Великая Страстная Суббота

Чтения На Великую субботу

Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20.


Дополнительно
Иез.XXXVII, 1-1. Быт.I, 1-1. Ис. LX, 1-1. Исх.XII, 1-1. Ион.I, 1-16, II, 1-11.III, 1-10, IV, 1-1. Нав.V, 10-1. Исх.XIII, 20-22, XIV, 1-31, XV, 1-1. Соф.III, 8-1. 3 Цар.XVII, 8-2. Ис. LXI, 10-11.LXII, 1-. Быт.XXII, 1-1. Ис.LXI, 1-. 4 Цар.IV, 8-3. Ис.LXIII, 11-19.LXIV, 1-. Иер.XXXI, 31-3. Дан. III, 1-8.


Идейный смысл богослужения
В богослужении Великой Субботы отражены пять тем:
1) погребение Спасител.
2) сошествие Христа во а.
3) новотворение человек.
4) покой Бога в седьмой день творени.
5) ожидание Воскресения Христова.
Взято с портала «Азбука Веры»


«И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и час. плотью, которой страдал Христос, Он теперь почи. душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.


Слава Богу за Крес. слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Ег. слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение... Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Проповеди»
Глава: «Литургия Великой Субботы»
Автор: митрополит Сурожский Антоний (Блум)

***

Между тем Господь приблизился к самой преисподней адской, где особенно стрегом был в узах первосозданный Адам, коего Господь, взяв за руку, возставил, сказав: «востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф.5:14). Я Бог твой, и со властию повелеваю узникам выдти, сущим во тьме просветиться, умершим воскреснут. посему и тебе приказываю: «возстани, спяй», потому что Я не для того тебя создал, чтобы ты содержался во ад. «воскресни из мертвых. Я жизнь мертвы. воскресни, подобие Мое, сотворенное по образу моем. встань, выйдем отсюд. ты во Мне, и Я в тебе составляем нераздельное лиц. для тебя Я, Бог твой, соделался сыном твои. для тебя Я, Господь твой, принял зрак раб. для тебя Я, превысший небес, сошел на землю и в преисподню. для тебя человека Я, в мертвых свободь, соделался человеко. для тебя, изгнаннаго из сада, Я предан Иудеями в саду и распят на древе. Посмотри на заплеванное лице Мое: заплевание Я принял за тебя, чтобы возставить тебя в первобытное достоинств. посмотри на претерпевшия заушение Мои ланиты: Я для того принял заушения, чтобы испорченный твой лик возставить в Мой обра. посмотри на изъязвленный хребет Мой: Я для того принял бичевание, чтобы уничтожить лежащее на хребте твоем бремя грехов твои. посмотри на прободенныя гвоздием руки мои: Я для тебя распростер их на крест. посмотри на пронзенныя ноги Мои: оне пригвождены были ко кресту из-за твоих ног, которыя утекли к древу преступлени. Я страдал для того, чтобы тебя возстановить и отверзть ра. для тебя Я вкусил желчь, дабы уврачевать то горькое удовольствие, которое ты получил от сладкой для тебя снед. вкусил .цта, дабы уничтожить силу горькой чаши, из коей проистекла смерть тво. принял губу, дабы изгладить рукописание грехов твои. принял трость, дабы подписать свободу роду человеческом. мое ребро уврачевало рану твоего ребра, мой сон возбудил тебя из адскаго усыплени. копье, которым Я прободен, остановило обращенное на тебя оружие: итак возстани, выйдем отсюд. враг вывел тебя из рая, а Я тебя возстановляю не в рай, а на небесный престо. Я запретил тебе прикасаться к образному древу жизни, но вот Я сам – Жизнь соединился с тобо. прежде Я повелел херувиму хранить вход в рай, а теперь повелеваю херувимам служить теб. ты скрылся от Бога по нагот. но вот ты сокрыл Меня, истиннаго Бога, в себ. ты облекся в ризы кожаныя, в доказательство посрамления своег. но Я, Бог, облекся в кровавую ризу плоти твоей: итак возстаньте, выйдем отсюда, – из смерти в жизнь, из тления в нетление, из тьмы в вечный све. возстаньте, выйдем отсюда, – из скорби в радость, из рабства в свободу, из плена в райское наслаждение, от земли на небо: ибо Я для того и умер и воскрес, да и живыми и мертвыми облада. возстаньте, выйдем отсюда: ибо Отец мой небесный ожидает овцу погибшу. девяносто девять овец, то есть, Ангелов ожидают со-раба своего Адама, когда он воскреснет, когда возстанет и взойдет к Богу. Херувимский престол уготова. имеющие вознести вас на небо быстры в исполнении повелени. небесныя селения уготован. сокровищницы благ открыт. царство небесное прежде веков уготован. человека ожидают такия блага, каких «око не виде, ухо не слыша, и» кои «на сердце человеку не взыдоша»(1Кор.2:9).

_____________________
Фрагмент из книги:
«Христианское чтение»
Глава: «Слово на Великую Субботу»
Автор: свт. Епифаний Кипрский (Spuria)

***

Мысли свт. Феофана Затворника
Феофан

Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча.
Когда же снисшел Господь – все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай – только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.

_____________________
Фрагмент из книги:
«Мысли на каждый день года»
Глава: «(Рим.6:3–1. Мф.28:1–20)»
Автор: Святитель Феофан Затворник


Тропарь
Благообразный Иосиф,/ с древа снем пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив,// и вонями во гробе нове покрыв положи.Слава: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/ тогда ад умертвил еси блистанием Божества./ Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/ вся силы Небесныя взываху:// Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.И ныне: Мироносицам женам при гробе представ, Ангел вопияше:/ мира мертвым суть прилична,// Христос же истления явися чуждь.

Кондак
Бездну заключивый, мертв зрится,/ и смирною и плащаницею обвився,/ во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный/ жены же приидоша помазати Его миром,/ плачущи горько и вопиющия:/ сия Суббота есть Преблагословенная,// в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.


Вместо Херувимской песни
Тропарь
Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Задостойник
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия.


Рецензии