Дневник стоика

(Р«айан Холидей)

Из всех людей только те имеют досуг, кто находит время для философии, только они живут по-настоящему. Не довольствуясь тем, чтобы просто следить за своими днями, они присоединяют каждый век к своему. Весь урожай прошлого добавляется к их запасам. Только неблагодарный не видит, что эти великие архитекторы почтенных мыслей были рождены для нас и спроектировали для нас образ жизни».
—СЕНЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Личные дневники одного из величайших императоров Рима, личные письма одного из лучших драматургов Рима и мудрейших политических воротил, лекции бывшего раба и изгнанника, ставшего влиятельным учителем. Несмотря ни на что и на прошедшие два тысячелетия, эти невероятные документы сохранились.
Что они говорят? Могут ли эти древние и малоизвестные страницы действительно содержать что-то, имеющее отношение к современной жизни? Ответ, как оказалось, да. Они содержат некоторые из величайших мудростей в истории мира.
Вместе эти документы составляют основу того, что известно как стоицизм, древней философии, которая когда-то была одной из самых популярных гражданских дисциплин на Западе, практиковавшейся богатыми и бедными, сильными и борющимися в стремлении к хорошей жизни. Но на протяжении столетий знание этого образа мышления, когда-то столь необходимого для многих, медленно исчезало из виду.
За исключением самых ярых искателей мудрости, стоицизм либо неизвестен, либо неправильно понят. Действительно, было бы трудно найти слово, которое было бы более несправедливо обойдено руками английского языка, чем «стоический». Для обычного человека этот яркий, ориентированный на действие и меняющий парадигму образ жизни стал синонимом «бесчувственности». Учитывая тот факт, что одно лишь упоминание философии делает большинство людей нервными или скучными, «стоическая философия» на первый взгляд звучит как последнее, что кто-либо хотел бы узнать, не говоря уже о том, что срочно необходимо в ходе повседневной жизни.
Какая печальная судьба для философии, которую даже один из ее случайных критиков, Артур Шопенгауэр, описал бы как «высшую точку, которой человек может достичь, просто используя свою способность разума».
Цель этой книги — вернуть стоицизму его законное место как инструмента в достижении самообладания, настойчивости и мудрости: инструмента, который можно использовать, чтобы прожить прекрасную жизнь, а не какой-то эзотерической области академических исследований.
Конечно, многие из великих умов истории не только понимали стоицизм таким, какой он есть на самом деле, они искали его: Джордж Вашингтон, Уолт Уитмен, Фридрих Великий, Эжен Делакруа, Адам Смит, Иммануил Кант, Томас Джефферсон, Мэтью Арнольд, Амброз Бирс, Теодор Рузвельт, Уильям Александр Перси, Ральф Уолдо Эмерсон. Каждый читал, изучал, цитировал или восхищался стоиками.
Древние стоики сами по себе не были бездельниками. Имена, которые вы встретите в этой книге — Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека — принадлежали, соответственно, римскому императору, бывшему рабу, который добился триумфа, став влиятельным лектором и другом императора Адриана, и известному драматургу и политическому советнику. Были такие стоики, как Катон Младший, который был уважаемым политиком; Зенон был преуспевающим торговцем (как и несколько стоиков); Клеанф был бывшим боксером и работал водоносом, чтобы оплатить учебу; Хрисипп, чьи труды сейчас полностью утеряны, но насчитывают более семисот книг, тренировался как бегун на длинные дистанции; Посидоний служил послом; Мусоний Руф был учителем; и многие другие.
Сегодня (особенно после недавней публикации книги «Препятствие — это путь») стоицизм обрел новую и разнообразную аудиторию: от тренерского состава команд New England Patriots и Seattle Seahawks до рэпера LL Cool J и телеведущей Мишель Тафойи, а также многих профессиональных спортсменов, генеральных директоров, менеджеров хедж-фондов, художников, руководителей и публичных людей.
Что все эти великие мужчины и женщины нашли в стоицизме, чего не заметили другие?
Очень много. В то время как ученые часто рассматривают стоицизм как устаревшую методологию, не представляющую особого интереса, именно деятели мира обнаружили, что он дает столь необходимую силу и выносливость для их сложной жизни. Когда журналист и ветеран Гражданской войны Амброз Бирс посоветовал молодому писателю, что изучение стоиков научит его «быть достойным гостем за столом богов», или когда художник Эжен Делакруа (известный своей картиной «Свобода, ведущая народ») назвал стоицизм своей «утешительной религией», они говорили на основе собственного опыта. Так же поступал и храбрый аболиционист и полковник Томас Уэнтворт Хиггинсон, который возглавил первый полностью черный полк в Гражданской войне в США и создал один из самых памятных переводов Эпиктета. Южный плантатор и писатель Уильям Александр Перси, который руководил спасательными работами во время Великого наводнения 1927 года, имел уникальную точку отсчета, когда сказал о стоицизме, что «когда все потеряно, он стоит крепко». Как и автор и бизнес-ангел Тим Феррис, когда он назвал стоицизм идеальной «персональной операционной системой» (с этим согласны и другие высокопоставленные руководители, такие как Джонатан Ньюхаус, генеральный директор Cond; Nast International).
Но именно для поля боя стоицизм, похоже, был особенно хорошо разработан. В 1965 году, когда капитан Джеймс Стокдейл (будущий кавалер Медали Почета) спрыгнул с парашютом со своего подбитого самолета над Вьетнамом, чтобы в конечном итоге провести полдесятилетия пыток и тюремного заключения, чье имя было у него на устах? Эпиктет. Так же, как Фридрих Великий, как сообщается, ехал в бой с трудами стоиков в своих седельных сумках, так же поступал и командующий морской пехотой и НАТО генерал Джеймс «Бешеный Пес» Мэттис, который брал с собой «Размышления» Марка Аврелия во время своих миссий в Персидском заливе, Афганистане и Ираке. Опять же, это были не профессора, а практики, и как практическая философия они обнаружили, что стоицизм идеально подходит для их целей.

ОТ ГРЕЦИИ ДО РИМА И ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Стоицизм был школой философии, основанной в Афинах Зеноном из Китиона в начале третьего века до нашей эры. Его название происходит от греческого слова stoa, что означает портик, потому что именно там Зенон впервые обучал своих учеников. Философия утверждает, что добродетель (имея в виду, главным образом, четыре основные добродетели: самообладание, мужество, справедливость и мудрость) — это счастье, и именно наше восприятие вещей, а не сами вещи, являются причиной большинства наших проблем. Стоицизм учит, что мы не можем контролировать или полагаться на что-либо за пределами того, что Эпиктет называл нашим «обоснованным выбором» — нашей способностью использовать свой разум, чтобы выбирать, как мы классифицируем, реагируем и переориентируем себя на внешние события.
Ранний стоицизм был гораздо ближе к всеобъемлющей философии, как и другие древние школы, названия которых могут быть смутно знакомы: эпикуреизм, кинизм, платонизм, скептицизм. Сторонники говорили о разных темах, включая физику, логику, космологию и многие другие. Одной из излюбленных стоиками аналогий для описания своей философии была аналогия плодородного поля. Логика была защитным забором, физика была полем, а урожай, который все это производило, был этикой — или как жить.
Однако по мере развития стоицизма он сосредоточился в первую очередь на двух из этих тем — логике и этике. Продвигаясь из Греции в Рим, стоицизм стал гораздо более практичным, чтобы соответствовать активной, прагматичной жизни трудолюбивых римлян. Как позже заметил Марк Аврелий: «Я был благословен, когда сосредоточил свое сердце на философии, что я не попал в ловушку софиста, не пересел за письменный стол, не стал рубить логику и не занялся изучением небес».
Вместо этого он (а также Эпиктет и Сенека) сосредоточился на ряде вопросов, мало чем отличающихся от тех, которые мы продолжаем задавать себе сегодня: «Как лучше всего жить?» «Что мне делать со своим гневом?» «Каковы мои обязательства перед моими собратьями?» «Я боюсь умереть; почему?» «Как мне справиться с трудными ситуациями, с которыми я сталкиваюсь?» «Как мне следует относиться к успеху или власти, которыми я обладаю?»
Это не были абстрактные вопросы. В своих трудах — часто личных письмах или дневниках — и в своих лекциях стоики пытались найти реальные, действенные ответы. В конечном итоге они сформулировали свою работу вокруг серии упражнений в трех критических дисциплинах:

Дисциплина восприятия (то, как мы видим и воспринимаем мир вокруг нас)
Дисциплина действий (решения и действия, которые мы принимаем, и с какой целью)
Дисциплина воли (как мы справляемся с вещами, которые не можем изменить, достигаем ясного и убедительного суждения и приходим к истинному пониманию своего места в мире)
Стоики говорят нам, что, контролируя наше восприятие, мы можем обрести ясность ума. Направляя свои действия правильно и справедливо, мы будем эффективны. Используя и согласовывая свою волю, мы обретем мудрость и перспективу, чтобы справиться со всем, что мир ставит перед нами. Они верили, что, укрепляя себя и своих сограждан в этих дисциплинах, они могли бы развивать стойкость,
целеустремленность и даже радость.
Зародившийся в бурном древнем мире, стоицизм нацелился на непредсказуемую природу повседневной жизни и предложил набор практических инструментов, предназначенных для ежедневного использования. Наш современный мир может показаться радикально отличным от расписного крыльца (Stoa Poikil;) афинской Агоры и Форума и суда Рима. Но стоики приложили немало усилий, чтобы напомнить себе (см. 10 ноября), что они сталкиваются с вещами, которые не отличаются от тех, с которыми сталкивались их собственные предки, и что будущее не изменит радикально природу и конец человеческого существования. Один день, как все дни, как любили говорить стоики. И это по-прежнему верно.
Что приводит нас к тому, где мы находимся сейчас.

ФИЛОСОФСКАЯ КНИГА ДЛЯ ФИЛОСОФСКОЙ ЖИЗНИ

Некоторые из нас испытывают стресс. Другие перегружены работой. Возможно, вы боретесь с новыми обязанностями родительства. Или с хаосом нового предприятия. Или вы уже добились успеха и справляетесь с обязанностями власти или влияния? Боретесь с зависимостью? Сильно влюблены? Или переходите от одних неидеальных отношений к другим? Вы приближаетесь к своим золотым годам? Или наслаждаетесь прелестями юности? Заняты и активны? Или вам скучно до смерти?
Что бы это ни было, что бы вы ни переживали, есть мудрость стоиков, которая может помочь. На самом деле, во многих случаях они обращались к этому открыто в терминах, которые кажутся шокирующе современными. Вот на чем мы сосредоточимся в этой книге.
Опираясь непосредственно на канон стоиков, мы представляем подборку оригинальных переводов величайших отрывков из трех главных фигур позднего стоицизма — Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия — вместе с несколькими разнообразными высказываниями их предшественников-стоиков (Зенона, Клеанфа, Хрисиппа, Мусония, Гекатона). Сопровождая каждую цитату, мы пытаемся рассказать историю, предоставить контекст, задать вопрос, подтолкнуть к упражнению или объяснить точку зрения стоика, который это сказал, чтобы вы могли найти более глубокое понимание любых ответов, которые вы ищете.
Труды стоиков всегда были свежими и актуальными, независимо от исторических приливов и отливов их популярности. Мы не намеревались в этой книге исправить их, модернизировать или освежить (существует множество превосходных переводов). Вместо этого мы стремились организовать и представить огромную коллективную мудрость стоиков в максимально усвояемой, доступной и связной форме. Можно — и нужно — подобрать оригинальные труды стоиков в полном объеме (см. Предложения по дальнейшему чтению в конце этой книги). В то же время, здесь, для занятого и активного читателя, мы попытались создать ежедневное молитвенное чтение, которое было бы таким же функциональным и по существу, как и философы, стоящие за ним. А в стоической традиции мы добавили материал, чтобы спровоцировать и облегчить постановку важных вопросов.
Организованные по линиям трех дисциплин (Восприятие, Действие и Воля), а затем далее разделенные на важные темы внутри этих дисциплин, вы обнаружите, что каждый месяц будет подчеркивать определенную черту, а каждый день будет предлагать новый способ думать или действовать. Здесь представлены все области, представляющие большой интерес для стоиков: добродетель, смертность, эмоции, самосознание, стойкость, правильное действие, решение проблем, принятие, ясность ума, прагматизм, беспристрастное мышление и долг.
Стоики были пионерами утренних и вечерних ритуалов: подготовка утром, размышление вечером. Мы написали эту книгу, чтобы быть полезной в обоих случаях. Одна медитация в день на каждый день года (включая дополнительный день для високосных лет!). Если вы чувствуете такое желание, совместите это с блокнотом, чтобы записывать и формулировать свои мысли и реакции (см. 21 и 22 января и 22 декабря), как часто делали стоики.
Цель этого практического подхода к философии — помочь вам жить лучше. Мы надеемся, что в этой книге нет ни одного слова, которое не может или не должно, перефразируя Сенеку, быть превращено в произведения.
С этой целью мы предлагаем эту книгу.











(*-12СТР.-*)
~


Рецензии