Дело доктора Носмота. Введение

Прежде чем мы приступим к этому замечательному Делу, будет небесполезно сообщить Читателю о некоторых Обычаях среди Китайцев, которые отличаются от обычаев в других странах Европы.
Эти Люди — великие Поощрители всякого полезного Учения. Они стремятся при каждом удобном случае обращать его на Благо общества в целом, а также на Спокойствие и Счастье каждого отдельного Подданного в этой обширной Империи.

Вo всех Провинциях Империи и больших Городах существуют публичные Школы для обучения Юношества как свободным, так и механическим Искусствам, где способности Детей тщательно изучаются и развиваются в тех Областях, к которым, кажется, Природа дала им наибольшую склонность - без учета Прихоти или Гордости Родителей. Благодаря этому нередко можно увидеть Сына Знатного Человека, занимающегося самой простой Ручной Работой, и Крестьянина, блистающего на высшей Ступени Жизни.

Происхождение, Титул или Богатство не дают среди этих людей никакого права на малейшее Предпочтение. Лишь Заслуга рекомендует Человека к Поощрению в той Сфере Жизни, к которой его природные Способности его направили.

Когда открывается вакансия на какую-либо Должность, Кандидаты выбираются из публичных Школ и всегда выбирается Человек, наиболее подходящий для этой Работы, без учета иных критериев.

В этой Стране Должность Врача весьма значительна; не только при Дворе Императора, но и среди всех Мандаринов или великих Губернаторов и Чиновников Государства. Прежде чем кто-либо будет назначен на Должность Врача, будь то к Государю или к любому из его знатных Вельмож, он проходит строгий и беспристрастный Экзамен как на знание Теории и Практики Врачебного Искусства, так и на знание других Отраслей Науки, которые необходимы для того, чтобы быть мудрым Врачом.

Экзаменаторы — это не представители его собственной профессии, а Великий Совет Мандаринов. Эти люди были признаны всесторонне квалифицированными в различных областях гуманитарных наук прежде, чем получить право быть частью этого Совета. Это высший орган власти в Империи, обладающий полномочиями, во многом схожими с нашей Палатой Лордов, но с гораздо более широкими правами и возможностями.

Когда экзаменуемый признается квалифицированным, он получает Свидетельство, подписанное Председателем Совета, которое дает ему право практиковать в качестве Врача в соответствии с установленными Правилами; от которых он не должен отступать ни под каким предлогом, даже под Страхом Смерти.

Врачи пользуются большим Уважением и Почтением. Они отличаются строгой нравственностью, всеобщей Благожелательностью, большинство из них соблюдают такую же великую Чистоту Нравов, как и Духовенство, и основывают свое поведение на Благочестии и Почитании Богов, служение которым они считают своей Обязанностью, -  как если бы они ежедневно находились у Алтаря. Это Люди доброго Нрава и Гуманности, обильные в Делах Благотворительности и Милосердия, возможности для проявления которых они ценят так же высоко, как и свою Профессиональную Деятельность. Они не смеют отказать в помощи даже самому презренному Человеку ибо считают, что каждый, независимо от своего положения, достоин милосердия и заботы. Их долг — исцелять не только тела, но и души, и они всегда готовы протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, вне зависимости от его статуса.

Когда Врач навещает Пациента, он заносит в Книгу описание его Болезни со всеми подробностями и обстоятельствами, а также сведения о назначенных Лекарствах и их Действии на протяжении всего Лечения. Жив Пациент или умер, эту Книгу он обязан в течение определенного времени вернуть в специальное Учреждение. Если же он в каком-либо случае допустит ошибку или отклонится от обычного порядка лечения, и с Пациентом произойдет несчастный случай, его непременно накажут.

Императорских Врачей всегда казнят, когда умирает Император, а врачей других лиц судит Суд Мандаринов по заявлению родственников умершего, и их казнят или иным образом наказывают в соответствии с характером их преступления, исходя из чего мы можем предположить, насколько опасно быть представителем этой Профессии в этой Стране. Однако известно лишь несколько случаев, когда врачей частных лиц казнили.

До этого Дела, подобного случая не было в Пекине почти двадцать лет, и это вызвало значительный шум по всей Империи. Пациентом стал Мандарин ТОНВИН — человек с большим авторитетом, высоко уважаемый и близкий к Императору, который назначил его казначеем своей армии. Народ любил его не меньше, чем его подчиненные, ведь он справедливо распределял средства и всегда поддерживал интересы последних. ТОНВИН был другом человечества, а особенно добродетельных людей, он считал каждый день несчастным, если не проявил свою гуманность и щедрость. Смерть этого великого человека, столь всеобщего уважения, была неожиданной. Ходили слухи, что Его врач отклонился от правил, установленных Великим Советом Мандаринов.

Клевета стала публичной настолько, что Великий Совет приказал рассмотреть материалы дела; и Сенешалю было поручено составить Обвинительное заключение против Доктора, копия которого была ему вручена, и он был взят под Стражу, и назначено Время для торжественного Суда перед Высоким Трибуналом.

Люди по-разному относились к подготовке к Суду. Некоторые считали доктора виновным, другие — невиновным, видя в этом лишь последствия тайных махинаций его врагов. Те из его собственной профессии, по причинам, которые я не могу понять, были его наиболее яростными противниками, и все считали их его тайными обвинителями. Однако доктор, казалось, не был обескуражен. Уверенный в своей невиновности, он находил утешение в том, что не имел ни малейших сомнений — Высокий Трибунал, перед которым ему предстояло предстать, не проявит предвзятости в своем решении.

Я приложил все усилия, чтобы использовать как можно меньше китайских юридических терминов и подбирал такие английские слова, которые, как мне казалось, наиболее близки по значению к оригиналу и чтобы сделать все более понятным для английского Читателя, я повсюду, где это было уместно, заменял некоторые китайские формы английскими. Особенно там, где это помогало сделать описание Суда более понятным.


Рецензии