А кто расскажет о картине? по картине Русалки

Рассматривая произведение искусства, мы часто хотим понять о чём думал художник когда писал картину, какими мыслями наполнял творение, что хотел поведать зрителю. Очень многое о жизни живописца и его творчестве может рассказать профессионал-экскурсовод или информационная статья. Но иногда помощь приходит совсем с неожиданной стороны - о картине расскажут другие картины.

Наверное, многие видели «Русалок» (1871 года) Ивана Крамского. Насколько сюжет реалистичный, настолько и сказочный. Но сейчас речь идёт не об изображении девушек и русалок, а о мысли художника, как она воплотилась на холсте. В статьях о картине сказано, что он написал её по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь или утопленница», но иллюстрировать книгу отказался.

Как же красиво слова могут лечь на холст художника! Образ дома словно повесть Николая Гоголя смотрит на ушедших в белых одеяниях девушек - это новые произведения искусства по мотивам «Майской ночи или утопленницы». Где-то из них творение Николая Крамского: может русалкой воплотилось или девушкой, запрятанной под кроной деревьев, а может девушка в центре, которая так ласково держит веточки.

Нет, вряд ли он говорил вслух, но душою чувствовал и творил, писал и общался картиной с повестью.

Так, а кто же поведал такую тайну - несколькими картинами сказал художник Роб Гонсалвес. Он фантаст, писал в стиле магического реализма. Ему близко понимание внутренних ощущений великих мастеров, как их восприятие мира метафорически выражается в полотнах.

Вот же в картине «Альпийская навигация» творцы дают жизнь своим произведениям. В картине «Готическая пустыня» восхищение своим альма-матером. 

Роб Гонсалвес был погружён в тему картины «Русалки» Ивана Крамского, у него множество творений, воплощённых его фантазией. Только всмотритесь насколько они созвучны  в тематике. Рождение или продолжение пути ручейков искусства из большой реки («Майская ночь или утопленница» Николая Гоголя)

Но чем больше смотришь на картины, тем больше понимаешь насколько он затерялся в пространстве, его огромное желание рассказать про эту удивительную действительность, отразить в своих картинах - исказило восприятие. А ведь он чувствовал, что ему необходима помощь - картины с картами будто для него пишутся, чтобы находил путь из комнаты свободы, ограниченной стенами.
Словно тени преследуют, яркими красками на гране уйти в детский рисунок, он делает попытку вырваться из этого пространства, но оглянувшись видит возврат к прошлому.

В картине Роба Гонсалвеса «Книжные миры» он говорит: мы можем только входить в пространство информации уверенно, но находить путь обратно очень сложно, иногда невозможно. А главный вопрос - кто же смотрит в след? Мы пока не знаем, нет понимания.

Мне хочется сказать, что эта тема - гениальное произведение и последующие самостоятельные творения - интересна настолько, что можно написать не одну страницу. Наверное, правильное слово «жаль» - для авторов психологически сложно перестраивать свои мысли для дальнейшего пути в новой теме.

И Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении говорил о вдохновении, которое не отпускает. Сложное понимание себя творческой личности. Он обращается, говорит, чтобы быть услышанным, не потеряться в пространстве иллюзий, фантазий, идей. Найти себя в словах читателя.

Я не для ангелов и рая...

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он,

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.

Более чувственно, как и вся его лирика, переносил Александр Сергеевич Пушкин. В стихотворении «Возрождение» он творческие «муки» сравнивает с художником - варваром. И только после созданного стихотворения он чувствует «видение первоначальных, чистых дней».

Возрождение

Художник - варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Как поэт, как рецензент произведений с точки зрения глубинного смысла, как блогер, ведущий свой канал с подбором тем, картин, стихов в единстве, я прекрасно понимаю, что такое «открыть двери в пространство информации» и как сложно порой морально перестроить себя. Единство подразумевает, всё что касается темы вдруг определенным образом становится одной историей - цитата из книги, схожей по тематике, написанное стихотворение, музыка или картина прошлого века так удачно вписываются в общий образ.
 
Да, очень сложно. Но понимание того, что это выражение какой-то идеи в творчестве в разных формах - красиво! То есть идёт принятие себя, понимание, что так хорошо. А значит является положительным моментом.

Знакомясь на просторах интернета с авторами, художниками, иллюстраторами, поэтами, я вижу, что некоторые придерживаются одного стиля много лет. Они нашли себя, идут своей дорогой, им комфортно. И как зритель, я точно могу сказать про такие творения нельзя говорить «уставшая» тема. Нет, такие авторы пишут одну историю много лет, где персонажи ожили, создали мир, переживают события и эмоции.

Другой момент, когда действительно идёт понимание отказа от темы, которая тяготит. Умение самостоятельно справляться - значит понять себя, увидеть, что мешает сделать шаг. Или речь о профессионалах - психологи, коуч-тернеры, наставники, которые действительно могут решить вопрос как психологически перенаправить мысли творца на другую тематику.

Всегда произведение искусства было для двух сторон - автора и зрителя. Автор, который погружён вдохновением и чувствует комфортно ему или нет, продолжит работу, идя дорогой искусства или будет искать тропинку, открывая для себя новые горизонты. Зритель - профессионал или любитель - всегда может выразить мнение, он видит со стороны, оценка не личностная, а чувственная, и возможно рассмотрит настроение автора.




 


Рецензии