Записки читателя

«Бывают стихи от большого ума,
Которым  я не обладаю сама,
И я восхищаюсь поэтом:
Какой у него удивительный слог,
И мысль как изящно он в рифму облек,
Ничуть не сфальшивив при этом.
Бывают стихи от великой души.
Они не чеканностью рифм хороши,
Не острою свежестью взгляда,
А тем, что и плачет душа, и поет,
И всем, кто захочет, себя раздает…
И к ним послесловий не надо».

Таким куплетом Маргарита Зимина сопроводила свое эссе (записки читателя) о поэтах Удмуртии, выпустивших свои сборники в разных издательствах и о поэтах неизданных, которых сама она знала и с чьим творчеством была знакома.
Сборник «Я влюбляюсь в чужие стихи». – Ижевск: Издательство «Шелест», 2016., восхищает своим оформлением: бумага мелованная, на обложке репродукция картины Роберта Фалька "Натюрморт с книгами", само название выведено красивым шрифтом. В начале каждого разбора автором творчества поэта – нарядно  напечатаны на зеленом фоне стихи очередного  автора. Эти «разномастные мысли» восхищают точностью передачи чувств поэтов и способностью самой   Маргаритой Георгиевной сопереживать авторам  и прочувствовать моменты, в которых были сотворены эти строки.
«Среди глупцов и бездорожья,
В большой
неприбранной стране,
Я родился по воле божьей,
Хотя считаю, что по не-
доразумению, однако,
Живя на лучшем берегу,
Обитель горечи и мрака
Забыть едва ли я смогу -
Поскольку русское раздолье
И византийской веры высь
С чужой бедой и личной болью
В душе моей переплелись»,
(Илья Марков Ось одиночества. Стихи. Переводы.-  Ижевск, 2007).

Эти слова  передают боль и созвучны настроению самой поэтессы.
В принципе, сборник разделен на два раздела: первый – «Вновь чужие стихи говорят обо мне», где поэты – Владимир Парамонов, Сергей Жилин, Сергей Гулин, Илья Марков, Ирина Колодиева, Ирина Кадочникова, - как бы раскрывают зрелые, светлые или тягостные мысли автора.
«Четырнадцатый год не радует,
еще бы:
Стреляет и горит,
 детей у нас крадет.
Уже сто лет,
Как с ним покончили мы счеты,
Так почему у нас опять –
 четырнадцатый год?
Мы знаем, что за ним.
И тем, чего достигли
И стыдно от чего- обязаны ему.
История кипит
Кровавой кашей в тигле,
И Ариадны нить теряется в дыму.
Так неужели
 вновь надеяться напрасно?
И сил осталось лишь –
 забыться и уснуть?
И нам не дотянуть
трагедию до фарса?
Ах, нам бы дотянуть.
Ах, нам бы дотянуть.
(Сергей  Гулин Четырнадцатый.  Книга стихов. - Тюмень, 2015).

Маргарита Георгиевна пишет, что «параллельно со стихами Гулина я читала роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр…» и, без сомнения, ей близки слова из этой книги учительницы и коллеги матери маленького Толи о фашистах: «Варвары… это варвары… и это происходит в двадцатом веке!»
«Картины нашей жизни, нарисованные поэтом, абсолютно правдивы», - говорит Зимина о другой поэтессе, своей бывшей  ученице Ирине Кадочниковой. 
Вообще, чувство времени, причастности к нему, тревога  о будущем присутствует во всех записках (эссе) Маргариты Зиминой. Автор незримо проводит параллель с  творениями самобытных поэтов и настоящей действительностью.
Вторая часть отведена талантливым провинциальным поэтам, у которых также угадывается зрелость, чувство слова, искренность. Авторы стихотворений свои эмоции талантливо довели до читателя. Это Эдуард Мамаев, Валерий Мурин, Виктор Колпаков, Любовь Курбатова, Ольга Сполохова и Николай Шутов, которых Маргарита Георгиевна  знала лично, была знакома с историей их жизни. Зимина четко подмечает у авторов «взаимоотношение Человека с Богом, иронию и самоиронию, внутреннее созвучие».
«Картина увидена зорким взглядом художника, и звуковой образ подсказан чутким ухом музыканта», - говорит она  об одном из авторов  сборника, я думаю, что эти слова применимы ко все поэтам, которых включила Маргарита Зимина в свой сборник.


Рецензии