26-1 Персонажи нашего Родословного дерева Николай

26-1 Персонажи нашего "Родословного дерева" Николай

        Предыдущая глава:   http://proza.ru/2025/06/11/617

        Фото из семейного альбома
        Верхний рял:
        1 – Николай приехал к маме в Курьяново на сенокос (тот самый 1962 год, когда все три брата впервые летом собрались вместе).
        2 – Коля, Зина и их дочка Галинка в Таганроге. В то время они ещё жили в съемной комнате частного дома
        Нижний ряд:
        1 – Отмечаем приезд семьи Коли в Москву (примерно 2020 год). Ксюща – внучка Коли и Зины со своей дочкой, а их правнучкой Юленькой, Зина и Коля.
        2 – Одна из книг Коли «На полукруге жизни», изданной в 2012 году. На обложке гидросамолёт, в создании которого Коля принимал непосредственное участие.
 
        Коля был первым ребёнком в молодой семье Андрея и Дарьи Ардашиных. Он появился на свет 20 ноября 1939 года. Молодая семья жила тогда в родительском доме Андрея. Папа Андрей в то время работал на шахте, а мама Даша – в колхозе. Время было сложное. В соответствии с основным местом проживания, семья считалась колхозной. Но её выгодно отличало от чисто колхозных семей то обстоятельство, что Андрей получал за свою работу в забое шахты зарплату деньгами, в то время как большинство деревенских семей жили на трудодни. Молодая семья стала уже задумываться о строительстве своего дома и обзаведении своим хозяйством.

        Но вскоре началась большая война и все планы рухнули в один момент. Коля тоже попал в немецкую оккупацию вместе с мамой и всеми жителями нашей деревни. Попал под оккупацией и город Лихвин, в котором и были казнены герои-партизаны Саша Чекалин и Митя Клевцов. К счастью, оккупация длилась относительно недолго. Месяца через три наши войска пошли в наступление и освободили Лихвин, Курьяново и несколько соседних деревень. Папа в оккупации не был, поскольку город Суворов, где он работал на шахте, немцам оккупировать не удалось.       

        В детские годы Коля жил так же, как все его деревенские сверстники. Чуть только он подрос – стал посильно принимать участие в помощи по хозяйству:  присматривать за пернатой живностью, кормить и поить курочек и уточек, следить за наличием воды у поросёнка и так далее. Были, конечно, и детские игры и шалости со сверстниками. Появились среди них и закадычные друзья. Дети везде одинаковы! Условия их жизни, правда, бывают несопоставимыми.

        Николаю было двенадцать лет, когда умер папа. Коля остался в нашей семье за старшего мужика. На него легли все мужские обязанности по содержанию дома, посадки и уборки картошки, заготовки дров и сена на зиму… На самом деле забот у Коли было гораздо больше, чем я здесь описал. Он эту ответственность почувствовал сразу и относился ко всему очень серьёзно и старательно.

        На его же долю выпала участь ухода и пригляда за всем регулярно поступающим на белый свет прибавлением в нашей семье. После него самого родилась сестрёнка Галинка, потом Шурик, потом я (Витя) и Ванюшка. Галинка рано умерла. Когда появился Шурик, Коле самому было шесть лет и возложить на него серьёзные обязанности было рановато.  Ванечка ушёл из жизни грудничком.  Основные заботы Коли были связаны со мной. Я-то уж отыгрался на Коле по полной программе!

        Как и положено в нашей стране, при достижении семи лет Коля пошёл в первый класс школы. Идти было недалеко - школа была организована в нашей деревне в бывшем доме помещицы, с которой разобрались ещё в первые годы Советской власти. Директором школы, завучем и единственной учительницей там была Александра Иосифовна Ардашина  - родная сестра нашего папы Андрея. Из штатного персонала в школе была одна уборщица и сторож (он же и истопник). В этой школе Коля проучился четыре класса, поскольку школа была «четырёхлеткой».

        С пятого по седьмой класс Николай учился в школе соседнего села Песковатское. Многие его сверстники на этом своё образование и заканчивали. Но Коля продолжил обучение в средней школе города Чекалин (бывший Лихвин). Город расположен достаточно далеко от нашей деревни. Поэтому мама договорилась, чтобы Коля жил в Чекалине на квартире у кого-то из её знакомых. Смотря сейчас очень трогательный художественный фильм «Уроки французского», поставленного по мотивам одноимённого рассказа Валентина Распутина, я невольно вспоминаю нашего Николая. Ему наша мама, так же как и герою фильма, привозила из Курьяново продукты на неделю. В основном это была картошка, капуста, свёкла и хлеб. Хлеб Коля брал не в магазине, а из дома потому, что в семье экономили каждую копейку.

        После окончания средней школы Коля поступил учиться в сельскохозяйственный техникум. Учился на факультете, готовившем руководителей животноводческого комплекса. Техникум располагался в городе Ефремов, что было уж совсем далеко от нашей деревни. Коля жил там в студенческом общежитии. Получал стипендию, хоть и очень небольшую. После окончания техникума Николай вернулся в родную деревню и стал работать в нашем колхозе директором молочно-товарной фермы. А этому директору в то время было лет 18-19. Но, правда и ферма была больше одно название. Всюду ручной труд (уборка навоза, чистка скотины, дойка – всё вручную). Доярки-колхозницы - бабы горластые и не всегда всерьёз воспринимали молодого парня в лице директора, который, к тому же, вырос у них на глазах. Ему было в этой должности непросто, особенно на первых порах. Но он старался. По должности Коле была положена персональная лошадь с таратайкой. И я помню Колю, подъезжающего к дому на этой таратайке, что мне казалось было выше всяческих наград. Даже велосипед Шурика мерк перед шиком Колиного экипажа.

        Вот, как раз во время работы Николая на ферме, и произошёл тот случай, который чуть не стоил Коле жизни. Как-то по служебным делам он отправился в Ефремов для консультации со своими бывшими преподавателями. Пообщавшись с ними, Коля направился было к автобусу для поездки до Чекалина, но по дороге он встретил свою однокурсницу. Во время учёбы они находились в дружественных отношениях и Коля не раз был у неё в доме. Их всегда угощала чаем бабушка этой девушки. Так было и на этот раз. Бабушка даже раздобрилась и, считая их уже совсем взрослыми, выставила на стол бутылочку самогона для Коли и графинчик с вином для внучки. Выпили, вспомнили друзей по техникуму и преподавателей… Девушка проводила Колю до остановки автобуса. Вдруг, буквально на второй день после приезда, Коля почувствовал недомогание. Сначала оно было лёгкое – кружилась голова и подташнивало. Дальше-больше – к концу недели Коля не мог уже встать с постели. Мама отвезла на лошади Колю в Чекалинскую городскую больницу. Там Колю обследовали примерно неделю, но диагноза поставить не могли. Выписали его домой.  Коля был совсем плох. Родственники посоветовали маме обратиться к дедушке-знахарю, который был известен в нашей округе. Вот этот дедушка и спас Колю буквально от смерти. Оказалось что бабушка угостила Колю заговорённым на его смерть самогоном. Подробнее я рассказал эту историю в разделе «Мистика» в публикации «Как заговорили брата» адрес:  http://proza.ru/2019/01/09/225.

        Проработав в колхозе несколько лет, Коля уехал искать своё счастье в южный город Таганрог. Таганрог оказался не случайно. Дело в том, что в нашей деревне проживала многочисленная семья Ермиловых. Один из Ермиловых – дядя Дима, после войны, имея офицерский чин, был командирован в органы внутренних дел (подразделение ГосАвтоИнспекции) в город Таганрог. Там он неплохо обосновался и со временем стал начальником ГАИ всего города. Таганрог за годы Советской власти стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Там были построены гигантские металлургический и трубопрокатный заводы, комбайновый завод, завод по производству и разработке самолётов (в основном там проектировались, строились и испытывались гидросамолёты – море-то рядом). В связи с этим, город постоянно нуждался в притоке рабочей силы. И вот дядя Дима, ежегодно приезжая в отпуск домой в родную деревню, стал постепенно перетаскивать в город молодёжь. Сначала это были его ближайшие родственники, а потом и все остальные. Бывало - стоит приехать дяде Диме в деревню, как к их дому  быстренько выстраивалась очередь из матерей детишек, которых они просили дядю Диму пристроить в городе. В результате в Таганроге оказалась почти вся молодёжь нашей деревни.

        Так попал туда и Николай. В городе дядя Дима, используя свои связи начальника ГАИ города,  помогал ребятам устраиваться на какой-нибудь завод. Там они получали сначала общежитие, а потом прирастали уже и корнями, обзаведясь своим жильём. Город хороший, южный. Стоит на самом берегу Азовского моря (Таганрогский залив). Чем не жизнь, особенно по сравнению с деревней!

        В Таганроге Николай сначала заочно учился в педагогическом институте, а затем, в соответствии с профилем своей работы, перевёлся и закончил радиотехнический институт. Со временем Коля стал занимать и руководящие должности в хорошо известном в стране и за её рубежами конструкторском бюро авиаконцерна «Бериев». Николай непосредственно участвовал в разработке, проектировании, строительстве и испытании этих самолётов.

        Подошло время - и Коля женился. Женился на девушке по имени Зинаида из деревни Тульской области. Деталей их знакомства я не знаю, но предполагаю, что они пересекались в юности. Возможно – в городе Ефремове во время учёбы. Зина по профессии была бухгалтером. Со временем Зина стала главным бухгалтером ГАИ всего Таганрога.

        Достаточно долгое время Коля, Зина и родившаяся у них дочка Галинка,  проживали на съёмных территориях. Обычно - это была комната в частном  доме, в котором жили и хозяева. Лет через пять молодая семья  подкопила деньжат на покупку квартиры. Наша мама продала подрощенную тёлочку и поросёнка, Зинины родственники тоже напряглись, в результате чего и был сделан первый взнос на однокомнатную кооперативную квартиру в кирпичной пятиэтажке.

        Покупка собственной квартиры Колей и Зиной было огромным счастьем для нескольких наших семей! С тех пор каждое лето их родственники  приезжали в Таганрог в отпуска. Как же – Юг! Море!! Фрукты!!! Красота!!!! Я ездил туда и студентом, и с со своей семьёй – женой Наташей и сынишкой Андрюшкой. Там на море он и научился плавать.

        Через какое-то время (которое исчислялось десятилетиями) Коля с Зиной  приобрели земельный участок, на котором построили дачу, посадили сад и завели огород.  В том саду было всё: яблони, груши, абрикосы, вишня и черешня и, конечно, несколько сортов вкусного винограда. Зиночка с успехом выращивала отличные помидоры, огурцы и всякую зелень. Всё это съедалось с аппетитом и консервировалось. Бывало, возвращаясь в Москву из отпуска в Таганроге, мы всегда везли с собой огромные сумки с фруктами и с банками законсервированных фруктов и овощей!

        Хорошо помню, что в Таганроге всегда были серьёзные трудности с водой для полива всего этого растущего зелёного хозяйства. Воду выдавали дачникам в определённое время суток и в ограниченном количестве. Удивительное дело – Таганрог был к тому времени развитым в промышленном отношении городом. Там было множество заводов-гигантов и по выплавке металла, и трубопрокатный, и комбайновый заводы и так далее. На всё это воды хватало. А вот для конкретных людей, проживающих в городе и работающих на этих гигантах, её практически постоянно недоставало и было лимитировано. Люди всегда были где-то на втором-третьем месте у наших чиновников. Им ведь важны были для отчёта цифры о выполнении задания партии и правительства. А в каких условиях живут люди – это никогда не было важной задачей. Главное – громадьё цифр по выплавке чугуна и стали и сданной сельхозпродукцией в бездонные «Закрома Родины». А население = «Потерпят! Перебьются! Жила бы страна родная – и нету других забот!».

        Когда Коле было уже за сорок лет, накопили они деньжат и на автомобиль. Но вот беда – в Таганроге машину не так-то просто было купить. Москвичам в этом плане было гораздо легче. Поэтому я оформил покупку автомобиля «Москвич-412» на своё имя и за Колины деньги. Года три Коля ездил на собственной машине по моей доверенности. Просто дурдом! Со временем поставили для машины металлический гараж рядом с домом.

        Таким образом, сбылась в их семье мечта многих советских людей - своя квартира, дача, машина! А тут и пенсия подошла. Отдыхайте, дорогие граждане!

        У Коли и Зины родилась замечательная дочка Галинка. Возможно, это имя ей дали в память о нашей сестре. Галинка, как и многие детки того времени, ходила в ясельки, детский садик, а потом в школу. Окончила педагогический институт. Потом работала в школе преподавателем русского языка и аспирантуры. Параллельно училась и закончила аспирантуру и ей присвоена научная степень "Кандидат педагогических наук". Галя с мужем и сейчас преподаёт в школе и в нескольких институтах. Живут они в Таганроге.
        Свою дочку Галя назвали Ксюшенькой. К настоящему времени Ксюшенька тоже уже выросла, окончила школу и институт. Вместе с мужем Дмитрием они уже достаточно давно проживают в Москве. Подарили Галинке с мужем внучку Юленьку, а Коля с Зиной при этом стали прадедушкой и прабабушкой!

        – Жизнь удалась!


        P.S. Когда Коле перевалило за тридцать лет и он закончил институт, то стал вполне серьёзно интересоваться нашим «Родовым деревом». С этой целью он подробно расспрашивал наших деревенских родственниках об их предшественниках и ныне здравствующих членов семьи. С некоторыми из них он даже встречался по предварительной договорённости. На большом ватманском листе Коля чертил это дерево и был очень рад каждой новой его веточке. По возможности, он вставлял туда и фотографии родственников на соответствующие им места. Я видел этот рисунок и был весьма впечатлён размерами «Нашего дерева».
        Кроме того, Коля стал пописывать рассказы и стихи. Вернее писать их он начал значительно раньше и лишь позже, узнав о наличии сайтов «Проза.ру» и «Стихи.ру», стал там размещать свои творения под псевдонимом «Николай Ардашин». На сегодняшний день у него на сайте «Стихи.ру» размещено 367 стихотворений, а на сайте «Проза.ру» - 66 публикаций.  Так что у меня есть с кого брать пример!

     Продолжение:   http://proza.ru/2025/04/25/1133


Рецензии
Виктор, хочу спросить, а почему Николай ездил на "Москвиче" по Вашей доверенности? Почему нельзя было сразу после покупки машину с Вас на него переоформить?Я в этом не компетентен. В советское время машины у нас не было и не предвиделось, поэтому всех тонкостей тогдашних правил приобретения и продажи автомобиля я не знаю.

Андрей Николаев 6   25.04.2025 17:49     Заявить о нарушении
Всё очень просто, дорогой Андрей!
Для того, чтобы москвичи не пользовались спекуляцией и не передавали за дополнительную=б плату машины на сторону, они могли оформить договор дарения, или продажи машины только через три года.
А вот доверить управление "своей" машиной они могли сразу после её покупки.

Виктор Ардашин   26.04.2025 14:08   Заявить о нарушении
А Вы не знаете, как долго существовали такие правила? До самого распада Советского Союза, или их отменили раньше?

Андрей Николаев 6   26.04.2025 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.