Концепция свободы как вечное алиби жертвы
Я никогда не мечтала о свободе, моя свобода всегда жила внутри. В любой ситуации я отстаивала правоту своих побуждений, довольно рано не то что бы поняв, но - почувствовав, что они порой не укладываются ни в одно из общепринятых установлений. В целом атмосфера детства - с него начну - была вполне благоприятной. Натура моего отца, пропущенная через лишения военного детства, воссоздала энергичного прагматика. Мамина аристократическая натура жаждала просторного удобства. И мы втроём наслаждались уютом большой двухкомнатной квартиры в доме, где все остальные "двушки" были коммуналками и где, например, в одной комнате жили родители с тремя взрослеющими детьми и лежачей бабушкой в общем коридоре. "Квартирный вопрос", главное бедствие советского времени, был мне неведом до замужества - возможно, поэтому я, не раздумывая, пришла жить в коммуналку со свекровью в смежной комнате, чтобы, время спустя, радостно обживать с собственной семьёй четыре просторные комнаты с потолками постсталинских 50-х. Свекровь к тому времени жила в другой коммуналке по соседству. Её восприятие реальности соответствовало её же личному выбору в заданных социальных рамках.
Социальная сфера ребёнка - двор, детский сад, школа. Двор я любила. Детский сад виделся тюрьмой. Оттуда я сбегала дважды, доводя маму до полуобморочного состояния - самый короткий путь в далеко расположенный детсад пролегал через железнодорожные пути и пролезать, рискуя жизнью, под сцеплением вагонов было рискованной нормой. Только сочувствие любимой маме вынудило меня завершить попытки бегства. В том детском садике меня помнили долго - демонстративная независимость ребёнка удивляла и настораживала. Мой младший брат, годы спустя, пользовался особенной любовью - контраст тихого и приветливого мальчика со своенравной сестрой усиливал приязнь воспитателей. Брата давно нет в живых, он - жертва трагического выбора,
итоге спровоцировавшего неизлечимую болезнь. Надо сказать, включенность брата в социальные стандарты была всеобъемлющей: сексуальный пир безбашенного духа - и заискивающая покорность начальствующему лицу, какого бы пола тот(та) ни был(а)... Самоутверждающаяся жертва непреложных обстоятельств...
В школе я регулярно убегала с уроков. Безотчётный гнёт общеобязательного высасывал силы и гнал туда, где моё"я"принадлежало лишь мне одной. Меня, единственную девочку, выгоняли из класса и выносили выговор за прогулы на школьной линейке. Приходя с родительского собрания, мама плакала и ставила меня в угол. Выпускной класс я провела в соседней школе - директор прежней был потрясён моим твердым требованием отдать документы: решение я приняла, предвидя последствия нескончаемого конфликта с классным руководителем, "математичкой". К слову, спустя годы, я встретила её на улице, на костылях - она попала под машину. Я знала о похожих драматических или трагических судьбах нескольких человек, которые доставляли мне неприятности в той или иной степени. Похоже, Всевышний зорко следил за моими социальными связями и радостно карал моих обидчиков))). Кстати, моя "классная" была потрясена, узнав, что "троечница" успешно закончила лучший технический вуз страны. В котором, между прочим, меня снова ругали за прогулы и снова единственную из девушек.
Эти подробности - свидетельство прочного доверия самой себе, отчёт в котором я осознала годы спустя. Исходя именно из этого, я воспитывала детей. "Давай поменяемся мамами" - предлагали дочери подружки, затюканные железным контролем. Наблюдаю за их судьбой сейчас - алкоголики-мужья, больные дети. Мои - свободные и счастливые, каждый день встречают с радостью. В основе моей любви ко взрослым уже детям - мудрая дружба всеприятия и духовной поддержки.
Так вот, о свободе - в том понимании, как её пытается обосновать большинство. Это общедоступная иллюзия, реализации которой всё время что-нибудь мешает. В результате те, кто грезят о свободе, всю свою жизнь воспринимают как обстоятельства непреодолимой силы. В качестве обстоятельств фигурируют, так сказать, личные и общественные. К личным относятся плохие родители и неудачный брак и, как следствие, плохие дети. К общественным - плохое начальство и плохая власть или, шире, плохая и чужая власть. Своя плохая власть - меньшее бедствие, чем чужая плохая. Если начать выстраивать логическую цепочку от конца (плохая чужая власть) к началу (плохие родители), она обязательно где-то разорвётся - субъект логического рассуждения просто устанет от собственного негатива и внезапно окажется, что кто-то или что-то всё же не так уж плохо... И, наоборот - и родители хорошие, но несчастные, и дети тоже, а главный враг - чужая плохая власть ... И получится вдруг, что желанная свобода не наступит никогда - всегда обнаружится враждебное препятствие, точно такая же грёза, только негативно окрашенная. Вечное алиби жертвы, обосновывающее это самоощущение, своего рода знамя, себе довлеющая идея: в том, что я не свободен, всегда виноват другой или другие.
Любая власть - это только власть, организующая общественные отношения внутри и вне государства. Жизнь и судьба индивидуума - это всегда личный выбор и рамки этого выбора он определяет или игнорирует сам. Чаще всего человек жаждет упростить свою жизнь, примкнув к большинству в целом или к узко заданному меньшинству по интересам. И тогда вся не очевидная сложность общественного существования накрывает и подчиняет его полностью. Он уже жертва морального произвола собственного "простого выбора". Зато теперь он, как все вокруг, ищет врагов и лелеет позицию жертвы, оправдывая собственную никчемность удостоверенным алиби никогда не достижимой свободы.
Свидетельство о публикации №225041900738
Правда, здесь есть и ещё одна проблема, которая касается самого понятия «свобода». Вот, например, Наталья говорит, что в любой ситуации она отстаивала правоту своих побуждений. И, по-видимому, в этом и видит сущность свободы. Ну а далее следуют примеры. Сначала убегала из детского сада, потом убегала с уроков в школе, прогуливала занятия в вузе. Но рассказ об этих пропусках почему-то представлен как «свидетельство прочного доверия к себе». Может, автор имеет в виду, что, несмотря на наплевательское отношение к тем или иным правилам, она всё-таки достигла успеха, но возникает стойкое ощущение, что авторская логика подразумевает собственную вседозволенность как солидный элемент этого успеха. Мне, например, гораздо более разумными показались бы примеры, когда Наталья, прогуливая уроки, бежала куда-то заниматься любимым делом. Да хоть книжку в библиотеке почитать вместо скучного урока. Но нет – она просто убегает. В этом плане интересно было бы услышать, а как свобода автора проявлялась уже во взрослом состоянии? Что, она опять убегала? От рутинной работы, от надоедливых начальников, от не ценящих свободу коллег? Или всё-таки была в её взрослой жизни более серьёзная и значимая реализация внутренней свободы? Да, она могла реализовываться и в деле воспитания собственных детей. Наталья об этом как будто и говорит, но никакой конкретики не приводит. И в итоге непонятно, почему её дети выросли «свободные и счастливые».
Владимир Садовник 1 13.05.2025 22:43 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 14.05.2025 08:59 Заявить о нарушении
Теперь о воспитании. Я думаю, что «полная свобода действий» - это путь к явному и откровенному беспределу. А беспредел, как известно, ущемляет свободу других людей и часто вызывает ответную реакцию, которая может быть весьма болезненной. Тем не менее, воспитать личность с беспредельной свободой легко. Достаточно в любой ситуации говорить маленькому человеку – делай что хочешь. Но вот как воспитать ответственность? И самое-то главное заключается в том, что, на мой взгляд, абсолютная свобода и ответственность – это исключающие друг друга понятия. Поскольку ответственность создает для человека рамки, за которые он не может выйти. Как в примере с девочкой-ученицей. Вместо школы и общения с подругами на улице – ухаживай за больной матерью. А иначе – нельзя.
Владимир Садовник 1 14.05.2025 10:19 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 14.05.2025 10:57 Заявить о нарушении
А вот абсолютная свобода не терпит рамок и ограничений и, как правило, превращается во вседозволенность и произвол по отношению к окружающим.
Теперь о значении или значимости свободы для человека. От власти обстоятельств и личностей свобода, я думаю, не спасёт, но вместе с тем она способна существенно ограничить эту власть.
Владимир Садовник 1 14.05.2025 22:08 Заявить о нарушении
Наталья Троянцева 14.05.2025 22:25 Заявить о нарушении