Календари, вероисповедания и даты

                Календари, вероисповедания и даты.

          Совсем недавно в наших календарях появились новые религиозные празд-ники, например, такие как Рождество Христово 7 января и некоторые  другие. Большинство этих дат не однозначны и в разных странах эти же праздники отмечаются в другое время, даже Новый год отмечают в разные дни. Чтобы понять природу этого явления необходимо совершить экскурс в историю календарей.
    Первоначально отношения людей с природой строились по “договорной модели”, с жертвоприношениями, позже эти отношения стали строить по приметам прошедшего время. Для организации хозяйственной деятельности населения был необходим календарь. Самый древний - лунный календарь на 354 суток, из расчёта, что цикл луны составляет 19 лет, т.е. через каждые 19 лет фазы луны точно повторяются. С фазой луны связано и происхождение семидневной недели. Каждая фаза длится примерно семь суток. Недостатком такого календаря была несогласованность его с временами года, продолжительность  которых обусловлена длительностью в 365 суток. Однако, в таких странах как Индонезия, Алжир, Египет,  Ливан и др. до настоящего времени действует лунный календарь, где начало летоисчисления принято 16  июля 622 г. нашей эры по старому стилю, новый год отмечают в мае. В последствии, с переходом к оседлому образу жизни,
стали использовать солнечный календарь, который с большей точностью определял сроки посева и жатвы. Это календарь был рассчитан на 365  дней, начало года по этому календарю исчисляется с восходом звезды Сириус, а это конец июня во время летнего солнцестояния. Этот календарь разбит на 12 месяцев и в каждом по 30 суток, а в конце года прибавлялись дополнительно сутки. В мусульманских странах Афганистане, Пакистане и др.  и в настоящее время используют солнечный календарь, Новый год отмечают  в марте, там сейчас идёт 1383 г. Ещё более точный лунно–солнечный календарь, связанный с явлениями природы, где периодически вводится 13 месяц и високосные года. Такой календарь используется и в настоящее время в Израиле, Новый год отмечают 1 сентября, там сейчас идёт  5764 г.
       Римский календарь содержал 365,25 суток в году (тропический год). Первый месяц – январь, Новый год наступает 1 января.
      В 46 г. до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввёл юлианский календарь, рассчитанный на 365 дней и 6 часов с високосными годами. Каждые 128 лет по этому календарю требуется прибавить одни сутки для согласования его с природными явлениями. Новый год отмечают 1марта. Никейский церковный собор в 325 г. н.э. принимает юлианский календарь как вечный на все времена и обязательный для всех христиан, устанавливает главный православный праздник Пасху, воскресения Иисуса Христа , 21 марта любого года. Наша православная церковь и в настоящее время живёт по юлианскому календарю. В 988 г. н. э. Древняя Русь приняла Христианство и летоисчисление Вавилонской империи “от сотворения мира”, т.е. с 1 марта 6496 г. по юлианскому календарю. А “сотворение мира” исчисляется с 5508 г. до н.э. Но в те далёкие времена периода Киевской Руси никаких календарей вообще не было. Первое упоминание о календаре на Руси появилось только в 1076 г. при киевском князе Святославе. Первый же календарь появился только в 1670 г., переведённый с польского языка при царствовании Алексея Михайловича (отца Петра I).   
     Летоисчисление и календарь – связные понятия, но всё-таки, это не одно и тоже. Если календарь, в основном, связан с текущим годом, связан с явлениями
природы, аграрной жизнью общества, то летоисчисление – это только точка
отсчёта. Как ранее, так и теперь в православном христианстве есть несколько точек отсчёта:
 - от “сотворения мира” – 5508 г. до нашей эры, Вавилонский календарь (1 марта),
 - от “основания Рима”  -  753 г. до н.э., Римский календарь (1 января),

                - 2 -
 - от “Олимпийских игр” – 776 г. до н.э.,
 - от “Рождества Христова” – 532 г., наша эра, Григорианский календарь (1 янв.).
   В скобках указано, когда отмечают Новый год.
      В первые века христианства множественность систем счисления времени приносила неудобства. В 1284 г. от “основания Рима” монахом Дионисием Малым было предложено считать годы от “рождества Христова”, а рождение Иисуса Христа он предложил считать 532 г. или 5508 г. от “сотворения мира”. Кстати, до этого Иисус Христос, как мифический субъект, естественно, не имел даты рождения. Церковная наука, изучая древние писания впервые предполагала, что он родился между 12 г. до н.э. до 7 г. н.э. По другим источникам – это от 7 до 5 г. до н.э. Дионисий не так просто предложил эту цифру 532, т.к. оно представляет произведение двух сомножителей 19 и 28, первый – есть лунный цикл, второй – солнечный, ибо через 28 лет числа месяца приходятся опять на те же дни недели, это, так называемый, “круг солнца”. Христианская церковь стала применять это летоисчисление только в десятом веке н.э. с обязательным указанием даты от “сотворения мира”, т.е. через 900 лет после предложения. К 16 веку н.э. назрела реформа юлианского календаря для приведения дат с природными явлениями, чтобы Пасха 21 марта опять соответствовала весеннему равноденствию. В 1582 г. Римским Папой Григорием 13 был принят Григорианский календарь и счёт дней был передвинут на 10 дней вперёд, так 4 октября стало 15, а весеннее равноденствие опять стало 21 марта, праздник Пасхи. Это более точный календарь к явлениям природы. Его погрешность за год составляет 26 сек., по юлианскому погрешность составляла 11 мин. 14 сек. Было также принято решение, что каждые 400 лет выбрасывать из счёта 3 дня, т.е. к числу прибавлять 3 дня. Большинство католических стран (Франция, Италия, Испания и др.) в этом же 1582 г. перешла на этот календарь.
        Православие (жить праведно, справедливо) являлась системой мировоз-зрения, которое отражало устройство всей Вселенной в целом и планеты конкретно, устройство человека как биологического индивида и знание о его душе, которая так же вполне реальна и имеет своё устройство. К сожалению, в течении последней тысячи лет, информация о мировоззрении была утрачена, точнее, изменила свой смысл. Каждая новая религия, которой является и Христианство, создавалась и  существовала до тех пор, пока существовала страна. Во всех религиях присутствуют боги, и у каждого есть своё имя. В Христианстве у бога тоже есть имя - «Христос», он является сыном бога и сам считается богом – в этом есть единобожие, своеобразная «родословная ветвь». У «главного» «бога-отца» тоже есть имя, и оно упоминается в «Библии» - «Иегова». В каждой из них происходит смерть и воскрешение бога. Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет. «Иудаизм» можно назвать ядром этих религий, ввиду того, что возник он давно и сохранился до наших дней. Появился, якобы, человек, который не только совершал «чудеса», но и предлагал реальные знания, которые мог познать каждый желающий человек. Многие люди понимали его, внимали ему и называли своим Учителем. Сильные мира сего его казнили самой позорной и страшной казнью, которую «практиковали» на тот момент в тех местах – распяли. В ответ на это, противники придумали очередную «новую» религию, назвали мудреца «Христосом» (с иврита переводится как мессия, в то время это
было только слово, а не имя), а религию назвали «Христианством». Основная задача «христианина» верить в эту миссию (т. е. доверится подобной идее), и тогда он обретёт возможность спастись от всех напастей. С такой привлекательной идеей обновлённая религия начала своё распространение по всему свету, попутно добавляя изменения в «Библию». Деяния Учителя были «на слуху» у половины мира. Христос является мессией только для христианства, а в иудаизме подобного нет. Наступило время, когда христианство добралось и до России, где ничего не слышали о слове - «Христос», но знали те истины, которые это учение

                - 3 -
проповедовало. Крещение Руси началось с добровольного принятия религии правящей элитой в Киевской Руси, и в принудительном порядке – всеми остальными. Главной задачей церкви, было прервать взаимосвязь поколений, прервать передачу полной информации о мире. К несогласным применялись и физические меры, вплоть до истязаний и казней. Христианство стало называться правоверным, как единственно верное отражение мира. Проходили десятилетия, но люди на Руси вроде бы официально причисляли себя к христианству, а у себя дома исповедовали православие. И только в XVII веке патриарх Никон настоял на переименовании «Правоверного Христианства» в «Православное Христианство». Кроме этого, все основные христианские праздники были смещены на праздники существующие в «Православии». В качестве примера можно привести «светлый праздник христова воскресения» - «Пасху», корни этого названия уходят во времена, когда евреи покинули Египет, только у них этот праздник называется «Песах». А символ «Пасхи» – яйцо, на самом деле был одним из главных символов славянского праздника, гораздо более древнего, чем само христианство. Параллельно продолжалось насильственное искоренение, так называемого сегодня, «двоеверия» (борьба с ересью). Православная Церковь должна оставаться единой законной наследницей, защитницей и исповедницей истинного учения Христа, Апостолов и Святых Отцов, подтвержденного семью Вселенскими соборами. В 1054 г. Римская Церковь отделилась от Православной, а начиная с 1517 г. (начало Реформации), было основано много протестантских церквей, и этот процесс не закончен. Вообще Христианство имеет три основных направления:
1. Катализм (слово обозначает вселенский) Его истоки идут от небольшой римской христианской общины, первым епископом был апостол Петр (III –V века). Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римским папой и константинопольским патриархом за главенство в христианском мире. В 867 году произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Власть римского папы выше власти Вселенских соборов. Крупнейшая религия по числу верующих – 1147 млн.
2. Православие. Восточное направление. История Константинопольского Патриархата начинается с 330 г., когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них (Турции и Греции). В настоящее время в диптих (ведение) московского патриарха входят 15 автокефальных церквей и 4 самостоятельных. В диптих константино-польского патриарха – 14 автокефальных и 3 самостоятельных церквей. Однако, согласия между патриархатами не достигнуто в части предоставления автокефалии. С  1961 г. Россия готовит созыв всеправославного собора, даты его проведения пока нет.
3. Протестантство (лютеранство, кальвинизм, англиканство).
  Кроме христианства существуют и другие религии, как важный компонент
единой культуры человечества. Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих, вторая после Христианства и самая молодая из них. Преобладает на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азии, России и других странах. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность. Ислам зародился в Западной Аравии в VII веке нашей эры и распространился в странах Ближнего Востока, Северной Африке, Средней Азии и

                - 4 -
др. Основателем ислама считается пророк Мухаммед (570-632 г.), направленный Аллахом (Богом), начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине, где возникло первое мусульманское государство независимо от национального состава жителей. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики в отличие от евангельской биографии Иисуса. Для всех трёх религий (иудаизм,  христианство, ислам) центром является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран. Те, кто покоряются Аллаху (Бог, Творец) называются мусульманами (сунниты, шииты и др.). Аллаху нет равных – он единый. Пять важнейших положениях вероучения: шахада – строжайшее соблюдение единобожия, намаз – ежедневная пятикратная молитва, закад – материальные пожертвования, саум – соблюдение постов и воздержаний, хадж – паломничество в Мекку (хотябы раз в жизни).
        Русская православная церковь, являющаяся частью вселенского православия, получила свою автокефалию, т.е. самостоятельность, только в 1448 г. (пер-               
вым митрополитом Руси был Иона), митрополит стал избираться русским поместным собором, а ранее назначался константинопольским патриархом. В 1448 г. российская православная церковь получила автокефалию (самостоятельность), ранее митрополита назначали из Константинополя. В 1589 г. глава Русской православной церкви получил титул патриарха и почётное пятое место в списке первоиерархов поместных православных церквей. Однако, в 1721 г. эта система была заменена на “святейший правительствующий Синод”, состоящий из 12 иерархов и “оком государевым” в нем был обер-прокурор с правом министра и, фактически, стала структурой государства, оттуда и финансировалась, получала награды и земли. С 1589 г. по 1700 г. на Руси было 12 патриархов (последний Андриан), с 1612 по 1619 г. патриархов не было. С 1492 г. на Руси празднование Нового года было перенесено с 1 марта на 1 сентября. Это был юбилейный год при исчислении “от сотворения мира” 7000 г. по Вавилонскому календарю. В 1700 г. при Петре I в России была введена система исчисления от “Рождества Христова” по Юлианскому календарю для согласия с европейскими странами при составлении контрактов, вместо 7208 г. по Вавилонскому календарю. Новый  вместо  с 1 сентября стали исчислять с 1 января и предписывалось при праздновании использовать хвойные ветки для украшения вместо берёзовых веток. Первое издание библии в России на славянском языке появилось в 1581 г., а на русском языке только в 1876 г. Декретом от 28 октября 1917 г. восстанавливается патриархат и первым Патриархом становится Тихон. В 1918 г. Россия, наконец, переходит на Григорианский календарь. На 13 дней вперёд смещает календарь и вместо 1 февраля наступает 14, приведя опять в соответствие с явлениями природы календарь, а декретом от 5 февраля 1918 г. отделяет церковь от государства и школу от церкви, которая, кстати, продолжает жить по Юлианскому календарю. В 1923 г. по инициативе Константиновского Патриарха происходит совмещение поместных православных церквей и переводе их на  Новоюлианский календарь , ещё более точный, чем Григорианский, но до 2800 г. он полностью совпадает с Григорианским. Российская церковь тоже перешла на этот календарь с 15 октября 1923 г., но по требованию церковников (протестантов) вернулась на Юлианский с 8 ноября 1923 г.  Православное Рождество церковь празднует 25 декабря как ранее, так и теперь, а отмечать вынуждена по Григорианскому календарю 7 января, т.к. прихожанами являются граждане, живущие по новому Григорианскому календарю. Разница в  13 дней – это 10 дней было добавлено в октябре 1582 г. при принятии Григорианского календаря и 3 дня за 400 последующих лет добавлено для соответствия с явлениями природы. Всего с 1917 г. по настоящее время было 8 патриархов (последний Кирилл). (Л1)




                - 5 -

         Теперь о некоторых датах. Так, 14 января бытует мнение, что это, старый Новый год. Старый Новый год - это праздник, отмечаемый в соответствии с Новым годом по юлианскому календарю (в XX—XXI веках в ночь с 13 на 14
января). Отмечается в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Киргизии, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах. Здесь надо учесть несколько аспектов. Во-первых, старый стиль – это юлианский календарь, действующий на террито-рии России с начала января 1700 г. по конец января 1918 г. (более ранние даты по календарю), новый стиль – это григорианский календарь, действующий на территории России с начала февраля 1918 г. по настоящее время (более поздние даты календаря), Во-вторых, Россия, как любое государство, живёт по действующему календарю и если в царской России церковь была структурой государства и жила по единому календарю, то после 1918 г. церковь отделена от государства и может жить по любому, нужному ей календарю. Российская православная церковь, как и сербская, иерусалимская, украинская (5 конфессий) не перешли на новоюлианский календарь, а пользуются юлианским, но церковные праздники вынуждены корректировать под григорианский календарь, т.е. можно считать тоже новым стилем. А вот болгарская, румынская и греческая православные церкви (всего 10 конфессий) живут по новоюлианскому  календарю и Рождество празднуют и отмечают 25 декабря, как  и ранее, потому что на территории этих государств действовал григорианский календарь. В-третьих, есть даты (праздники) государственные, как 1 января (начало года), а есть церковные (Рождество, Пасха и др.). По церковному календарю 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы, новый год же в православии – это как бы и есть Рождество, отмечаемое как до 1918 г. так и после, 25 декабря. Поэтому при переводе дат с нового стиля на старый надо учитывать вышеперечисленные особенности. При переводе с нового стиля на старый надо вычитать 13 дней (в 1918 г. календарь сдвинули вперёд на 13 дней, т.е. прибавили 13 дней). 7 ноября по новому стилю или минус 13 дней, будет 25 октября по старому стилю. Новый год, соответствующий положению земли в созвездии планет, 1 января по новому стилю. Новый год по старому стилю –19 декабря (формально), однако, отмечался он тоже 1 января, но не соответствовал правильному положению планет, поэтому в 1918 г. и был сделан переход на Григорианский календарь. Католическое Рождество – 25 декабря, новый стиль (конфессия живёт по григорианскому календарю), 12 декабря (формально) – старый стиль, но в этих странах стили не менялись. 14 января по новому стилю – это 1 января но старому стилю, но его в 1918 г. специально сдвинули, чтобы он  соответствовал природным явлениям. И его имело смысл отмечать как старый Новый год только в 1919 г., т.к. до целого года нахватало 13 дней. А вот если кто-то на самом деле хочет нынешний Новый год 1 января перенести на старый Юлианский календарь, то это только 19 декабря. Для любителей “старых стилей” можно Новый год встречать 1 марта, 1 сентября. Все эти даты в своё время отмечались как новогодние. Кстати, 2010 г. если бы он исчислялся “от сотворения мира”, как это было до 1700 г., был бы 7518 г. Для сравнения точности различных календарей можно привести количество лет, после истечения которых “набегает” ошибка календаря в одни сутки. По юлианскому – 128 лет, григорианскому – 2735 лет, по новоюлианскому – 40 тысяч лет. В России ещё сдвинут календарь на одни сутки вперёд в 4317 г. С 1 марта 2100 г. по 29 февраля 2200 г. разница календарей будет составлять уже 14 дней.
    В 1937 г. Швейцария предложила ввести 13 месячный Постоянный календарь на 28 дней в месяце, на 364 дня в году, это очень удобный и рациональный календарь. В 1954 г. этот календарь был одобрен ООН, но, к сожалению, по религиозным соображениям в некоторых странах (США, Англия, Индонезия и др.) не был принят, а такой календарь целесообразно принимать всем государствам или не принимать вообще.(Л2)

                - 6 -

     Дату Рождества Христова 25 декабря впервые определили в 221 г., ранее в римской империи отмечался Сатурналий в честь языческого бога Сатурна, но в Х веке тоже перешли на Рождество. Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, гораздо важнее для них был день Воскрешения Христа, т.е. Паха.
Рождество празднуется 8 дней до 1 января (октава Рождества), а ранее она прзд-новалась 40 дней, как Пасха. С 1918 г. по 1935 г. в СССР празднование Рождес-тва и Нового года было отменено, а затем разрешили праздновать только Новый год 1 января. В России Рождество стал государственным праздником в 1991 г., один выходной. В Белоруссии и Германии празднуют два дня, а в Болгарии – даже 3 дня. В Новой Англии в 1659 г. вообще отвергли празднование Рождества. Рождеством обычно предшествует сочельник, а заканчивается Крещением. Рождество, как религиозный праздник отмечают только 6% россиян.
        В 1948 г. церковь принимает решение, что Пасха рассчитывается по Александровской пасхалии (Юлианский календарь, по которому продолжает жить церковь). В большинстве церквей православные даты празднуют как события, не привязывая к юлианскому церковному календарю, т.е. по григорианскому.               
Исключением является финляндская церковь, живущая по григорианскому календарю. Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями. Здесь надо уточнить. Религиозные православные праздники (их даты) делятся на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Неподвижные – это когда от года к году меняют день, но не число, главным таким праздником является Рождество Христово. Празднуются эти праздники по Григорианскому календарю. Подвижные – меняют число и не меняют день, главным таким празд-ником является Пасха (Воскресение Христа). Эти праздники празднуются церко-вью по Юлианскому календарю, а для мирян, живущих по Григорианскому кален-дарю, пересчитывают эту дату. Конечно, кроме этого религиозные праздники делятся на большие и обычные. Большие, в свою очередь, делятся на Великие (всего их 5) и праздники по трём разрядам. 1-го разряда – Пасха, 2-го разряда – двунадесятые (всего 12), 3-го разряда – недвунадесятые и некоторые другие. (Л2) Появление непереходящих праздников является хорошим примером постепенного отступления церкви от своих ранних догм и принципов.
        Пасха – является одним из основных  иудейских и христианских религий праздником, он возник в древние времена вытеснив языческий праздник “смерти и воскресения после первого весеннего полнолуния”. Никейский собор по юлианскому календарю закрепил это число за 21 марта, якобы, дата воскресения И. Христа. Однако, оказывается, что каждый год это воскресение падает не только на различные числа, а даже на различные месяцы с 4 апреля до 8 мая, это лишний раз подтверждает мифическое происхождение Иисуса Христа, т.к. если бы это был человек, то день его смерти был бы конкретным числом, а не менялся
 бы в течении 35 дней. Существуют формулы для вычисления первого воскресе-ния после первого весеннего полнолуния,  дня Пасхи. Повторяемость годового календаря для високосных годов составляет 28 лет, для простых – 6 и 11 лет, в зависимости от остатка при делении двух последних цифр года на 4, соответственно при остатке 1 или 2 (3). Повторяемость годового календаря по столетиям для нового стиля (григорианский календарь) 400 лет и 700 лет для старого (юлианский календарь). Для нашего календаря это 1901 и 2301 года. (Л3)
        Из экзотических календарей, действующих в наше время – это Индийский, принятый 22 марта 1957 г. Он состоит из шести сезонов, а  не как у нас 4 (весна, лето, осень и зима), 12 месяцев. Новый год отмечают в марте, причём, если в 78 г. н.э. это было 12 апреля, сегодня это уже 22 марта, а в 2078 г. это будет уже 23


                - 7 -

марта. Китай ранее вообще жил по двум различным календарям, Новый год отмечали 2 февраля и сейчас пошёл бы 4649 г. по одному календарю и 4369 г. –
по другому, но с 1949 г. после образования Китайской Народной Республики перешли на григорианский календарь с таким же, как у нас, исчислением дат.
   Впервые рождественскую ёлку (25 декабря) установила императрица Александра Фёдоровна (жена императора Николая I) в С. Петербурге в Аничковым
дворце по немецкой традиции в 1817 г. В Новом Завете нет Рождественского дерева, есть только верба в Вербное воскресенье. С 1840 г. в богатых домах на
Рождество стали устанавливать ёлки. Первая публичная рождественская ёлка была установлена в С. Петербурге в 1852 г. в Екатерининском вокзале (на месте Екатеринговского парка). В более поздние времена повсеместно во всех домах. В царское время и в советское до 1922 г. 25 декабря “Рождество Христово” был нерабочим днём, встречали Новый год и устанавливали наряженную ёлку. Церковь всегда была против установки ёлки, считая это языческим обычаем. С 1929 рождественская ёлка была запрещена как “поповский обычай”. С 1 января 1936 г. было разрешено праздновать Новый Год с новогодней ёлкой. В конце 1935 г. В центральной газете “Правда” была опубликована статья первого секретаря компартии Украины П. Постышева о возвращении детям новогодней ёлки. В 1700 г. Пётр I вменял жителям страны, встречая новый год украшать свои жилища хвойными ветками. В народе от тех времён сохранилось поговорка “ёлки-палки”.
    Канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой, как обязательных персонажей новогоднего праздника, сформировался в России уже в советское время с 1936 г. Историческим прототипом его был архиепископ Николай, живу-щий в IV веке в турецком городе Мира, добрый человек одаривал бедствующих, подбрасывая в окно им узелки с золотом. После его смерти был произведён в ранг святых. В XI веке итальянские пираты украли мощи святого. Разразился мировой скандал и в Средние века стал объектом мирового почитания (19 декабря – Николин день). После введения в 1582 г. Нового календаря в Европе традиция одаривания малоимущих святым Николаем перекочевала на Рождество 25 декабря. Так было и в России до 1917 г. В каждой стране этих дедов называют по разному. Так в США – это Санта-Клауз. Первоначально его изображали в плаще, а с 1885 г. в США его стали изображать в красно-белой одежде с большой бородой, позднее Рождественский Дед. В России образ деда Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. Культа Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является «нездоровым неоязыческим проявлением» считает Православная церковь.
      Впервые обычай в рождественские праздники пить шампанское появился в С. Петербурге при императрице Екатерины II, а первая электрическая ёлочная гирлянда появилась в США у коллег Эдисона в конце 90-х годов XIX столетия, а в России в 50-х годах XX столетия. Первые искусственные ёлки стали изготавливать в Ленинграде в начале 60-х годов XX столетия. Вифлеемская звезда на главной ёлке С. Петербурга на Дворцовой площади впервые зажглась в конце 2012 г.
      Внешнего вида звезды, в ночь Рождества указавшей пастухам путь к Младенцу Христу, авторы евангельского повествования не оставили, поэтому имеется несколько различных традиций в ее изображении. Вифлеемская восьмиконечная, шестиконечная звезда Давида, «хвостатая» звезда-комета – все эти варианты имеют полное право на существование. Рождественская (Вифлеемская) звезда изначально была пятиконечной (пентаграмма), т.к. использовалась как иудейско-масонский символ пяти ран Христа, пяти радостей Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Также была символом здоровья: символизировала пятью лучами пять чувств, пять пальцев. Главное её значение - символ человеческой природы Христа. В это же время в России Вифлеемская звезда была семиконечной. При этом следует знать, что пятиконечная звезда (пентаграмма) –

                - 8 -

символ, глубоко чужеродный для Русских людей (да и для всех коренных народов России). Пятиконечная звезда - так называемая звезда царя Соломона – это главный символ иудаизма и масонства. Она символизирует дьявола, антихриста. Становится понятно, почему в СССР на первой новогодней ёлке появилась тоже пятиконечная звезда, как символ атеизма (неверия). С XV века шестиконечная звезда фигурирует на христианском надгробии в орнаментации христианского храма, на окладе Евангелия, также использовалась в качестве рождественской
эмблемы шестилучевая "Вифлеемская" звезда. Шестиконечная звезда возникла в начале неолита, читается как "шесть сторон света". Восьмиконечная Вифлеемская
звезда, под которой родился Иисус Христос, встречается на всех Русских иконах Богоматери, покровительницы России, и символизирует Россию. Иначе восьмико-нечную звезду в России называют "русская звезда, звезда Богородицы, Вифлеем-ская звезда". Восьмиконечная - Вифлеемская звезда - загорелась на небе во время Рождества Христова и, двигаясь по небосклону, привела Волхвов к колыбели Христа для поклонения. Восьмиконечная звезда присутствуют на всех явленных в России иконах Богородицы. С эпохи бронзы восьмиконечная звезда понималась как солнечный символ.
      21 марта по лунному календарю в Саудовской Аравии введён запрет на празднование прихода Нового года в ночь  31 декабря. По закону за это положен арест или приличный штраф.
      По юлианскому календарю, как жила Россия до 1917 г. 40-дневный пост с 14 ноября по 24 декабря, затем 25 декабря - Рождество Христово, ёлка, рождес-твенские подарки святым Николаем (в дальнейшем Дедом Морозом), домашний праздник. 1 января – празднование Нового Года отмечался прилюдно, но это был рабочий день. Святки – 12 дней с Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января). По таким датам и в наше время живёт Православная церковь. Но Россия с 1918 г. перешла на григорианский календарь – Рождество 7 января и святки длятся до
Крещения 19 января, получается, что рождественская ёлка переместилась в новогоднюю 1 января. Однако, уже в советский период до 1928 г. нерабочими днями были: 1 января – Новый год, 1, 2, 3 мая – Пасха, 10 июня – Вознесения Христа, 6 августа – Преображение, 15 августа – Успение, 25 и 26 декабря – Рождество и это уже после перехода на новый календарь. Для верующего человека Новый год – это противоречие между постом и всеобщим праздником. Мы живем в светском государстве со своими правилами и нормами. В последние годы сделало много шагов навстречу церкви. Пусть и церковь исправляет прошлые свои ошибки. (Л3)


                Подготовил   Львов Ю.М.
   
       
                Литература:

     1. Селешников С.И. История календаря и его предстоящая реформа.
         Лениздат, 1959 г.
     2. Православный Календарь: Все Религиозные Православные Христианские   
         Церковные Праздники. (http://www.forlove.com.ua/.
     3.  Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. Москва, Наука, 1989 г.


Рецензии