Праздник Рождества Христова

                Праздник Рождества Христова.

        В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 г. Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря. Римский монах Дионисий Малый в 1284 г. от “основания Рима” предложил считать годы от “рождества Христова”, а дату рождения Иисус Христа 532 г. или 5508 г. от “сотворения мира”. Как мифический субъект, ранее он не имел даты рождения. Церковная наука, изучая древние писания, впервые предполагала, что он родился между 12 г. до н.э. до 7 г. н.э. По другим источникам – это от 7 до 5 г. до н.э. в городе Вифлееме и только через 900 лет приняли считать годы “от рождества Христова”. В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Восточное православное направление начинается с 330 г. с Константинопольского Патриархата. В 1054 г. Римская Церковь отделилась от Православной и стала западным направлением христианства, католическим. Россия приняло восточное православное христианство в 988 г. в Киеве. Автокефалию (самостоятельность) получила в 1448 г. Во все эти времена действовал Юлианский календарь и все даты исчисляли по этому календарю. Он был введён Императором Юлием Цезарем по предложению Созигенома Александрийского в 46 г. до н.э. До Юлианского календаря действовал Римской календарь в 10 месяцев (первый месяц – март) с периода первого римского царя Ромула в 738 г. до н. э., до этого пользовались лунным и солнечным календарями. В 201 г. до н. э. в Риме разделили сутки на часы, а в 164 г. установили водные часы, где день 12 часов и ночь 12 часов. С 16 г. до н.э. римский император Август вводит летоисчисление “от сотворение Рима” 753 г. до н.э. Никейский церковный собор в 325 г. н.э. принимает юлианский календарь как вечный на все времена и обязательный для всех христиан, устанавливает главный право-славный праздник Пасху, воскресения Иисуса Христа , 21 марта любого года. Рождество отмечают 25 декабря. Наша православная церковь и в настоящее время живёт по юлианскому календарю. (Л1,2) В 1582 г. Римским Папой Григорием 13 был принят Григорианский календарь и счёт дней был передвинут на 10 дней вперёд, так 4 октября стало 15, а весеннее равноденствие опять стало 21 марта, праздник Пасхи. Это более точный календарь к явлениям природы. Его погрешность за год составляет 26 сек., по юлианскому погрешность составляла 11 мин. 14 сек. Было также принято решение, что каждые 400 лет выбрасывать из счёта 3 дня, т.е. к числу прибавлять 3 дня. Юлианский и Григорианский календари не имеют нулевого года. Это связано с расчётом лет согласно номерам целых чисел на координатной прямой. Например, когда рождается ребёнок, ему сразу идёт первый год, а не нулевой. Рождество, как и ранее, отмечается 25 декабря. (Л3,4) В 1700 г. при Петре I в России была введена система исчисления от “Рождества Христова” по Юлианскому календарю для согласия с европейскими странами при составлении контрактов, вместо 7208 г. по Вавилонскому календарю (“От сотворения мира”). Новый год  вместо  с 1 сентября стали исчислять с 1 января. Первый  календарь на Руси появился только в 1670 г., переведённый с польского языка при царствовании Алексея Михайловича Романова (отца Петра I), а первое издание Библии в России на славянском языке появилось в 1581 г., а на русском языке только в 1876 г. Декретом от 28 октября 1917 г.

                - 2 -

восстанавливается патриархат и первым Патриархом становится Тихон. В 1918 г. Россия, наконец, переходит на Григорианский календарь. На 13 дней вперёд смещает календарь и вместо 1 февраля наступает 14, приведя опять в соответствие с явлениями природы календарь, а декретом от 5 февраля 1918 г. отделяет церковь от государства и школу от церкви, которая, кстати, продолжает жить по Юлианскому календарю. В 1923 г. по инициативе Константиновского Патриарха происходит Всеправославный конгресс,  совещание поместных православных церквей, по переходу на новый Новоюлианский календарь, ещё более точный, чем Григорианский, но до 2800 г. он полностью совпадает с Григорианским. Представители Российской церкви приняли участие в нём, но они не имели полномочий представлять Русскую Церковь. Московский патриарх Тихон издал указ  о переходе на этот календарь с 15 октября 1923 г. и вступил в полное противоречие с решением Великого Константинопольского собора 1583 г. и с церковным Преданием и канонами Вселенских соборов и пришлось остаться на Юлианском календаре с 8 ноября 1923 г. Президиумом Всероссийского Исполнительного Комитета опубликовал распоряжение, приурочивающее дни отдыха и христианские праздники к новому стилю. Было объявило к началу 1925 г. список дней отдыха в христианские праздники по старому стилю с перечислением их на соответствующие числа нового стиля, так, например, чтобы Рождество Христово значилось не под 25 декабря, а под 7 января и т.д. (Л5) Вот и получилось, что христианские православные праздники отмечаются по разному из-за применения разных календарей. Юлианский календарь на сегодняшний день практически нигде не используется, кроме христианской церкви, однако, в свое время он просуществовал более тысячи лет. Ключевые христианские праздники католическая церковь и поныне отмечает по юлианскому календарю, то есть по старому стилю, тогда как весь мир перешел на григорианский (новоюлианский). Поэтому по всей Европе и Америке Рождество приходится на 25 декабря, на дату по старому стилю, как если бы в обиходе использовался юлианский календарь.         
        Католики и протестанты в XX веке и большинство православных христиан присоединились праздновать Рождество 25 декабря. 11 из 15-ти Православных Церквей, которые живут на новоюлианском календаре. Это следующие поместные церкви: Константинопольская с 381 г., Патриарх  с 451 г. Стамбул; Антиохийская с 37 г., Патриарх с 451 г., Антиохия; Александрийская с I века, Патриарх с 451 г., Александрия;  Румынская с IV века, Патриарх с 1885 г., Бухарест; Болгарская с 870 г., Патриарх с 919 г., София; Кипрская с 47 г., Патриарх с 431 г., Никосия; Греческая (Элладская) с IV века, Патриарх с 1850 г., Афины; Польская с 966 г., Патриарх с 1948 г., Варшава; Албанская с X века, Патриарх с 1937 г., Тирана; Чехословацкая с 863 г., Патриарх с 1951 г., Прешов; США с 1796 г., Патриарх с 1970 г., Нью-Йорк.   И только 4 поместных православных церквей отмечают Рождество 7 января по юлианскому календарю. Это Российская с 988 г., Патриарх с 1448 г., Москва; Иерусалимская с 63 г., Патриарх с 451 г., Иерусалим; Грузинская с 337 г., Патриарх с 1943 г., Тбилиси и Сербская с IVвека, Патриарх с 1219 г., Белград. (Л6) Кстати, с 2101 г. вместо 7 января Рождество будут отмечать уже 8 января, а в 9901 г., если сохранится цивилизация и человечество – 8 марта. Григорианский календарь в Греции был принят в 1924 г., в Турции – в 1926 г., в Египте – в 1928 г. На Григорианский календарь не перешли до сих пор Эфиопия и Таиланд. В 1929 г. в СССР рождественскую елку отменили, как религиозный праздник. Она «ушла в подполье», ее отмечали неофициально. Праздник вернул на место И. Сталин: в 1937 г. вышло распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР», а в Колонном зале Дома союзов прошла первая официальная ёлка с красной звездой

                - 3 -

на верхушке вместо рождественской (Вифлеемской, восьмиконечной). С 1930 г. до 1947 г. люди выходили на работу уже 1 января, а 23 декабря этого года было принято официальное решение, что с 1 января 1948 г. сделать первый день каждого нового года праздничным и выходным. Впервые рождественскую ёлку (25 декабря) установила императрица Александра Фёдоровна (жена императора Николая I) в С. Петербурге в Аничковым дворце по немец-кой традиции в 1817 г. Первая публичная рождественская ёлка была установлена в С. Петербурге в 1852 г. в Екатерининском вокзале (на месте Екатеринговского парка). В царское время и в советское до 1922 г. 25 декабря “Рождество Христово” был нерабочим днём, но празднование его с 1918 г. было отменено. С 1929 г. рождественская ёлка была запрещена как “поповский обычай”. С 1991 г. официально Рождество стало общегосударственным празд-ником и выходным днём.  Советский партийный деятель П.П. Постышев был инициатором создания светского праздника «Новый год» взамен праздника ‘Рождества Христова” в 1935 г. (Л7) Впервые обычай в рождественские праздники пить шампанское появился в С. Петербурге при императрице Екатерины II, а первая электрическая ёлочная гирлянда появилась в США у коллег Эдисона в конце 90-х годов XIX столетия, а в России в 50-х годах XX столетия. Первые искусственные ёлки стали изготавливать в Ленинграде в начале 60-х годов XX столетия. Вифлеемская звезда на главной ёлке С. Петербурга на Дворцовой площади впервые зажглась в конце 2012 г. Внешнего вида звезды, в ночь Рождества указавшей пастухам путь к Младенцу Христу, авторы евангельского повествования не оставили, поэтому имеется несколько различных традиций в ее изображении. Вифлеемская восьмиконечная, шестиконечная звезда Давида, «хвостатая» звезда-комета, все эти варианты имеют полное право на существование. Рождественская (Вифлеемская) звезда изначально была пятиконечной (пентаграмма), т.к. использовалась как иудейско-масонский символ пяти ран Христа, пяти радостей Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Также была символом здоровья: символизировала пятью лучами пять чувств, пять пальцев. Главное её значение - символ человеческой природы Христа. В это же время в России Вифлеемская звезда была семиконечной. При этом следует знать, что пятиконечная звезда (пентаграмма) - символ, глубоко чужеродный для Русских людей (да и для всех коренных народов России). Пятиконечная звезда - так называемая звезда царя Соломона – это главный символ иудаизма и масонства. Она символизирует дьявола, антихриста. Становится понятно, почему в СССР на первой новогодней ёлке появилась тоже пятиконечная звезда, как символ атеизма (неверия). С XV века шестиконечная звезда фигурирует на христианском надгробии в орнаментации христианского храма, на окладе Евангелия, также использовалась в качестве рождественской эмблемы шестилучевая "Вифлеемская" звезда. Шестиконечная звезда возникла в начале неолита, читается как "шесть сторон света". Восьмиконечная Вифлеемская звезда, под которой родился Иисус Христос, встречается на всех Русских иконах Богоматери, покровительницы России, и символизирует Россию. Иначе восьмиконечную звезду в России называют "русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеемская звезда". Восьмиконечная - Вифлеемская звезда - загорелась на небе во время Рождества Христова и, двигаясь по небосклону, привела Волхвов к колыбели Христа для поклонения. Восьмиконечная звезда присутствуют на всех явленных в России иконах Богородицы. С эпохи бронзы восьмиконечная звезда понималась как солнечный символ. Канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой, как обязательный персонаж новогоднего праздника, сформировался в России уже в советское время с 1936 г. Историческим прототипом его был архиепископ Николай, живущий в IV веке в турецком городе Мира, добрый

                - 4 -

человек одаривал бедствующих, подбрасывая в окно им узелки с золотом. После его смерти был произведён в ранг святых. В XI веке итальянские пираты украли мощи святого. Разразился мировой скандал и в Средние века стал объектом мирового почитания (19 декабря – Николин день). После введения в 1582 г. Нового календаря в Европе традиция одаривания малоимущих святым Николаем перекочевала на Рождество 25 декабря. Так было и в России до 1917 г. В каждой стране этих дедов называют по разному. Так в США – это Санта-Клауз. Первоначально его изображали в плаще, а с 1885 г. в США его стали изображать в красно-белой одежде с большой боро-дой, позднее “Рождественский Дед”. В России образ деда Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. Культа Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является «нездоровым неязыческим проявлением» считает Православная церковь.
        21 марта по лунному календарю в Саудовской Аравии введён запрет на празднование прихода Нового года в ночь  31 декабря. По закону за это поло-жен арест или приличный штраф.
        По юлианскому календарю, как жила Россия до 1917 г. 40-дневный пост с 14 ноября по 24 декабря, затем 25 декабря - Рождество Христово, ёлка, рождественские подарки святым Николаем (в дальнейшем Дедом Морозом), домашний праздник. 1 января был рабочий день. Святки – 12 дней с Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января). По таким датам и в наше время живёт Православная церковь. Но Россия с 1918 г. перешла на григорианский календарь – Рождество 7 января и святки длятся до Крещения 19 января, получается, что рождественская ёлка переместилась в новогоднюю 1 января. Однако, уже в советский период до 1928 г. нерабочими днями были: 1 января – Новый год, 1, 2, 3 мая – Пасха, 10 июня – Вознесения Христа, 6 августа – Преображение, 15 августа – Успение, 25 и 26 декабря – Рождество и это уже после перехода на новый календарь. Для верующего человека Новый год – это противоречие между постом и всеобщим праздником. (Л2)
      
      
              Материал подготовил Львов Ю.М.     25.12.17.


           Литература:

    1. Селешников С.И. История календаря и его предстоящая реформа.
        Лениздат, 1959 г.
    2. Львов Ю.М. Календари, вероисповедания и даты. 07.01.2014.
    3. Википедия. Нулевой год. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/
        1068538).
    4. Викпедия. 0 год. (https://ru.wikipedia.org/wiki/0B4).
    5. Заявление Святейшего патриарха Тихона от 17.09.1924 (https://
       azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/ )
    6. Почему Рождество и 25 декабря, и 7 января? (http://www. Bolshoyvo-
      
    7. Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. Москва, Наука, 1989 г.

      


Рецензии