. Пётр I провёл такую реорганизацию для укрепления власти, т.к. патриарх стал претендовать не только на духовную власть в стране, но и на светскую, а этого нельзя было допустить. Синод тогда состоял из 12 иерархов со столичным митрополитом во главе и подчинялся непосредственно императору. Представителем императора в синоде был обер-прокурор, чиновник с правами министра. Территориально церковь разделялась на 68 епархий, из которых только одна находилась в Северной Америке, ещё имелось четыре духовных мисси в Китае, Японии, Иране и Иерусалиме. На настоящее время сохранилась только одна Иерусалимская миссия.
К началу XX века Россия насчитывала около 66% православного населения, около 17% не православных христиан и около 17% нехристианских религий (около 5 миллионов евреев и около 14 миллионов тюрко-татарских народов).) Вот почему дух Православия всегда определял и ныне определяет строение русско-национального общества.
Церковная верхушка Русской православной церкви до 1918 г. состояла из трёх митрополитов, 24 архиепископа и 121 епископов. Тогда в России имелось 78 тысяч соборов, которых обслуживало 120 тысяч служителей культа. Также было 1025 монастырей, из них 478 мужских, где несли монашеское послушание 90 тысяч человек. 57 духовных семинарий и 4 духовные академии ежегодно
- 3 -
выпускали 24 тысячи священнослужителей. Каждая епархия большими тиражами выпускала религиозную литературу. 80 раз с 1581 г. переиздавалась библия на славянском языке и 35 раз с 1816 г. на русском. Опираясь на царскую власть и пользуясь своим привилегированным положением церковь оказывала большое влияние на все стороны жизни населения страны. Церковные праздники тогда были одновременно и государственными. Также государственные события включались в церковный календарь. Духовенству предписывалось религиозное обслуживание военных, заключённых, судопроизводства, образования и других гражданских актов (рождения, бракосочетания, смерти и т.д.). Религиозно-церковным влиянием была полностью пронизана вся личная жизнь жителей городов и деревень. На церковную жизнь тратились государственные деньги. В 1914 г. для нужд церкви было выделено более 70 миллионов рублей государственных и других ведомств. Но самым главным церковным богатством была земля. До 1918 г. было около 1,9 млн. десятин церковно-приходской земли, ещё 740 тысяч десятин монастырских земель и 340 тысяч десятин находилось в личном пользовании служителей культа. Кроме того церквям тогда принадлежало большое количество заводов, мельниц, пасек, доходных домов, гостиниц и прочей недвижимости, которые приносили громадный доход церкви. После февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. церковь моментально переметнулась на признание Временного правительства и самой революции.
Первыми декретами Советской власти была отменена частная собственность на землю и русская церковь лишилась всех своих земель. При национализации банков у церкви было изъято свыше 4,2 миллиарда рублей. Ещё национализировали 84 завода, 436 молочных ферм, 1112 доходных домов, 704 гостиницы и многое другое. 5 февраля (по новому стилю) 1918 г. декретом церковь была отделена от государства и школа от церкви, введён запрет на владение собственностью. Все функции гражданских актов были изъяты из церкви. Церковная иерархия стала заявлять, что новая власть не приемлема для православных прихожан, беря на себя ответственность говорить за весь народ. Церковь принимает решение опять ввести патриаршество. На поместном соборе патриархом всея Руси избирают митрополита Тихона (Белавин). Он стал одиннадцатым по счёту патриархом Московским и всея Руси. Тихон был монархистом и не признавал новую власть, придавал анафеме всех, кто её признавал. Он опубликовал послание патриарха с воззванием вести борьбу против новой власти, пособничал Деникину, Колчаку, Врангелю, которые претендовали на роль “спасителей России”. Собор поддерживал в этих действиях патриарха. Церковь в этот период была оплотом враждебно настроенной контрреволюции. Российская церковь перешла на Новоюлианский календарь по предложению константинопольского патриарха с 15 октября 1923 г., но затем вернулась обратно на Юлианский с 8 ноября 1923 г. В конце1923 г. Собор осудил действия Тихона и частично лишил его верховной церковной власти. За антисоветские действия он был арестован, но обратился в Верховный Суд, что раскаялся и отказывается вести враждебную власти пропаганду. Его освободили, но церковь все-таки раскололась на два лагеря: традиционалистов-тихоновцев и обновленцев. 15 апреля 1925 г. Тихон скончался. Он завещал продолжить российские православные традиции в подчинении Советской власти по-совести. После смерти Тихона патриаршим местоблюстителем церкви был избран митрополит Пётр. За свои реакционные действия и ведение борьбы за свержение реальной власти, был арестован, осуждён и сослан. Следующим патриархом стал
- 4 -
митрополит Сергей. Он был лояльно настроен к власти и постепенно занялся преобразованием церкви, которая в своих проповедях проводила линию богоустановленной Советской власти. На таких позициях стояло 200 архиереев и более 17 тысяч священнослужителей. Однако, ещё оставалось и противодействие в церкви новым направлениям. Всё это привело к значительному уменьшению авторитета церкви среди верующих, а со стороны власти велась активная атеистическая пропаганда. Закрылись почти все монастыри, резко сократилось число действующих храмов, уменьшилось число священнослужителей. Много из них переходили на гражданскую деятельность, сняв с себя сан. В стране шла активная индустриализация и это не могло не влиять на верующих. Наконец, у приверженцев русского православия в советское время стало меньше поводов для посещения храмов. 8 сентября 1943 г. в Москве на соборе епископов Русской православной церкви двенадцатым патриархом всея Руси был избран митрополит Сергий (Страгородский), но 15 мая 1944 г. он скончался. 31 января 1945 г. на очередном поместном соборе в Москве в присутствии семи представителей других православных церквей вселенского собора патриархом всея Руси был избран митрополит Алексей (Симанский). В апреле 1970 г. патриарх Алексей скончался и на поместном соборе 1971 г. новым патриархом был избран митрополит Пимен (Извеков). В 1988 г. русская православная церковь отметила своё тысячелетие. После смерти Пимена 3 мая 1990 г. новым пятнадцатым патриархом был избран Алексей II (Ридигер Алексей Михайлович) 7 июня 1990 г. И, наконец, шестнадцатым патриархом всея Руси посла смерти Алексея II 5 декабря 2008 г. был избран ныне действующий Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) 28 января 2008 г. Итого, за 224 года существования на Руси патриархата было 16 Патриархов всея Руси, а святейший правительству-ющий синод просуществовал 197 лет в России.
В настоящее время в России имеются следующие религиозные конфессии:
- христианство,
- иудаизм,
- ислам,
- буддизм.
Христианство, в свою очередь, разделяется на следующие конфессии:
- православие,
- католицизм,
- протестантизм.
В России превалируют православные христиане. Однако, не надо забывать, что в нашей стране религия не имеет социально-политического фактора, т.е. церковь отделена от государства и от её политической жизни. Согласно данным аналитического вестника Совета Федерации РФ на 1 января 2004 г. в РФ насчи-тывается 21664 зарегистрированных религиозных организаций, принадле-жащих к 68 религиозным течениям. Приходы Русской Православной Церкви составляют 10 767 из 20 403 или 53%. Примерно 30% жителей России являются прихожанами Русской Православной Церкви, но только около 7% населения регулярно посещают храмы и соблюдают основные религиозные обряды и пред-писания, 20% от общего числа зарегистрированных местных религиозных организаций – протестанты, а неверующих более 50 %.
Материал подготовил Львов Ю.М. 29.01.10
Свидетельство о публикации №225041901349