Библейское мировоззрение в книге Псалтирь

конспект лекций Е.А.Авдеенко

Перед прочтением псалма необходимо выразить важную мысль, которая состоим в том, что в книге «Псалтирь» мы можем найти всю полноту тематики библейского христианского мировоззрения, т.е. в псалмах можно найти отклик на все книги Ветхого и Нового заветов. Например: псалом 44 – книга «Песнь песней». Псалом 38 – тема книги Иова. При прочтении псалмов необходимо возвращаться к теме Сотворения Мира, выявляя первичные категории, к теме райской жизни, к теме грехопадения, ибо без кардинальных понятий этих основных тем псалмы не прочитываются. А без опоры на Тору и Евангелие вообще невозможно никакое осмысленное чтение книги псалмов. Самые пронзительные мысли псалмов перекликаются с Откровением Иоанна Богослова. Язык псалмов это язык пророчеств Ветхого Завета, поэтому авторы псалмов, в особенности Давид, это активные деятели в истории Израиля, священная история протекала через этих авторов. Любая книга Библии имеет отклик в псалмах, и всякая богословская тема имеет в псалмах ясное, заострённое, смелое поэтическое выражение, ибо в псалмах имеются краткие и ясные смысловые формулы, которые были приняты христианским богослужением, что называется в общем плане – библейское мировоззрение. А именно с мировоззрением возникают самые большие трудности, т.к. оно – цельный взгляд на мир, который не познаётся по частям, ибо из таковых частей нельзя понять цельность мировоззрения. Однако, то, что изучается в данное время, это всегда какая-либо часть – книга, стих, предложение, слово. Так возникает проблема, которая называется – герменевтический круг: целое не составляется из частей, но постигается только по частям. Это замкнутый круг, но как же его преодолеть?.. Обратимся к ап. Павлу. Он проводит аналогию между голосом музыкального инструмента и голосом человеческой речи, ибо голос это важнейшая богословская категория: «Когда мы слышим голос, мы понимаем значение отдельных слов и понимаем целое» (1Кор.14) Услышать голос – это понять смысл высказывания, который не сводится к значению каждого отдельного слова. Апостол говорит, что в музыке мы слышим голос и постигаем его образ душой, пока он звучит во времени. Это пример того целостного, что мы понимаем не по частям. Другой пример относится к пониманию символизированной речи, чему пример большая часть библейского изложения. Такой вид речи естественен, потому, что Бог Творец не выразим, а мы должны отнестись к Нему, к Его непознаваемости при помощи выразительных средств. Т.е. в сфере мысли и смыслов религии единобожия символизированная речь это необходимость, ибо это возможность проложить пути ума и сердца к неведомому. О пришествии Мессии в Ветхом Завете нельзя было говорить иначе, нежели на языке символов, но значение этих символов открылось только с пришествием Того, о Ком пророчили. Т.е. значение отдельных слов в пророческой речи было не ясно. Однако, верующий человек, такой как Авраам, всегда догадывался о глубинном смысле сказанного. Такому истинно верующему человеку целое дано понять прежде частного – он слышит речь как общий смысл до того, как понял её фрагменты, как значение отдельных слов. Это называется – слышать голос. «Вера от слышания», говорит ап. Павел. Следующий пример связан с особенностью понимания древней еврейской письменности, с особенностью написания – отсутствием огласовки. Условие понимания здесь особое – надо быть в теме, понимать контекст общего смысла, быть в Духе: «Дух дышит где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8). Мы постигаем библейское мировоззрение, когда слышим именно этот голос. Путь к его пониманию лежит через Псалтирь, которая содержит всю полноту библейских тем, изречений, которые являют полноту библейских книг. Это определённое мировоззрение. Его запомнить нельзя, его надо пропустить через сердце, окунуться как в море, пожить внутри как в народе, потому, что весь мир, что вокруг нас – это «мир сей», который душит и активно входит в нашу жизнь. Но, чтобы постигнуть смыслы библейского мировоззрения, надо быть «не от мира сего».


Рецензии