Читая Альберта Швейцера
Первое и, возможно, самое фундаментальное препятствие на пути к швейцеровскому идеалу – это ограниченность аудитории, способной воспринять и заинтересоваться даже "популярной философией". Швейцер верил, что ценность философии определяется ее способностью стать живым мировоззрением масс. Но насколько реалистично это ожидание? Психологические эксперименты, демонстрирующие, что подавляющее большинство (порядка двух третей) индивидов склонны к конформизму, подчинению авторитетам и принятию навязанных мнений, рисуют неутешительную картину. Если большинство людей по своей природе склонны следовать за большинством, государством или социальными авторитетами, а не вырабатывать собственное, критическое мировоззрение, то призыв Швейцера к индивидуальному "размышлению о смысле жизни" и выработке "разумных идеалов" рискует остаться неуслышанным. Для кого тогда предназначено это "возрождение мировоззрения", если основная масса людей не готова или не способна к самостоятельному мышлению, предпочитая готовые ответы и установленные рамки?
Второй критический вопрос касается самой возможности существования "свободного человека", которого Швейцер считал необходимым условием для развития культуры. В нашу эпоху четко обозначился тренд на усиление роли организаций и, что особенно важно, на развитие технологий тотального контроля. Цифровизация проникает во все сферы жизни, "глазок видеокамеры" становится метафорой повсеместного надзора, который простирается далеко за пределы общественного пространства, вторгаясь в интимную сферу. Если Швейцер видел угрозу в "сверхорганизованности", превращающей человека в винтик, то современные технологии многократно усиливают эту угрозу, позволяя не просто дисциплинировать, но и предсказывать, манипулировать и контролировать поведение на невиданном ранее уровне. Может ли человек оставаться подлинно свободным, способным "творить и воплощать идеалы в жизнь", когда его мысли, желания и действия постоянно отслеживаются, анализируются и направляются внешними силами? Не становится ли сама идея "свободного человека" утопией в мире "организации бездумья", усиленной алгоритмами и большими данными?
Швейцер настаивал на возвращении к этическим идеалам, основанным на разуме и свободе, считая их универсальной основой культуры. Однако сама этичность подвергается трансформации. Представления современного человека и общества о том, что этично, а что нет, заметно отличаются от тех, что были доминирующими даже несколько десятилетий назад. Глобализация, мультикультурализм, развитие технологий (например, в биоэтике), изменение социальных норм – все это формирует новые этические дилеммы и контексты. Возникает вопрос: есть ли у современного мира реальный запрос на то мировоззрение, к которому призывал Швейцер – "мыслящее, оптимистичное и этичное" в его понимании? Возможно, современная этика становится более ситуативной, прагматичной, менее универсалистской. Насколько идеалы, рожденные в другую эпоху, могут быть релевантны и востребованы сегодня? Осознает ли современный мир необходимость именно такого "возвращения", или он ищет иные этические ориентиры, соответствующие его сложности и многообразию? Какая сила способна "повернуть мир" к идеалам прошлого, если сам мир движется в ином направлении?
Идеи Альберта Швейцера сохраняют свою пронзительность и актуальность как диагноз болезни современной цивилизации – разрыва между материальным и духовным, подавления личности системой. Его вера в силу разума, этики и индивидуального размышления как основы подлинной культуры вызывает уважение. Однако критический взгляд на современность выявляет глубокие проблемы, ставящие под сомнение реализуемость его проекта возрождения.
Массовый конформизм, эрозия личной свободы под натиском технологий контроля и трансформация самих этических представлений создают контекст, в котором призывы Швейцера могут показаться идеалистичными и оторванными от реальности. Способно ли большинство людей к глубокой рефлексии о смысле жизни в мире информационного шума и постоянной спешки? Нуждается ли современный мир именно в тех этических идеалах, или он находится в процессе выработки новых?
Возможно, вместо прямого "возвращения" к идеалам прошлого, современному миру требуется их критическое переосмысление и адаптация. Предупреждение Швейцера о неизбежности деградации без этического фундамента остается в силе. Но поиск этого фундамента в XXI веке – это, вероятно, не столько возвращение на пройденный путь, сколько прокладывание нового, учитывающего беспрецедентные вызовы и возможности нашей эпохи. Вопрос о том, найдется ли в современном человеке достаточно воли и разума для этого поиска, остается открытым и тревожным.
Свидетельство о публикации №225041900691