Рында
Накануне последнего звонка школьные хулиганы украли школьный звонок. В те времена, в предгорной станице в школе использовали обычный большой колокольчик с деревянной ручкой.
Завтра линейка, а звонка нет! Плечистый старшеклассник с гагаринской улыбкой есть, симпатичная с косичками первоклашка есть. А школьного звонка нет... Всё, школу закрывай, детей распускай, учителей увольняй! Последний звонок отменяй!
И тут директриса вспоминает, что наш отец работает сварщиком и что-то для школы уже варил и ремонтировал. Кажется, поехали к нему на работу, кинулись в ноги:
- Выручай Михаил Федорович! Школе нужен звонок и завтра!
- Большой?
- Чем больше, тем лучше!
- Сделаем!
Дело к вечеру. Искать что-то уже поздно. Токарный цех уже закрыт. Отец пошел рыться в куче цветного металла. Звонок то должен быть медный или латунный. И попалась ему гильза от снаряда с времён войны. Со времени боёв обороны Кавказа в наших краях много железа осталось.
Достал отец гильзу. Уж не знаю какого калибра. Не маленького. Отпилил лишнее. Пытался сформировать форму колокола, но без токарного станка ничего не вышло. Удалось загнуть наружу только самый край. Внутрь приделал "язык". Приварил на место капсюля втулку, к ней выточил и приладил деревянную ручку. Колокол надраил дома пастой "Гоя". Рано утром мы с сестрой потащили ее портфель с новым звонком в школу. Директриса получив заказ, взяла его в руки и охнула. Наверное что-то сказала из местного диалекта.
Короче, вместо хрупкой блатной первоклашки, посадили на плечо выпускнику спортивного вида мою сестру. Она в то время была уже крупненькая, мордастая с ямочками на щеках. Парень носил ее по школьному двору и вдвоем они звонили в этот колокол. Вместо привычного веселого дребезжания, по округе разносился размеренный звук набатного колокола. Может это был тот самый "малиновый звон", я не знаю: "бумм-бумм-бумммммми".
Бабульки вскинув взгляд к небу, неистово крестились, как в Пасхальное воскресенье. Огнеборцы из пожарной части через дорогу (ещё наши садиковские шефы) послали молодого на каланчу, оглядеться вокруг на всякий случай. Старшеклассницы от тревожного звука колокола приуныли, решив, что это верный признак завала на экзаменах. Сторожиха, она же школьная вахтёрша, которая подавала сигнал к началу и окончанию уроков, оценив вес и размеры нынешнего устройства, пошла договариваться с директором, пристроить на это хлебное место своего ещё крепенького деда-пенсионера.
После уроков сестра принесла вечером это колокол обратно домой. Сказала, что в таком виде не годится, слишком тяжелый. Нет у нас в школе женщин из русских селений, что коней на скаку остановят. Колокол то нужен для вахтёрши, начало и конец уроков оповещать.
Отец, выкурив дополнительную "Беломорину", забрал этот "звонок" на работу. Там он срезал втулку и приварил вместо нее кольцо. Соорудил кронштейн, приладил к "языку" кусок каната с деревянной ручкой на конце. После работы поехал в школу и повесил это устройство в вестибюле на видном месте. Получилась вполне себе корабельная рында. С её помощью ещё много лет каждые 45 минут, следующее поколение вахтеров отбивали "склянки".
Мы с сестрой ездили на родину лет через десять. Заходили в школу. Там давно поставили электрический звонок. А наша цилиндрическая "рында" из артиллерийской гильзы до сих пор висит, на том же месте. Михаила Федоровича вспоминает...
Свидетельство о публикации №225041901464